Файл: Игра как метод воспитания ( Наиболее важные функции игры ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время игра является одним из самых простых и действенных способов познания окружающего мира. Именно она предоставляет наиболее естественный и доступный вариант овладения тех или иных знаний, навыков, умений. Таким образом, существует необходимость в рациональном построении, организации и применении игры в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Игра представляет собой уникальный феномен человеческой культуры. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра позволяет расшить свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра очень тесно связана с обучением, воспитанием, развитием, социализации ребенка, к тому же она развлекает, дает отдых, разбавляя досуг малышей. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.»[7]

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства... »,- писала Н.К. Крупская.

Данная работа в наше время считается актуальной и обсуждаемой, так как игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования окружающего мира, позволяющая проецировать свои взаимоотношения, в процессе которого, ребенок создает схему отношений со сверстниками.

Именно игра в первую очередь помогает воспитателю сплотить детский коллектив, воодушевить их на активную деятельность. Ребята приучаются к соблюдению установленных правил, справедливости, умению контролировать и нести ответственность за свои поступки, объективно оценивать поступки других, в дальнейшем организуя свое поведение.


Игру чаще всего ассоциируется как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. [1]

К.Д.Ушинский наблюдал в игре ребенка серьезное мероприятие , в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание...»

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста;

Предмет исследования – воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе игры.

Цель исследования – выявить воспитательную функцию игры на развитие ребенка.

Гипотеза исследования: считается, что разнообразие игр, проводимых в свободное время, оказывает воспитательное влияние на дошкольников, если:

- игра соответствует возрастным особенностям дошкольников

- присутствует достаточная мотивация для воспитанников

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

-изучить теоретическое влияние игры на развитие ребенка;

-проанализировать воспитательное влияние игр на дошкольников в свободное время;

-изучить влияние игр на нравственное развитие детей;

-проанализировать влияние правильно организованной игровой деятельности на воспитание ребенка дошкольного возраста;

ГЛАВА 1. Теоретическая часть исследования

Игра представляет собой одну из самых главных сфер общения детей. Именно в процессе игровой деятельности дети познают межличностные отношения, решают проблемы, возникающие в процессе этого общения. Благодаря игре дети познают других детей, приобретаются такие понятия как партнерство, дружба, товарищества. В игре ребенок познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношения людей между собой. Игра по своей природе социальна и является отражением модели поведения людей. Профессор П. Ф. Лесгафт писал: “Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям. Они ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия”. [3, Приложение Г]


1.1 Виды игр

1. Функциональные игры.

Особенностью данного вида игр является то, что в них находят применение разные функции развивающихся органов, движение тела и конечностей, головы. В них ребенок лежит, хватает предметы, ударяет ими. Эти игры характерны для годовалых детей, затем они постепенно заменяются на более сложные игры.

2. Рецептивные игры.

Суть этих игр заключается в восприятии внешних импульсов, через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Основное содержание этих игр – просмотр картинок, изучение книг, определение различных запахов и так далее. Данные игры проводятся с детьми в возрасте от 1 года и старше, наиболее подходящий возраст - 5 лет.

З. Ролевые игры.

Суть данного вида игры заключается в том, что дети принимают на себя какую-либо роль, вживаются в изображаемую ситуацию. Ребенок вводит в свою игру типичную ролевую формулировку «как будто я врач (мама, учитель, водитель)». Как правило, в таком виде игры присутствует большое количество участников. Это вид коллективные игры. Они требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий. Для достижения лучшего эффекта их можно проводить тогда, когда речь и мышление ребенка достаточно развиты, примерно с 2 лет, более всего они соответствуют старшему дошкольному возрасту.

4. Конструктивные игры.

4. Конструктивные игры.

В их основе заложено стремление что-либо создать, причем основное внимание уделяется результату. В этих играх необходимо обеспечить детей конструктивным материалом, строительными наборами, досками, песком, бумагой, кусками материи. Содержание конструктивных игр - строительство, вырезание, складывание. Эти игры являются основой трудовых навыков и начинают привлекать детей примерно в два года. Наиболее подходящий возраст - 6 лет.

Психологи оценивают игру как деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги же используют её как метод воспитания. Поэтому они направляют и те игры, которые возникают но инициативе детей, то есть содержание которых заранее невозможно предвидеть так, чтобы и они оказывали воспитательное воздействие. Кроме того, они вовлекают детей в заранее выбранные игры, чтобы развить некоторые стороны личности ребенка. С этой точки зрения в педагогиче­ской практике существует разделение игр на две основные группы:

5. Творческие игры.

Составляют, самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношение между людьми. Каждая творческая игра это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. Известный советский писатель и мыслитель А.М.Горький сказал, что игра для детей - это «путь к познанию мира».


Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования её в воспитании.

Значительную часть творческих игр составляют ролевые игры,

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности.

В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу транспорта и т.д.. Дети отличают игру от действительности, они осознают, например, что они не настоящие машинисты, что их поезд построен из стульев. Доказательством тому служат слова «как будто бы, в самом деле, только так». Но, хотя дети сознают, что игра не настоящая жизнь, они по настоящему переживают свою роль, искренне выражая своё отношение к жизни, свои мысли, чувства. Они относятся к игре как к серьёзному делу, И именно потому, что ролевая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в сознании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к окружающей действительности.

Одной из разновидностей творческих игр являются игры – драматизации. В этих играх дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального представления В них дети осваивают идею произведения развития действий, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспитательное значение.

Следующим подвидом творческих игр являются конструктивные игры. Они направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научится с ним обращаться. Материалом для конструктивных игр могут служить конструкторы различных видов и размеров, естественный материал: песок, глина, камень, шишки. Из этого материала дети строят или по собственному замыслу, или по заданию воспитателя. Конструктивные игры имеют преимущественно творческий характер однако важно чтобы воспитатель облегчил детям переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.


Все виды творческих игр представляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи.

6. с правилами.

Эта группа игр дает возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в детском саду трудно было бы проводить воспитательную работу.

с правилами усваивают или от друга, или от . Многие из них из поколения в , как народные . Они детям близки и , потому что детскую и труд . Однако в ряде игр отражается и отношения формаций.

с правилами по , способам можно на две группы: и подвижные.

игры развивают главным образом умственные способности детей. В них развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Игра увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

В группах значение дида игры с . Хоть эти и не имеют познавательного , но они положительно на формирование у представлений о предметов и развитию внимания, и речи. игры как, , «Что ?», дидактическая которой в упражнении в правильном предметов и их , замечать и различие в одежды и матрешек, у детей память, запоминание, , речь.

игры в группе сложны, они помогают детей с видами . [Приложение В ]

Подвижные игры основаны на различных движениях. Содержанием подвижных игр является отображение окружающей действительности и энергичное движение. Например, в игре «Кошка и мышка» основное содержание составляет бег и увертывание, а в игре «Мыши в кладовой» еще и подлазание под веревку.

Игры для малышей очень просты по содержанию: например, дети подражают движениям животных. В этих группах используется народный фольклор: потешки, песенки, прибаутки. В старшей группе сюжетные игры уступают место чисто гимнастическим. Примером могут служить игры – состязания, Дети упражняются в быстроте, ловкости и находчивости, сравнивая, кто скорее достигнет цели, кто быстрее принесет мяч, доскачет до черты.

Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Поэтому в систему дошкольного воспитания необходимо внедрять новые информационные технологии. Следовательно, можно с уверенностью выделить еще один вид игр это – компьютерные игры. [13, Приложение Д]