Файл: Классификация правовых норм (Изучение существенных характеристик норм права).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
Например, ст. 209 УК РФ[20] «Бандитизм» содержит норму, согласно которой создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой),наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. То есть, в одной части содержатся признаки преступления (диспозиция), а в другой части нормы указывается меры воздействия за совершение данного преступления (санкция). Многие исследователи конституционно-правовых норм отмечают, что они имеют особую структуру, для них не характерна традиционная трехэлементная структура, они содержат только гипотезу и диспозицию, и иногда – санкцию
Некоторе авторы под структурой правовой нормы понимает только логическую обусловленность гипотезы, диспозиции и санкции, независимо от того, где и как они изложены. Другими словами, посредством логики в текстуальном выражении нормы права можно отыскать её подлинное содержание, включающее все три элемента.
Достоинством концепции трехэлементной структуры нормы права является то обстоятельство, что она побуждает к тщательному анализу нормативного материала посредством сопоставления статей в поиске всех трех элементов нормы. При разрешении того или иного юридического дела необходимо всесторонне изучить не только отдельные нормы и параграфы нормативных правовых актов, а все законодательные положения, так или иначе связанные с применяемым правилом.
Диспозиция представляет собой часть нормы, о наличии которой споров в научных кругах не ведется.
Л.П. Рассказов так формулирует определение диспозиции: «диспозиция – это часть нормы, раскрывающая само правило поведения, то есть права и обязанности действовать или не действовать определенным образом». Особо доступно излагаются диспозиции в гражданском праве, в которой как правило, развернуто регламентируются права и обязанности участников правоотношений. Например, в соответствии со ст. 359 ГК РФ[21], кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
В рассматриваемом примере ясно изложены права кредитора «удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено» и обязанность должника «исполнить соответствующее обязательство».
Или, например, в соответствии со ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В соответствии со ст. 785 ГК, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как можно увидеть, в приведенных в качестве примеров статьях четко прописана диспозиция.
Санкция представляет часть нормы, в рамках которой субъекту указывается на последствия реализации действий, указанных в диспозиции.«Санкция нормы права - структурный элемент нормы права, содержащий указание на меры обеспечения модели поведения, заложенной в диспозиции нормы, которое (указание) проявляется, в свою очередь, в мере определенного должного поведения»[22]
В юридической литературе также поднимается вопрос о содержании санкций, поскольку в некоторых работах санкция рассматривается только как побудитель к действию, а не как модель поведения.
Мы согласны с авторами, которые утверждают, что диспозиция и санкция нормы права связаны посредством права и обязанности.
Таким образом, и гипотеза, и диспозиция, и санкция в норме, регулирующей определенное правоотношение, будут присутствовать в любом случае. Наличие множества взглядов на структуру нормы права, наличие разных специфических срезов в ее содержании подтверждает сложность рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, решать вопрос о структуре норм права следует исходя из того, что, нормы права являются частью системы права, они являются первичными её компонентами. При этом их структурные связи обусловливают наличие основных элементов нормы права, которые выводятся логически.
Таким образом, структура нормы права представляет собой основанное на внутреннем порядке и взаимосвязи элементов построение нормы права, отражающее механизм правового регулирования поведения участников общественных отношений.
2.3 Изложение правовых норм в нормативных актах
Норма права подлежит изложению в определенных формах права, чаще всего в нормативных правовых актах. Форма права представляет собой текстуальное выражение норм права, формы права образуют систему, в которую включаются нормативные правовые акты, принципы права, нормативные договоры и правовые обычаи. Необходимым этапом на пути уяснения порядка изложения норма права в нормативных правовых актах является исследование дифференциации норм права на отрасли, поскольку выделение и систематизация отраслей права в сложной системе норм является основным звеном. В качестве основного критерия дифференциации норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования, причем метод является производным от предмета и зависит от его специфики. Метод правового регулирования является вспомогательным фактором деления права на отрасли в силу того, что среди средств, способов, приемов отсутствуют такие, которые не встречались бы в любой отрасли права, а предмет правового регулирования индивидуализирован[23].
