Файл: Игра как метод воспитания ( Наиболее важные функции игры ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому выведены соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

3) развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!». [3, 7]

Выводы 1главы

Таким образом, можно сделать вывод, что проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны ребенок отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время просиживая часами за компьютером или бесцельно гуляя по улицам, а получает новые знания и воспитание в игре и раскрывает при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра, поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая это, следует рассматривать игру как метод воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. Практическая часть исследования

Проходя практику в МАДОУ №72 детского сада комбинированного вида (далее ДОУ). Детский сад располагается в отдельном здании, имеет 9 групп с полным комплексом вспомогательных помещений, участками для прогулок. Учреждение оборудовано медицинским кабинетом, физкультурным и музыкальным залом, кабинетом учителя-логопеда и педагога психолога. С детьми занимаются, в том числе, квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский персонал.

Многие из поставленных задач в педагогике детского сада решались словесно. Представляло собой это своеобразное внушение детям, не опирались на ход детской жизни. Хорошо известен факт, что воспитателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают между детьми в их играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка – полное проявление его личности. Столкновения и противоречия здесь естественны и неизбежны. Но странно другое – то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное, и воспитатели не считаются с тем, что в этих факторах отражены черты детской жизни. События, происходящие в детской среде, сами подскажут, какие воспитательные задачи решать, в какой последовательности и как эти задачи будут относиться к отдельным детям, коллективу. Необходимо не только осторожно влиять на эти события, но и предвидеть их ход.


Нужно иметь в виду, что ценность той или иной игры заключается не только в процессе развития движения, формирования воображения, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного создает, какие качества нравственного порядка активизирует. В свое время А.М. Горький думал о таких игрушках для детей, которые активно развивали бы в них коллективистов с ранних лет жизни. Значит, дело не в том, к какому виду принадлежит та или иная игра, а в том, какова ее роль в организации жизни детей, что она в них воспитывает, соответствует ли это требование нашему времени.

2.1 Нравственное воспитание во время игры

На основе общественности как качества, характерного для личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношения. Жизнь детей в играх открывают нам путь и сферу воспитания, в гущу тех вопросов, которые связаны с поведением и отношением детей к окружающим, друг к другу.

Именно в их игровой жизни с необыкновенной яркостью обнаруживается сложная область поступка, отношения. Это тот слой, который скрыт завесой образов самой игры (добрых и строгих мам, отважных капитанов, неустрашимых летчиков), скрыт за всем тем, чем питается и живет детская фантазия. За этим внешним, по отношению к сущности детской жизни, в игре, слоем существуют те действительные отношения, в которых находятся играющие, дети.

Для того чтобы правильно определить метод воспитания, формирования человеческих отношений, характеров, надо видеть поступки играющих детей и причины, вызвавшие их в каждый данный момент взаимодействия.

Как часто мы готовы высказывать детям различные моральные поучения «так не хорошо», «надо быть добрым», «надо играть дружно», искренне полагая, что в этом и заключается воспитательная работа.

Говоря ребенку; «Не отнимай игрушку», мы преподносим ему моральную норму, но это малышу еще ничего не дает, не воспитывает, а делает его беспомощным, а в ряде случаев и завистливым: все-таки право на стороне взрослого, сказавшего эту фразу. Он на этом будет настаивать, и ребенок должен уступить. Сколько раз нужно уступить? И почему нужно уступать? Потому, что это требует взрослый? Но непосредственно преподносимая ребенку нравственная форма для него неубедительна и не может воспитывать его в желаемом направлении.


Претворение этих нравственных норм мы оставляем на усмотрение самих детей. А они не могут ими воспользоваться в тех сложных для ребенка практических случаях, которые повседневно возникают в их игровой жизни. Именно в играх протекает жизнь детей с их непосредственными потребностями. [15]

Поэтому нужно:

  • закрепить за этим методом воспитания детей необходимое время в педагогическом процессе, соотнеся его с возрастом детей, с другими методами воспитательного процесса;
  • предусмотреть общее содержание и возможности игры в связи с их характером в отдельные периоды жизни детей в детском саду.

В педагогике раннего возраста подготавливаются условия для организации личного поведения ребенка путем воспитания и сосредоточения. Это переходит в игру с предметами, дающую возможность каждому ребенку спокойно быть среди детей этого же возраста, пока еще не общаясь с ними в действии. Эта ступень очень важна для того, чтобы дети могли в большей мере быть самостоятельными в обществе своих товарищей.

Игры рядом опираются на уже достаточно сформировавшуюся сосредоточенность на своей игровой деятельности, позволяющую ребенку спокойно действовать рядом с другими играющими детьми, не отвлекаясь на его игру. Это позволяет детям в группе быть рядом друг с другом, соблюдать «дисциплину расстояния».

