Файл: Игра как метод воспитания ( Наиболее важные функции игры ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
Укрепление игры позволяет расширить связи между играми и трудовым воспитанием. В процессе игр дети приобретают различные трудовые навыки. Они приучаются к выполнению того или иного дела, приобретают привычку к труду, овладевают в полной мере доступными навыками. Труд в форме игры обладает большой воспитательной силой для маленьких детей.
В тех группах, где хорошо организованы игры, значительно облегчается организация занятий: там, где на высоте организация занятий, заметно улучшаются игры. Укрепляя игры, мы можем достичь еще большего всестороннего развития детей.
Определение места игры и времени имеет большое значение. Если дети просто получат больше свободного времени для игр, то это может иметь с большой долей вероятности отрицательное значение. Поэтому важно определить как достичь того чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, всесторонне развивали их, обеспечивали формирование детских коллективов.
Разумеется, важен такой порядок развития игр, который наилучшим образом организует жизнь детей в определенный период времени, учитывая интересы самих детей и предстоящие занятия.
Игры лучше, чем что-либо другое, способствуют проявлению чувств и мыслей ребенка. В соответствии с этим важно дать детям возможность заняться всеми играми, которые их увлекают.
Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала занятий дети могли еще играть 8-10 минут, и те из них для кого день начинается в детском саду рано, продолжили бы свои игры.
Направление игр после завтрака должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящего занятия. Перед занятиями, требующими от детей внимания, не следует проводить игры со всей группой. В этот период проводятся игры с игрушками и ролевые. Но если эти игры не вредны перед занятиями, содержащими много движений, то в случае «сидячих» занятий такие игры утомляют детей, потому что такие игры не приносят разнообразия в двигательный режим ребенка.
В старших группах в течение 8-10 минут дети играют между занятиями. Правильно организованные игры дают детям возможность хорошо отдохнуть. Но чтобы эти игры были действительно отдыхом, они должны содержать лишь незначительную умственную нагрузку: игры с мелкими игрушками, мячом, конструктором.
Нельзя запрещать детям во время перерыва возвращаться к играм, в которые они играли до занятия. [13, 17]
Согласно режиму детского сада после занятий проводится прогулка. С детьми организуют экскурсии, труд, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Кроме того требования подвижности игр должны быть индивидуализированы с учетом здоровья детей. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, быстро согревать детей, давать им отдых, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания.
Строительные игры тоже в значительной мере связаны с сезоном. Летом, например, можно использовать разнообразный естественный материал. Вода и песок должны быть предоставлены детям в изобилии. Содержание ролевых и строительных игр на участке различно. Однако нужно учитывать и требования к подвижности.
Организуются на участке и дидактические игры. Некоторые из них связаны с движениями, например, игра в загадки, когда дети движениями изображают то, что задумали; игры с флажками («самолеты»), где каждый самолет по цвету должен найти свое место на аэродроме. Дидактическими играми пользуются как отдыхом после бега.
Правильная организация игр на воздухе – важный этап развития детей в каждой возрастной группе. Дети получают возможность интересно провести время на воздухе, смена игр, их разнообразие обеспечивают правильное воспитание ребенка.
Дневной сон обеспечивает детям полный отдых, поэтому условия для игры вечером исключительно благоприятны. Вполне возможно, что вечером дети захотят продолжить начатые ранее игры. Вечером имеется достаточно времени, чтобы развивать ролевые игры, делать постройки. Эти игры богаты разнообразными возможностями формирования чувств и отношений детей. Также можно использовать дидактические игры. В них выявляется кругозор ребенка, его умственные интересы. Для успешного их проведения необходимо ознакомить детей с определенными правилами. [12, 13]
2.3 Современные варианты игр
Игра важна, прежде всего, тем, что она способна организовать жизнь ребенка. Поэтому огромнейшее значение имеет организация игровой деятельности.
Теоретик советского дошкольного воспитания Э.А. Аркин выразил это требование следующим образом: «В жизни ребенка игра не выполняет одной, какой либо определенной, замкнутой, изолированной функции. Игра для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых – источник радости. Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания». [6]
Сочетая дидактические игры с другими видами игр, можно добиться значительных успехов во всестороннем развитии детей.
Или же игра "Найди предмет по описанию», задача которой заключается в воспитании и умения находить предмет по его наиболее характерным признакам; развитии наблюдательности, находчивости; в обучении детей описывать предмет не называя его; в воспитании выдержки.
