Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы изучения влияния эмпатии на социально-психологический климат группы
1.1. Особенности социально-психологического климата в коллективе
1.2. Понятие группового поведения
1.3. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в коллективе
Глава 2. Изучение влияния группового поведения на социально-психологический климат группы
2.1. Цель и задачи исследования
Введение
На современном этапе развития рыночной экономии вопрос о социально-психологическом климате в коллективе работников встал очень остро. Именно положительный уровень климата может принести высокую продуктивность производительности труда, что имеет огромное значение для развития бизнеса любого предприятия и фирмы.
В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия, только тогда коллектив становится могучим средством формирования личности и возникает положительный психологический климат.
Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы этих взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие социально-психологического климата, но и на поведение личности в целом.
Исходя из вышеизложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и своевременным исследовать влияние стилей группового поведения членов коллектива на различных уровнях формирования социально-психологического климата.
Актуальность обусловила выбор темы исследования «Формирование группового поведения в организации».
Цель исследования: определить существует ли связь между уровнем группового поведения на социально-психологический климат группы.
Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе.
Предмет исследования: влияние стиля группового поведения членов коллектива на социально-психологический климат.
На основании поставленной цели были выделены такие задачи:
- Изучить имеющуюся литературу по теме нашего исследования.
- Сделать анализ понятий группового поведения и социально-психологический климат коллектива.
- Установить возможные связи между составляющими социально-психологического климата коллектива и уровнем группового поведения внутри его.
- Провести исследования влияния группового поведения на социально-психологический климат коллектива.
- Провести эмпирической исследование и сделать анализ полученных результатов.
Методологическая основа исследования:
категории, принципы диалектико-материалистической философии;
ведущие принципы психологии развития групповых отношений: Э. Берна, Г. М. Андреевой, К. Левина, В. Н. Мясищева, Ю. П. Платонова, Д. В. Ушакова и др.
Методы исследования:
- Тест эмпатийного потенциала личности, разработанного И. М. Юсуповым
- Методика диагностики уровня группового поведения В.В. Бойко.
- ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
Организация исследования: Экспериментальное Исследование проводилось на базе предприятия «Торговый дом Москворецкий».
В исследовании участвовало:
Группа 1 – 18 человек 1 цех. Группа 2 – 17 человек 2 цеха.
Практическая значимость работы: изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы групповых взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие социально-психологического климата, но и на поведение личности в целом.
Структура работы соответствует логике, содержанию и результатам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения влияния эмпатии на социально-психологический климат группы
1.1. Особенности социально-психологического климата в коллективе
Современные исследования психологии любого рабочего коллектива предприятия должны иметь направление повышения эффективности функционирования организации в целом, а так же способствовать управлению людьми, которые в силу производственных отношений, вынуждены практически 12 часов находиться рядом.
В производственной психологии понятие группы и коллектив имеют идентичные значения и содержание. Это понятие применяют в любом случае, когда характеризуют психологическую ситуацию любой человеческой общности. Чаще всего к исследованию привлекаются, так называемые, малые группы, которые состоят из 3 – 30 человек. Обычно их группируют в зависимости от общности, которую выделяют на основе общих признаков [3].
Определяя содержание понятия коллектив, в отечественной и зарубежной литературе, можно выделить, что основными характеристиками являются психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов (Шоу М.Р. Бейлз, А. Харе, М. Дойч и др.). В то же время группу (коллектив) определяют, как специфические особенности людей, которые объединены в группы, которые находятся под влияниями социальных факторов [3].
Сегодня считается, что самым полным и удачным определением группы, является определение Г.М.Андреевой, которая характеризует группы, как общность людей, которые вынуждены, находится в постоянном личном контакте друг с другом [7].
При этом переход группы в полноценный коллектив, многими исследователями определяется как социально значимая потребность общества, и самой личности, в выполнении одной задачи, требующей непосредственного общения между собой.
Из сказанного выше, можно сказать, что индивидуумы в процессе своей деятельности объединяются в группы, которые при своем объединении составляют коллектив. А объединение трудовых коллективов и составляет основной стержень общества.
По времени возникновения группы делят на первичные и вторичные. Первичные, как правило, состоят из малого числа людей, которые связаны на основе их индивидуальных особенностях и потребностях. К таким группам относят в первую очередь семью. К вторичным группам относятся объединение людей не по эмоциональным показателям, а по показателям достижения поставленной перед ними единой цели, которую они в совместной деятельности пытаются достичь. Характерной чертой вторичной группы можно считать, своеобразную безликость отношений между людьми [16].
