Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Условия обучения [13].

Данный фактор, является азбукой для нормального обучения работников. Чем лучше условия обучения, тем сплоченнее и дружнее коллектив.

  • Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени [7].

Не секрет, что не все работники могут справляться со своими проблемами, которые возникают у них вне работы. Как правило, это серьезно отражается на эмоциональной атмосфере внутри коллектива.

В зависимости от характера СПК его воздействие на личность будет различным - стимулировать к работе, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к рабочим и нравственным потерям.

СПК делят на благоприятные и неблагоприятные. Причем рассматриваются благоприятные СПК и их особенности, а неблагоприятные воспринимаются, как полная противоположность предыдущим.

А именно социально–психологический климат включает в себя:

  • терпимость к чужому мнению
  • высокая степень эмоциональной включенности
  • доверие и высокая требовательность друг к другу
  • доброжелательная и деловая критика
  • достаточная информированность
  • принятие на себя ответственности
  • принятие на себя ответственности
  • чувство безопасности
  • достаточная информированность
  • свободное выражение собственного мнения
  • положительное отношение друг к другу
  • отсутствие давления руководителей
  • удовлетворенность трудом [20].

Чтобы любой рабочий коллектив не потерял способность заниматься, необходимо, заботясь о подчиненных, сохранять приверженность конкретным действиям, которые можно объективно измерять.

Вывод:

В главе нами были изучены литературные источники, которые посвящены изучению группового поведения и социально-психологическому климату групп. Были рассмотрены виды группового поведения и ее необходимость в жизни каждого человека. Мнения различные ученых, касающиеся вопроса о влиянии группового поведения на социально-психологический климат, сходят в одном, что групповое поведение – это гарантия сплоченности коллектива и как следствие, его высокой рабочей деятельности.

Особенности социально-психологического климата в коллективе, связаны с тем, что именно этот климат дает возможность сотруднику чувствовать себя комфортно в коллективе, и рнабота для него становится тогда не в тягость, а приносит удовольствие, что сразу же отражается на его деятельности.


В основе любого положительного социально-психологического климата лежат факторы, которые влияют на его формирование, и о наличии которых хорошо должен знать руководитель для плодотворной и продуктивной деятельности.

Таким образом, формирование благоприятного социально-психологического климата – длительный, зачастую постоянно действующий в рабочем коллективе сложный и трудоемкий процесс.

Глава 2. Изучение влияния группового поведения на социально-психологический климат группы

2.1. Цель и задачи исследования

Цель нашего исследования: изучение уровня группового поведения.

Задачи для исследования, были выбраны следующие:

  • Ознакомится с литературой по теме нашего исследования.
  • Сделать исследование группового поведения в цехах №1 и №2.
  • Сделать анализ социально-психологического климата группы.
  • Сравнить полученные результаты и сделать выводы.

Для проведения нашего исследования, были выбраны несколько цеховых коллективов.

Количество исследованных в 1 коллективе 18 человек 1 цех.

Количество исследованных во 2 коллективе 17 человек 2 цех.

Возраст и род деятельности практически одинаковый. Из этических соображений фамилии и имена рабочих не указывается, а только присваивается номер.

Следует отметить, что и в начале и во время проведения исследования рабочие проявляли дружеское расположение, с интересом участвовали в самом исследовании. Так же хочется отметить, что все исследуемые были искренние, и даже находились те, что не против посплетничать о своих товарищах. Поэтому в искренности ответов на поставленные задания мы не сомневаемся и считаем, что данные исследования вполне соответствуют действительности.

Для исследования мы использовали такие методики:

  1. Тест эмпатийного потенциала личности разработанного И. М. Юсуповым
  2. Метод диагностики уровня способностей В.В. Бойко.
  3. ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.


2.2. Описание методов исследования

Дадим краткое описание каждого метода исследования, выбранного нами.

Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).

Данный метод представляет собой опросник с 36 утверждениями (содержание вопросов находятся в книге Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999 или на сайте www/hsyera.ru).

Метод основан на том, что сочувствие и сопереживание у человека может возникнуть не только к реальным людям, но и к изображениям. Например, книги, театр, кинофильм, скульптура, живопись и т.д.

Ход проведения:

Исследователь во время диагностики предлагает участникам эксперимента определенные бланки для заполнения. Объясняя им, что нельзя пропускать вопросы, а так же данные ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому можно быть откровенным. Предупреждает всех, что время тестирования ограничено, поэтому ответы необходимо давать быстро, не рассуждая, а только те, которые пришли сразу.