На почве формирования общественности открывается широкая возможность подводить детей к нормам морали учиться понимать и оценивать свои действия, поступки в обществе детей. Раньше, чем ребенок будет способен понять что-то сложное из этой области, он усвоит на своем детском опыте некоторые истины. Конечно, это может произойти стихийным путем, но большое место займет планомерное руководство со стороны взрослых.

Ребенок в дошкольном возрасте может знать, что отбирать игрушку у другого ребенка нехорошо, что надо делиться с другими, но это может остаться в пределах хороших рассуждений и быть далеким от действительности.

Другое дело, когда эти же моральные правила формируются на основе практической жизни, игры, в обществе детей, Здесь играет роль не только внушение, но и известные реакции детей, влияние детского общества. Эта мораль действует во много раз сильнее. Если те или иные поступки детей к тому же получили правильное разрешение, вывели ребенка из трудного положения, и взрослые пришли ему на помощь, тогда и сам процесс нравственного воспитания будет включен в повседневную жизнь детей с их детскими интересами.


Таким образом, прослеживается известный механизм, на котором держится жизнь детей, складывается детское общество, а значит, создаются необходимые условия для общественного воспитания.

Вот почему важно в педагогическом процессе использовать игру не только в дидактических, но и широких воспитательных целях организации жизни детей и их деятельности.

Мы говорим о взаимоотношениях в играх потому, что игры, когда ребенок дошкольного возраста играет один со своей игрушкой и как будто не нуждается в общении с детьми, представляют исключение. Большинству детей для развития игры нужно общество детей. Итак, взаимоотношение детей в играх – важнейший элемент существования самой игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства: удовлетворение или недовольство с самим собой и другими, радость, детская гордость, зависть. Гамма этих чувств, переживаний у маленьких детей довольно разнообразна. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны. В них виден контур будущего характера человека,

Как бы широко и интересно не использовалась игра как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребенка в игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они будут в полной мере жить игрой, в игре, Это значит, что в играх ребенок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарование. Здесь зарождается симпатия, дружба. Игра – это доступная каждому ребенку деятельность служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальности и знание языка. [4]

2.2 Организация игровой деятельности

Участвуя в играх, дети открывают для себя новое в окружающем их мире, овладевают навыками. Если для детей игра – неотъемлемая часть жизни, то для воспитателя – это возможность формирования полноценного человека, в естественных для его возрастного развития условиях.

На какие же элементы жизни детей нацелена игра?

На переднем плане находится организация детских интересов. Все, что захватывает и увлекает детей, выражается ими в игре и делает их жизнь радостной. А так как ребенок существо активное, то и интересы его отличаются активным характером. Эти интересы, разумеется, отражаются не только в играх, но имеют более широкую основу – общение ребенка с окружающим миром, людьми. Но все же характерно то, что ребенок, играя, больше всего способен выразить, что его интересует, увлекает, чем он живет в данный момент. В то же время интересы у детей воспитываются.


В играх, естественно, возникают общее желание что-то сообща построить, соорудить, приготовить. Постепенно, в процессе общения, появляются и общие интересы, на основе которых формируются группы детей: одни интересуются играми с движениями, другие – музыкальные, третьи предпочитают ролевые. Посредством этого деления дети и разбиваются на так называемые «группы по интересам».

На протяжении дошкольной жизни изобретаемые детьми игры позволяют раскрывать им свои, дают возможность выражать свои интересы, так как в таких играх сам ребенок легко уравновешивает свои возможности с требованием игры: он перестает играть в «цирк», когда интерес практически исчерпан, и ребенок начинает искать какую-либо замену. [12]

В современном мире встречаются дети с повышенной активностью. Такие дети в играх имеют большой шанс статья настоящими тиранами. К тому же создается ложное мнение о них как хороших организаторах, но на самом деле они достигают какой-то организованности детей в общей игре не совсем положительными средствами. Таким образом, необходимо предотвратить складывающиеся отношения между детьми. Только кропотливая воспитательная работа, прячем очень деликатная, последовательная, может изменить характер взаимоотношений между детьми.

Воспитательный талант, опирающийся на игру как метод воспитания детей, охватывает вопросы формирования поведения детей в коллективе, воспитания навыков общественного поведения, положительных личных качеств.

Для выполнения этой очень важной задачи требуется решение целого ряда вопросов: определение места игры как формы организаций жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения, закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, важную роль играет вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течения дня и года, интересами детей и их возраста.

Так же игры различают по времени их использования. Например утром до завтрака и после него, в промежутках между занятиями, широко развертываются на воздухе и, безусловно, занимают ведущее место после дневного сна. В среднем на игры отводится примерно до трех часов.

Организационное укрепление игры выдвигает требование гармоничного сочетания ее с другими формами; гимнастикой, занятиями, процессами питания, гигиеническими и медицинскими процедурами.

Таким образом, воспитательная система детского сада укрепляется за счет такого важного звена, как планомерного использования игры.