Цель есть – люди объединяются и стремятся к конечному результату ее достижения.
Цели нет – связь людей разрывается, и они объединяются в малые группы, объединенные общими качествами.
Группы:
- Лидерство.
- Коммуникативная связь.
- Направленность.
- Организованность.
- Социально-психологический климат.
- Референтность.
- Эмоциональная сфера.
- Волевая сфера.
Сегодня существует иерархия контактных групп:
- Диффузная группа
(объединена только симпатиями или антипатиями).
- Ассоциативная группа
(объединена только личными интересами и значимыми целями).
- Корпорация
(объединена единой групповой деятельностью) [15].
Но, как и любое объединение людей, чем ближе оно находится к поставленной цели и ее реализации, тем больше личность может проявить себя в этой деятельности. И наоборот, чем дальше группа, тем меньше возможности личностного проявления человека.
Но так же следует отметить, что создание и рабочая деятельность любого группового объединения людей всегда подчиняются определенным законам, имеющихся факторов.
А именно:
- Внегрупповые:
- физические
- социальные
- Внеличностные:
- однородность
- разнородность
- Внутриличностные:
- индивидуально-психологические особенности
- исходные мнения, оценки
- Внутригрупповые [19].
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.
Современные исследователи на основании анализа групп, сделали такие выводы:
- А.И.Донцов считает, что проблема любой группы – это проблема всего общества [11].
- А.В. Петровский считает, что только потребность общества диктует состав и направленность группы [21].
- Г.М. Андреева считает, что группа это совокупность людей связанная общественными потребностями. И др. [17].
Но мнение всех авторов сходятся в том, что для плодотворной работы группы необходимы следующие условия:
- Успешно выполнять поставленные задачи.
- Иметь здоровые между собой отношения.
- Не мешать друг другу в развитии личности.
- Создавать условия необходимые для профессионального развития личности.
- Быть готовым к творческой работе [13].
Поэтому психологически развитой как коллектив, можно считать группу, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, такие как коллективистские отношения.
По мнению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоурна, существуют определенные факторы, влияющие на работу группы:
- Размер группы.
- Состав группы.
- Сплоченность группы.
- Групповое единомыслие.
- Конфликтность [2].
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний рабочего коллектива, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми работником при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность;
- защищённость;
- мобильность;
- креативность;
- оптимизм;
- инициативность;
- работоспособность;
- свобода "я".
В случае благоприятного психологического климата:
- незащищенность,
- леность,
- агрессивность,
- пессимизм,
- зажатость,
- пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему взаимоотношению работников и полноценному развитию их личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в цехе является важным компонентом для формирования рабочего коллектива.
Таким образом, если собрать в одно целое, все необходимые условия создания группы, можно сказать, что главными показателями общности людей являются: эффективное и правильное руководство, наличие общих интересов, как учебных, так и личностных.
Подводя итог вышесказанному успех совместной деятельности, обеспечивает присутствие идеологических взглядов, высокая мотивация, оптимальные психофизиологические качества каждого рабочего и служащего в цехе.
1.2. Понятие группового поведения
Любая организация — это совокупность различных профессиональных групп, которые соединяются в подразделения. Социальная группа — это относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества
В процессе общения члены группы воспринимают друг друга и обязательно оценивают. В результате такого межличностного оценивания создается своеобразный «образ» у каждого члена группы о каждом члене группы, о группе в целом и у группы о каждом члене группы. Эти образы формируют социальные ожидания (экспектации), прогнозы.
В зависимости от содержания прогноза (например: этот член группы - умен, грамотен, поможет, защитит; а этот глуп, хитер, безграмотен, подставит подножку, осудит). И меры общей привлекательности формируется эмоциональная окраска образа, возникают симпатии, антипатии, образуются неформальные отношения, эти отношения закрепляются в статусно- ролевой структуре группы.
Как продукт деловых и межличностных отношений возникают внутригрупповые, конвенциальные (договорные) нормы поведения, система ценностных ориентации. И хотя никаких специальных мероприятий, собраний, открытых договоренностей не происходит, каждый член группы интуитивно понимает, что ему в группе «можно», а что «нельзя», что с точки зрения группы «хорошо», а что «плохо». Влияние этих норм и ценностей на поведение каждого члена группы весьма существенно.