На построение системы законодательства естественно оказывает существенное влияние система права, на которую влияет ряд объективных и субъективных факторов, как-то: сложность общественных отношений, большое количество правоприменительных органов на разных уровнях, множество звеньев государственного управления. Фактически никогда отрасли права и отрасли законодательства не совпадали ни по количеству, ни по структуре, но межу ними присутствует причинно-следственная связь: отрасли права предопределяют существование отраслей законодательства.
Нормы права, как отмечалось выше, чаще всего излагаются в статьях нормативных правовых актов.
В соответствии с п.6 Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009124, структура нормативного юридического акта должна обеспечивать логическое развитие темы юридического регулирования. Если необходимо разъяснение целей и мотивов принятия нормативного юридического акта, то в проекте предоставляется вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются[24].
Нормативные предписания оформляются в качестве пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут делится на подпункты, которые могут иметь буквенную либо цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные юридические акты могут разделяться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В условиях необходимости для целостности изложения вопроса в нормативных юридических актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов РФ, которые должны иметь ссылки на данные акты и на официальный источник их опубликования.
На наш взгляд, деление нормативных правовых актов на разделы, главы, параграфы, статьи, части, пункты, абзацы обусловлено, как правило, сложностью регулируемых правоотношений. Так, часть 1 ГК РФ закрепляет общие положения о лицах, объектах гражданских прав, сделках, праве собственности, представительстве, регламентирует общие положения об обязательствах и договоре; вторая часть ГК РФ, закрепляет положения об отдельных видах договоров, расчеты, совместную деятельность в рамках договора простого товарищества, внедоговорные обязательства и обязательства из причинения вреда.
Бывают случаи, когда в силу логической связи между нормами, которая обусловлена связями регламентируемых ими общественных отношений, объединяются их гипотезы. Ещё чаще санкции, с помощью которых происходит обеспечение различных по своей правовой природе норм, сосредоточены в одной статье нормативного акта. В качестве примера 50 можно привести статью 395 ГК РФ, согласно которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. В некоторых случаях, все три элемента логической структуры нормы содержаться в одной статье нормативного правового акта, что именуется прямым способом изложения нормы права в статье нормативного правового акта.
Например, норма статьи 51 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[25]», согласно которой в случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, окружная избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц. Еще одним способом изложения нормы права в статье нормативного правового акта является бланкетный способ, суть которого заключается в том, что нормы права изложены в нескольких статьях различных актов.
Например, статья 9.2 КоАП РФ127 «Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации[26]» гласит: нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. То есть, мы видим наличие гипотезы и санкции, само же правило поведения (диспозицию) мы должны искать в других нормативных актах.
Так, в приведенном примере, диспозиция нормы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений[27]», согласно которой обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, в соответствии с которыми необходимо обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Все это ещё раз подтверждает, то поиск в нормативном правовом материале структурно целостной нормы права бессмысленное занятие, но это обстоятельство не должно наталкивать на мысль, что в современных условиях усложнения общественных отношений и специализации нормативных правовых актов, «общая конструкция нормы теряет свое значение, превращается все больше в сугубо логическую категорию»
Таким образом, нормы права по-разному излагаются в статьях нормативных правовых актов, что зависит от множества причин: на это влияют правила юридической техники, закономерности развития права, соотношение системы права и законодательства. В структурных единицах нормативных правовых актов содержаться нормативные правовые предписания, которые являются основой структурирования норм права.
2.4 Эффективность применения норм права
Проблема эффективности правовых норм всегда привлекала внимание ученых. В правовой теории существует несколько определений эффективности права. Но всякое определение должно удовлетворять практическим потребностям исследования или использования конкретного предмета. В юридической литературе прошлых лет были намечены два аспекта в изучении эффективности правовых установлений.
«...Чтобы от уже сложившихся теоретических положений, – пишет А.С.Пиголкин, – перейти к конкретным исследованиям эффективности юридической нормы, необходимо создание, с одной стороны, теории эффективности права как такового, а с другой – методики эмпирической проверки умозрительно выдвинутых гипотез[28]».