Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Анализ налоговых поступлений в бюджеты различных уровней).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и содержание налоговой системы государства
1.2. Характеристика основных видов налогов
2.Анализ налоговых в бюджеты различных
2.1. Оценка налоговых консолидированного бюджета
2.2. Анализ налогов в региональные и бюджеты
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Количество земельных участков , что в настоящее в России формирование кадастра продолжается и фактор может дополнительным источником налоговых поступлений и местных бюджетов.
с тем, темп налоговых поступлений земельному налогу (таблица 11). Это , что в будущем роста количества земельных участков играть определяющую роль.
Таблица 11
Поступления местных налогов в местные бюджеты в 2014-2017 годах, тыс. руб. [56]
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Земельный налог |
85 437 562 |
107 064 435 |
124 857 303 |
137 817 605 |
Налог на имущество физических лиц |
13 497 468 |
4 439 526 |
15 755 424 |
19 808 543 |
Экстраполяция данной тенденции на будущие периоды приводит к выводу, что рост поступлений по земельному налогу может замедлиться к 2018 г., когда земельный кадастр перестанет пополняться вновь регистрируемыми земельными участками. Начиная с 2018 г., основными факторами, определяющими поступления по данному налогу, станут кадастровая стоимость объектов, ставки налогов и собираемость налога.
Таблица 12
Отношение задолженности по налогам, поступающим в консолидированный бюджет субъектов РФ по федеральному округу, к налогам, поступившим в соответствующие консолидированные бюджеты, %[57]
Федеральный округ |
2015 |
2016 |
2017 |
Центральный федеральный округ |
6.17 |
6.28 |
6.94 |
Северо-Западный федеральный округ |
3.72 |
3.90 |
4,42 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
7.92 |
8.44 |
10.26 |
Южный федеральный округ |
4.87 |
5.14 |
6.55 |
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
Приволжский федеральный округ |
3.78 |
3.54 |
3.86 |
Уральский федеральный округ |
3.07 |
2.67 |
3.44 |
Сибирский федеральный округ |
4.06 |
4,45 |
5.35 |
Дальневосточный федеральный округ |
2.98 |
3.18 |
4.17 |
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран. Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.
Однако, несмотря на постоянное совершенствование, она не лишена недостатков.
Так, не решен вопрос об оптимальной величине налога на добавленную стоимость. Российский НДС сегодня является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Многие экономисты являются сторонниками снижения НДС, считая, что это должен быть постепенный процесс – на 1–2 пункта.
Много вопросов вызывает освобождение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на двенадцать последовательных налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база данных налогоплательщиков не превысила одного миллиона рублей. Подобное положение, по существу, создает возможность ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого предпринимательства. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать свои бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций.
Не меньше проблем вызывает нулевая ставка налога на добавленную стоимость при транспортировке грузов, импортируемых в Российскую Федерацию. Само по себе это противоречит идее активного использования во внешней торговле принципа страны назначения. Этот принцип предполагает освобождение от налога на добавленную стоимость экспортируемых товаров и услуг по их транспортировке в стране происхождения. Обложению же НДС подлежат товары, ввозимые на территорию страны назначения. Услуги по доставке товара никак не могут быть отделены от самого ввозимого груза. Естественно, что транспортные операции должны облагаться налогом на добавленную стоимость таким же точно образом, как и сам товар.
Налог на добавленную стоимость остается основным и достаточно стабильным источником доходов федерального бюджета. Его поступления отражают благоприятные тенденции в российской экономике. При возрастании объемов производства и торговли будет реально ставить вопрос о небольшом снижении ставки налога. Вместе с тем, проводимые в области реформирования налоговой системы мероприятия не должны ограничиваться лишь совершенствованием налогового законодательства. Они включают в себя также: установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых операций, не попадающих под налогообложение; усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.
При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации важно также учитывать и тот факт, что экономика России не может быть изолированной от мировой экономики. Поэтому важно, чтобы реформирование налоговой системы России было направлено на сближение ее с европейскими налоговыми системами.
