Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития рыночной экономии вопрос о социально-психологическом климате в коллективе работников встал очень остро. Именно положительный уровень климата может принести высокую продуктивность производительности труда, что имеет огромное значение для развития бизнеса любого предприятия и фирмы.

В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия, только тогда коллектив становится могучим средством формирования личности и возникает положительный психологический климат.

Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы этих взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие социально-психологического климата, но и на поведение личности в целом.

Исходя из вышеизложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и своевременным исследовать влияние стилей группового поведения членов коллектива на различных уровнях формирования социально-психологического климата.

Актуальность обусловила выбор темы исследования «Формирование группового поведения в организации».

Цель исследования: определить существует ли связь между уровнем группового поведения на социально-психологический климат группы.

Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе.

Предмет исследования: влияние стиля группового поведения членов коллектива на социально-психологический климат.

На основании поставленной цели были выделены такие задачи:

  • Изучить имеющуюся литературу по теме нашего исследования.
  • Сделать анализ понятий группового поведения и социально-психологический климат коллектива.
  • Установить возможные связи между составляющими социально-психологического климата коллектива и уровнем группового поведения внутри его.
  • Провести исследования влияния группового поведения на социально-психологический климат коллектива.
  • Провести эмпирической исследование и сделать анализ полученных результатов.

Методологическая основа исследования:

категории, принципы диалектико-материалистической философии;

ведущие принципы психологии развития групповых отношений: Э. Берна, Г. М. Андреевой, К. Левина, В. Н. Мясищева, Ю. П. Платонова, Д. В. Ушакова и др.

Методы исследования:

  • Тест эмпатийного потенциала личности, разработанного И. М. Юсуповым
  • Методика диагностики уровня группового поведения В.В. Бойко.
  • ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.

Организация исследования: Экспериментальное Исследование проводилось на базе предприятия «Торговый дом Москворецкий».

В исследовании участвовало:

Группа 1 – 18 человек 1 цех. Группа 2 – 17 человек 2 цеха.

Практическая значимость работы: изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы групповых взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие социально-психологического климата, но и на поведение личности в целом.

Структура работы соответствует логике, содержанию и результатам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения влияния эмпатии на социально-психологический климат группы

1.1. Особенности социально-психологического климата в коллективе

Современные исследования психологии любого рабочего коллектива предприятия должны иметь направление повышения эффективности функционирования организации в целом, а так же способствовать управлению людьми, которые в силу производственных отношений, вынуждены практически 12 часов находиться рядом.

В производственной психологии понятие группы и коллектив имеют идентичные значения и содержание. Это понятие применяют в любом случае, когда характеризуют психологическую ситуацию любой человеческой общности. Чаще всего к исследованию привлекаются, так называемые, малые группы, которые состоят из 3 – 30 человек. Обычно их группируют в зависимости от общности, которую выделяют на основе общих признаков [3].

Определяя содержание понятия коллектив, в отечественной и зарубежной литературе, можно выделить, что основными характеристиками являются психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов (Шоу М.Р. Бейлз, А. Харе, М. Дойч и др.). В то же время группу (коллектив) определяют, как специфические особенности людей, которые объединены в группы, которые находятся под влияниями социальных факторов [3].


Сегодня считается, что самым полным и удачным определением группы, является определение Г.М.Андреевой, которая характеризует группы, как общность людей, которые вынуждены, находится в постоянном личном контакте друг с другом [7].

При этом переход группы в полноценный коллектив, многими исследователями определяется как социально значимая потребность общества, и самой личности, в выполнении одной задачи, требующей непосредственного общения между собой.

Из сказанного выше, можно сказать, что индивидуумы в процессе своей деятельности объединяются в группы, которые при своем объединении составляют коллектив. А объединение трудовых коллективов и составляет основной стержень общества.

По времени возникновения группы делят на первичные и вторичные. Первичные, как правило, состоят из малого числа людей, которые связаны на основе их индивидуальных особенностях и потребностях. К таким группам относят в первую очередь семью. К вторичным группам относятся объединение людей не по эмоциональным показателям, а по показателям достижения поставленной перед ними единой цели, которую они в совместной деятельности пытаются достичь. Характерной чертой вторичной группы можно считать, своеобразную безликость отношений между людьми [16].

Цель есть – люди объединяются и стремятся к конечному результату ее достижения.