Очень важны игры способствующие развитию слухового зрительного, вкусового, обонятельного, осязательного восприятия. Узнавание и определение предметов при помощи органов чувств не является самоцелью, но это ступень для дальнейшего ознакомления ребенка с окружающей действительностью. Например, такие игры как «Узнай на вкус», упражняя детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький). Такая игра позволяет активизировать речь, развить память, сосредоточенность, выдержку. Игра «Сова» приучает детей слушать стихотворение, понимать его смысл, действовать по сигналу. [11]
Так в игре «Кому, что нужно для работы?» дети узнают о том, что людям помогают разные вещи, орудия труда. В ней воспитывается интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В играх "Лото и домино" дети учатся сравнивать тождественные, сходные или противоположные предметы, классифицировать предметы или картинки по общим признакам ( игрушки; фрукты, посуда, цветы)
Широко используются словесные дидактические игры. Например, игра «Мыши» развивает речевую и двигательную активность детей; вырабатывает реакцию на словесный сигнал. Игры «Так бывает или нет?», «Радио» развивают логическое мышление, умение замечать не последовательность суждения. [6, 10, Приложение Б]
В процессе было изучено игр на воспитание , что помогло:
1. дружеские отношения между детьми, привычку играть, трудиться, сообща, с умение , помогать другу; радовать хорошими и добрыми действиями, .
2. Воспитать отношение к людям. детям, что не вмешиваться в взрослых; слушать и без надобности не его.
3. Воспитать отношение к , пожилым ; учить им.
4. Сформировать качества, как , справедливость и .
5. Развить качества: ограничивать желания, препятствия, на пути цели, требованиям и выполнять нормы , в следовать примеру.
6. Обогатить словарь формулами словесной вежливости. Например: «», «до свидания», «», «извините», «» и т.д.
7. Развить в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
8. Сформировать своих , учить оценивать других .
9. Воспитать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
10. Сформировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
11.Воспитать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
12. Воспитать уважительное отношение к культуре других народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на результатах теоретической части данной курсовой работы и проведенному практическому исследованию, можно сделать вывод, что использование игр как средства воспитания в самостоятельное время необходимо для стимулирования познавательного процесса дошкольников к воспитательному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности дошкольников. Было установлено, что при частом использовании различного рода игр в свободное время они будут иметь еще большую эффективность, способствую формированию устойчивого интереса ребенка к новым знаниям. В результате проведенного практического исследования, можно утверждать, что дети с большим интересом принимали участие в занятиях, что способствовало их развитию творческих способностей.
Игра – это естественная для ребенка форма воспитания. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его усвоить. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Еще одним положительным свойством игры как средства воспитания заключается в возникновении новых возможностей у воспитанников. Их дети могут реализовать в полной мере в свободное от занятий время, в интересной для детей форме - в форме игры, которая, воспитывает дошкольников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.
Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы, общение, будут удовлетворяться играми в различных формах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вадченко Н.Л. Играя, учимся. Занимательные игры для дошкольников.- М.: Центрполиграф, 2012. - 48 с.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2011. - 208 с.
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010. - 224с.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 2011.- № 6. - С. 66-68
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010.- 671с.
- Горшкова Л.И., Касаткина Е.И., Лисенкова О.В., Реуцкая Н.А., Цивилева А. В. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.- Вологда, 2011. 72с.
- Губанов М. В. Игра как средство социокультурного развития детей.// Среднее профессиональное образование.- № 11.- 2013.- С. 42-45
- Демидова Е. В. Роль воспитательной среды и уклада образовательного учреждения в социализации учащихся. // Эксперимент и инновации в школе.- № 5.- 2012.- С.12-14
- Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников / И.В. Житко, А.А, Петрикевич, М.М. Ярмолинская. I Минск: Вышэпш. шк., 2011. -72 с.
- Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013.- 639с.
- Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком / Н.Я. Ми-хайленко, H.A. Короткова. - М.: Педагогика, 2009. -160 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2011. - 96с.
- Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2012. - 94с.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. - 100с.
- Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012.- 496 c.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М. :Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. 2-7 лет. - М.: ВАКО, 2010.- 192 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2011.- 640с.
- Попов А. А., Резник М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 35. 2014. С.125-140
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011- 380 c.