Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы изучения влияния эмпатии на социально-психологический климат группы
1.1. Особенности социально-психологического климата в коллективе
1.2. Понятие группового поведения
1.3. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в коллективе
Глава 2. Изучение влияния группового поведения на социально-психологический климат группы
2.1. Цель и задачи исследования
- Условия обучения [13].
Данный фактор, является азбукой для нормального обучения работников. Чем лучше условия обучения, тем сплоченнее и дружнее коллектив.
- Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени [7].
Не секрет, что не все работники могут справляться со своими проблемами, которые возникают у них вне работы. Как правило, это серьезно отражается на эмоциональной атмосфере внутри коллектива.
В зависимости от характера СПК его воздействие на личность будет различным - стимулировать к работе, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к рабочим и нравственным потерям.
СПК делят на благоприятные и неблагоприятные. Причем рассматриваются благоприятные СПК и их особенности, а неблагоприятные воспринимаются, как полная противоположность предыдущим.
А именно социально–психологический климат включает в себя:
- терпимость к чужому мнению
- высокая степень эмоциональной включенности
- доверие и высокая требовательность друг к другу
- доброжелательная и деловая критика
- достаточная информированность
- принятие на себя ответственности
- принятие на себя ответственности
- чувство безопасности
- достаточная информированность
- свободное выражение собственного мнения
- положительное отношение друг к другу
- отсутствие давления руководителей
- удовлетворенность трудом [20].
Чтобы любой рабочий коллектив не потерял способность заниматься, необходимо, заботясь о подчиненных, сохранять приверженность конкретным действиям, которые можно объективно измерять.
Вывод:
В главе нами были изучены литературные источники, которые посвящены изучению группового поведения и социально-психологическому климату групп. Были рассмотрены виды группового поведения и ее необходимость в жизни каждого человека. Мнения различные ученых, касающиеся вопроса о влиянии группового поведения на социально-психологический климат, сходят в одном, что групповое поведение – это гарантия сплоченности коллектива и как следствие, его высокой рабочей деятельности.
Особенности социально-психологического климата в коллективе, связаны с тем, что именно этот климат дает возможность сотруднику чувствовать себя комфортно в коллективе, и рнабота для него становится тогда не в тягость, а приносит удовольствие, что сразу же отражается на его деятельности.
В основе любого положительного социально-психологического климата лежат факторы, которые влияют на его формирование, и о наличии которых хорошо должен знать руководитель для плодотворной и продуктивной деятельности.
Таким образом, формирование благоприятного социально-психологического климата – длительный, зачастую постоянно действующий в рабочем коллективе сложный и трудоемкий процесс.
Глава 2. Изучение влияния группового поведения на социально-психологический климат группы
2.1. Цель и задачи исследования
Цель нашего исследования: изучение уровня группового поведения.
Задачи для исследования, были выбраны следующие:
- Ознакомится с литературой по теме нашего исследования.
- Сделать исследование группового поведения в цехах №1 и №2.
- Сделать анализ социально-психологического климата группы.
- Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Для проведения нашего исследования, были выбраны несколько цеховых коллективов.
Количество исследованных в 1 коллективе 18 человек 1 цех.
Количество исследованных во 2 коллективе 17 человек 2 цех.
Возраст и род деятельности практически одинаковый. Из этических соображений фамилии и имена рабочих не указывается, а только присваивается номер.
Следует отметить, что и в начале и во время проведения исследования рабочие проявляли дружеское расположение, с интересом участвовали в самом исследовании. Так же хочется отметить, что все исследуемые были искренние, и даже находились те, что не против посплетничать о своих товарищах. Поэтому в искренности ответов на поставленные задания мы не сомневаемся и считаем, что данные исследования вполне соответствуют действительности.
Для исследования мы использовали такие методики:
- Тест эмпатийного потенциала личности разработанного И. М. Юсуповым
- Метод диагностики уровня способностей В.В. Бойко.
- ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
2.2. Описание методов исследования
Дадим краткое описание каждого метода исследования, выбранного нами.
Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).
Данный метод представляет собой опросник с 36 утверждениями (содержание вопросов находятся в книге Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999 или на сайте www/hsyera.ru).
Метод основан на том, что сочувствие и сопереживание у человека может возникнуть не только к реальным людям, но и к изображениям. Например, книги, театр, кинофильм, скульптура, живопись и т.д.
Ход проведения:
Исследователь во время диагностики предлагает участникам эксперимента определенные бланки для заполнения. Объясняя им, что нельзя пропускать вопросы, а так же данные ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому можно быть откровенным. Предупреждает всех, что время тестирования ограничено, поэтому ответы необходимо давать быстро, не рассуждая, а только те, которые пришли сразу.