Цели нет – связь людей разрывается, и они объединяются в малые группы, объединенные общими качествами.

Группы:

  • Лидерство.
  • Коммуникативная связь.
  • Направленность.
  • Организованность.
  • Социально-психологический климат.
  • Референтность.
  • Эмоциональная сфера.
  • Волевая сфера.

Сегодня существует иерархия контактных групп:

  • Диффузная группа

(объединена только симпатиями или антипатиями).

  • Ассоциативная группа

(объединена только личными интересами и значимыми целями).

  • Корпорация

(объединена единой групповой деятельностью) [15].

Но, как и любое объединение людей, чем ближе оно находится к поставленной цели и ее реализации, тем больше личность может проявить себя в этой деятельности. И наоборот, чем дальше группа, тем меньше возможности личностного проявления человека.

Но так же следует отметить, что создание и рабочая деятельность любого группового объединения людей всегда подчиняются определенным законам, имеющихся факторов.

А именно:

  1. Внегрупповые:
  • физические
  • социальные
  1. Внеличностные:

  • однородность
  • разнородность
  1. Внутриличностные:
  • индивидуально-психологические особенности
  • исходные мнения, оценки
  1. Внутригрупповые [19].

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

Современные исследователи на основании анализа групп, сделали такие выводы:

  • А.И.Донцов считает, что проблема любой группы – это проблема всего общества [11].
  • А.В. Петровский считает, что только потребность общества диктует состав и направленность группы [21].
  • Г.М. Андреева считает, что группа это совокупность людей связанная общественными потребностями. И др. [17].

Но мнение всех авторов сходятся в том, что для плодотворной работы группы необходимы следующие условия:

  • Успешно выполнять поставленные задачи.
  • Иметь здоровые между собой отношения.
  • Не мешать друг другу в развитии личности.
  • Создавать условия необходимые для профессионального развития личности.
  • Быть готовым к творческой работе [13].

Поэтому психологически развитой как коллектив, можно считать группу, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, такие как коллективистские отношения.

По мнению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоурна, существуют определенные факторы, влияющие на работу группы:

  • Размер группы.
  • Состав группы.
  • Сплоченность группы.
  • Групповое единомыслие.
  • Конфликтность [2].

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний рабочего коллектива, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Преобладающими эмоциями, испытываемыми работником при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность;
  • защищённость;
  • мобильность;
  • креативность;
  • оптимизм;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • свобода "я".

В случае благоприятного психологического климата:


  • незащищенность,
  • леность,
  • агрессивность,
  • пессимизм,
  • зажатость,
  • пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему взаимоотношению работников и полноценному развитию их личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в цехе является важным компонентом для формирования рабочего коллектива.

Таким образом, если собрать в одно целое, все необходимые условия создания группы, можно сказать, что главными показателями общности людей являются: эффективное и правильное руководство, наличие общих интересов, как учебных, так и личностных.

Подводя итог вышесказанному успех совместной деятельности, обеспечивает присутствие идеологических взглядов, высокая мотивация, оптимальные психофизиологические качества каждого рабочего и служащего в цехе.

1.2. Понятие группового поведения

Любая организация — это совокупность различных профессиональных групп, которые соединяются в подразделения. Социальная группа — это относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества

В процессе общения члены группы воспринимают друг друга и обязательно оценивают. В результате такого межличностного оценивания создается своеобразный «образ» у каждого члена группы о каждом члене группы, о группе в целом и у группы о каждом члене группы. Эти образы формируют социальные ожидания (экспектации), прогнозы.

В зависимости от содержания прогноза (например: этот член группы - умен, грамотен, поможет, защитит; а этот глуп, хитер, безграмотен, подставит подножку, осудит). И меры общей привлекательности формируется эмоциональная окраска образа, возникают симпатии, антипатии, образуются неформальные отношения, эти отношения закрепляются в статусно- ролевой структуре группы.

Как продукт деловых и межличностных отношений возникают внутригрупповые, конвенциальные (договорные) нормы поведения, система ценностных ориентации. И хотя никаких специальных мероприятий, собраний, открытых договоренностей не происходит, каждый член группы интуитивно понимает, что ему в группе «можно», а что «нельзя», что с точки зрения группы «хорошо», а что «плохо». Влияние этих норм и ценностей на поведение каждого члена группы весьма существенно.