Важнейшим направлением развития налоговой системы на современном этапе является оптимизация разграничения налогов между уровнями бюджетной системы. В качестве критериев разграничения налогов между уровнями бюджетной системы использовались следующие показатели - стабильность поступлений, экономическая эффективность, социальная справедливость и равномерность распределения налоговой базы, мобильность налоговой базы, экспорт налогового бремени.
Четкое разграничение налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации является необходимым условием ее эффективного функционирования.
Ряд российских экономистов и политиков предлагают следующие изменения по перезакреплению налоговых полномочий бюджетов разного уровня.
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций должен поступать в местные бюджеты в пределах не менее 10% в соответствии с действующим законодательством, в том числе не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации в пределах ставки данного налога и не более 5% за счет введения дополнительной муниципальной ставки налога на прибыль.
Налог на доходы с физических лиц должен поступать в пределах не менее 70% в местные бюджеты. В действующем законодательстве - не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации идет в местные бюджеты.
Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, а также на остальные виды подакцизных товаров не менее 5 и 10%. соответственно, в среднем по субъекту Российской Федерации не должны использоваться в качестве собственных доходов местных бюджетов как доли регулирующих налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. При этом решение об их зачислении в местные бюджеты относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций следовало бы перевести в разряд местных налогов и полностью зачисляться в местные бюджеты. В соответствии с Налоговым кодексом РФ этот налог является региональным и поступления от него делятся между региональным и местным уровнями в соотношении 50:50. В пользу необходимости закрепления данного налога за местным уровнем говорят такие факторы, как стабильность поступлений, низкая мобильность налоговой базы и экономическая эффективность. Поскольку предприятия используют местную инфраструктуру (дороги, коммунальные услуги), логично закрепить налоги, поступающие от их имущества, за местными бюджетами. Кроме того, при введении налога на недвижимость упраздняется налог на имущество организаций и перевод его в местные налоги предотвратит потери региональных бюджетов.
Поступления по земельному налогу также необходимо полностью зачислять в местные бюджеты. Аргументы в пользу реального закрепления земельного налога за местным уровнем и стопроцентного зачисления поступлений от него в местные бюджеты те же, что и в случае налога на имущество организаций, с тем дополнением, что доходы по земельному налогу очень равномерно распределены, что соответствует принципу социальной справедливости.
Следует отметить, что предлагаемая схема перезакрепления налоговых полномочий не только ведет к усилению позиций местных бюджетов, но и обеспечивает более сбалансированную структуру налоговых доходов консолидированного бюджета.
Заключение
Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы.
Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран. Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.
В настоящее время в России назрела необходимость коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала.
В целях совершенствования налоговой системы целесообразно:
1) снижение НДС на 1–2 пункта;
2) оптимизация разграничения налогов между уровнями бюджетной системы:
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций должен поступать в местные бюджеты в пределах не менее 10% в соответствии с действующим законодательством, в том числе не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации в пределах ставки данного налога и не более 5% за счет введения дополнительной муниципальной ставки налога на прибыль;
- Налог на доходы с физических лиц должен поступать в пределах не менее 70% в местные бюджеты;
- акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, а также на остальные виды подакцизных товаров не менее 5 и 10%.
3) налог на имущество организаций перевести в разряд местных налогов и полностью зачисляться в местные бюджеты;
4) поступления по земельному налогу необходимо полностью зачислять в местные бюджеты. Аргументы в пользу реального закрепления земельного налога за местным уровнем и стопроцентного зачисления поступлений от него в местные бюджеты те же, что и в случае налога на имущество организаций, с тем дополнением, что доходы по земельному налогу очень равномерно распределены, что соответствует принципу социальной справедливости.
Предлагаемая схема перезакрепления налоговых полномочий не только ведет к усилению позиций местных бюджетов, но и обеспечивает более сбалансированную структуру налоговых доходов консолидированного бюджета.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп.).