Далее полученные результаты разносят по шести шкалам эмпатии:
1 шкала – родители (№ утверждения 10,13,16)
2 шкала – животные (№ утверждения 19, 22, 25)
3 шкала – старики (№ утверждения 2, 5, 3)
4 шкала – дети (№ утверждения 26, 29, 32)
5 шкала – герои литературных произведений (№ утверждения 9, 12, 15)
6 шкала - незнакомые или совсем чужие люди (№ утверждения 21, 24, 27).
Оценивание ответов:
«не знаю» - 0 баллов,
«никогда или нет» - 1 балл,
«иногда» - 2 балла,
«часто» - 3 балла,
«почти всегда» - 4 балла,
«всегда или да» - 5 баллов.
Уровень эмпатии
27-30 баллов - Очень высокий (82-90)
20-26 баллов – Высокий (63-81)
13-19 баллов - Средний (37-62)
7-12 баллов – Низкий (12-36)
0-6 баллов - Очень низкий (5-11)
Метод диагностики уровня способностей В.В. Бойко
Смысл данного метода заключается в том, что выделяются каналы структуры коллективизма.
- Рациональный канал.
Направленность восприятия и внимания на другого человека. Данный канал считается спонтанным. Поэтому в данном канале следует искать мотивацию положительного отношения одного человека к другому.
- Эмоциональный канал.
Показывает степень эмоционального переживания проблем и трудностей одного человека к другому.
- Интуитивный канал.
Помощь в нахождении выхода из сложившейся ситуации одного человека другим на основе собственного опыта.
Предлагается ряд, состоящий из 36 вопросов.
(Подробнее:http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)
Если исследуемый согласен, он напротив утверждения ставит «+»;
Если нет, то «-».
Оценка:
Полученные результаты заносят в таблицу шести шкал:
- 1 шкала - Рациональный канал: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31.
- 2 шкала - Эмоциональный канал: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32.
- 3 шкала - Интуитивный канал: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33.
- 4 шкала – Установки: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34.
- 5 шкала – Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35.
- 6 шкала - Идентификация: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36.
После полученных показателей исследования (приложение 3 и 4), количество суммируется и дается оценка результата.
Максимально по шкале – от 0-6 баллов.
Максимально по всему тесту – 0-36 баллов.
Оценка:
0-14 баллов – низкая;
15-21 –заниженная;
22-29 – средняя;
30 и выше – высокая.
ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
С помощью данной методики определяется уровень оценки развития группы на основе анализа ее социально-психологических состояний и для прогнозирования успешности ее деятельности. Опрос производят индивидуально с каждым членом группы.
(Подробнее: http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)
Далее заполняются бланки, где производится оценка результата опроса.
уровни |
Оценка результата |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
подготовленность к деятельности |
||||||||||||
направленность |
||||||||||||
организованность |
||||||||||||
активность |
||||||||||||
сплоченность |
||||||||||||
интегративность |
||||||||||||
референтность |
Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.
Оценка:
1-3 балла – группа незрелая и не способная справиться с поставленными задачами.
4-6 баллов – незрелая группа, справляется с поставленными задачами частично.
7-9 баллов – группа имеет среднюю зрелость и справляется с поставленными задачами.
10-12 баллов – группа зрелая и качественно справляется с поставленными задачами.
Делая анализ социально-психологической характеристики группы, мы в первую очередь, обращали в внимание на внутреннюю психологическую атмосферу внутри группы и на умение группы выполнить поставленные перед ней задачи.
2.3. Анализ полученных результатов исследования
Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).
После получение данных суммируют баллы и определяют уровень эмпатии. Для удобства мы составили общую таблицу.
Таблица 1
Общая таблица показателей исследования
группа |
УРОВНИ |
|||||||||
Очень низкий |
низкий |
средний |
высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
58 |
8 |
42 |
2 |
0 |
0 |
3 |
17,6 |
7 |
41 |
6 |
35,3 |
1 |
6,1 |
По показателям таблицы построим график (рис.1).
Рис.1 – График показателей метода экспресс - диагностики эмпатии
По построенному графику видно, что уровень эмпатии выше в обеих группах.
Метод диагностики В.В. Бойко
После проведения исследования мы полученные результаты поместили в одну общую таблицу 2 и построили диаграмму (рис.2).
Таблица 2
Общие показатели исследования по методике диагностики В.В. Бойко
уровни |
||||||||
Низкая |
Заниженная |
Средняя |
Высокая |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
55 |
8 |
45 |
2 |
0 |
0 |
2 |
11,7 |
4 |
23,5 |
11 |
64,8 |