Далее полученные результаты разносят по шести шкалам эмпатии:

1 шкала – родители (№ утверждения 10,13,16)

2 шкала – животные (№ утверждения 19, 22, 25)

3 шкала – старики (№ утверждения 2, 5, 3)

4 шкала – дети (№ утверждения 26, 29, 32)

5 шкала – герои литературных произведений (№ утверждения 9, 12, 15)

6 шкала - незнакомые или совсем чужие люди (№ утверждения 21, 24, 27).

Оценивание ответов:

«не знаю» - 0 баллов,

«никогда или нет» - 1 балл,

«иногда» - 2 балла,

«часто» - 3 балла,

«почти всегда» - 4 балла,

«всегда или да» - 5 баллов.

Уровень эмпатии

27-30 баллов - Очень высокий (82-90)

20-26 баллов – Высокий (63-81)

13-19 баллов - Средний (37-62)

7-12 баллов – Низкий (12-36)

0-6 баллов - Очень низкий (5-11)

Метод диагностики уровня способностей В.В. Бойко

Смысл данного метода заключается в том, что выделяются каналы структуры коллективизма.

  1. Рациональный канал.

Направленность восприятия и внимания на другого человека. Данный канал считается спонтанным. Поэтому в данном канале следует искать мотивацию положительного отношения одного человека к другому.

  1. Эмоциональный канал.

Показывает степень эмоционального переживания проблем и трудностей одного человека к другому.

  1. Интуитивный канал.

Помощь в нахождении выхода из сложившейся ситуации одного человека другим на основе собственного опыта.


Предлагается ряд, состоящий из 36 вопросов.

(Подробнее:http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)

Если исследуемый согласен, он напротив утверждения ставит «+»;

Если нет, то «-».

Оценка:

Полученные результаты заносят в таблицу шести шкал:

  • 1 шкала - Рациональный канал: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31.
  • 2 шкала - Эмоциональный канал: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32.
  • 3 шкала - Интуитивный канал: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33.
  • 4 шкала – Установки: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34.
  • 5 шкала – Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35.
  • 6 шкала - Идентификация: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36.

После полученных показателей исследования (приложение 3 и 4), количество суммируется и дается оценка результата.

Максимально по шкале – от 0-6 баллов.

Максимально по всему тесту – 0-36 баллов.

Оценка:

0-14 баллов – низкая;

15-21 –заниженная;

22-29 – средняя;

30 и выше – высокая.

ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.

С помощью данной методики определяется уровень оценки развития группы на основе анализа ее социально-психологических состояний и для прогнозирования успешности ее деятельности. Опрос производят индивидуально с каждым членом группы.

(Подробнее: http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)

Далее заполняются бланки, где производится оценка результата опроса.

уровни

Оценка результата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

подготовленность к деятельности

направленность

организованность

активность

сплоченность

интегративность

референтность

Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.


Оценка:

1-3 балла – группа незрелая и не способная справиться с поставленными задачами.

4-6 баллов – незрелая группа, справляется с поставленными задачами частично.

7-9 баллов – группа имеет среднюю зрелость и справляется с поставленными задачами.

10-12 баллов – группа зрелая и качественно справляется с поставленными задачами.

Делая анализ социально-психологической характеристики группы, мы в первую очередь, обращали в внимание на внутреннюю психологическую атмосферу внутри группы и на умение группы выполнить поставленные перед ней задачи.

2.3. Анализ полученных результатов исследования

Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).

После получение данных суммируют баллы и определяют уровень эмпатии. Для удобства мы составили общую таблицу.

Таблица 1

Общая таблица показателей исследования

группа

УРОВНИ

Очень низкий

низкий

средний

высокий

Очень высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

0

0

0

0

0

0

10

58

8

42

2

0

0

3

17,6

7

41

6

35,3

1

6,1

По показателям таблицы построим график (рис.1).

Рис.1 – График показателей метода экспресс - диагностики эмпатии

По построенному графику видно, что уровень эмпатии выше в обеих группах.

Метод диагностики В.В. Бойко

После проведения исследования мы полученные результаты поместили в одну общую таблицу 2 и построили диаграмму (рис.2).

Таблица 2

Общие показатели исследования по методике диагностики В.В. Бойко

уровни

Низкая

Заниженная

Средняя

Высокая

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

0

0

0

0

10

55

8

45

2

0

0

2

11,7

4

23,5

11

64,8