Файл: Американская модель менеджмента (на примере «Макдональдс»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности американского опыта управления фирмой
1.1. Основополагающие понятия и сущность менеджмента
1.2. Характеристика американской системы менеджмента
1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента
2. Анализ американской модели менеджмента на примере «Макдональдс»
2.1 Общая характеристика компании
2.2. Анализ функционирования модели менеджмента
2.2. Анализ системы мотивации в компании
2.3. Анализ внешней и внутренней среды
Западноевропейская модель одобряет открытое деловое общение, тем самым уменьшая «разрыв в статусе» среди управления и сотрудниками.
Еще одной позитивной стороной западноевропейской модели можно назвать хорошие условия труда. В многочисленных предприятиях работники компании обладают возможностью принимать участие в распределении прибыли.
В больших западноевропейских компаниях уже давным-давно прослеживается направленность к централизации кадровых служб, которая проявляется в избавлении руководителей от ежедневных тактических кадровых решений. «Традиционные» коллективные методы решения кадровых задач сменяются личными подходами к работе с персоналом [27, С. 58]..
Многочисленные прогрессивные организации в нашем государстве в последнее время стали заимствовать иностранный опыт управления персоналом. Данный ход допускается охарактеризовать интернационализацией в сфере современного менеджмента. Эта организация работы с персоналом содержит в себе формирование разных моделей в предприятиях, а кроме того применение системного подхода к рациональному применению человеческих ресурсов [29,С. 57].
Невозможно сказать, что какая - то модель верная, а какая-то-нет, потому что любая из них оптимальна по-своему. Как раз поэтому, отечественные предприятия всегда чаще отдают преимущество смешанной системе, которая имеет возможность не только послужить причиной больших результатов работы компании, но и сформировать подходящие условия для их трудовых ресурсов.
Таким образом, отличительными чертами американского стиля управления персоналом являются:
1. Каждый сотрудник воспринимается как индивидуум, который является узким специалистом, обладает необходимыми профессиональными качествами и ориентирован на достижение высоких профессиональных результатов.
2. Адаптация персонала является обязательным элементом системы управления персоналом. Результатом адаптации является формирование лояльности к руководству и компании, получение мотивированного сотрудника.
3. Отношения в коллективе построены на конкуренции, которая стимулирует сотрудников улучшать результаты труда, развиваться, управлять собственной карьерой. Конкуренция среди сотрудников – обычное дело в любой американской компании, конкурентоспособность – одно их важнейших требований, которое предъявляется к работникам.
4. Система оплаты труда направлена на стимулирование его производительности и качества, сокращение производственных расходов. Долевое участие в прибыли компании обуславливает зависимость личного дохода сотрудников от эффективности работы компании.
Главная отличительная особенность систем оплаты труда – гибкость.
2. Анализ американской модели менеджмента на примере «Макдональдс»
2.1 Общая характеристика компании
ЗАО «Москва-Макдоналдс» – американская сеть ресторанов быстрого питания. Компания «Макдоналдс» является одной из самых крупнейших компаний на рынке быстрого питания и насчитывает свыше 32 тыс. заведений более чем в 119 странах мира. В декабре 2016 года в России открылся 600- й ресторан быстрого питания «Макдоналдс».
Компания «Макдоналдс» была основана в 1955 году, когда Рэй Крок выкупил у братьев Мака и Дика Макдоналдов маленький ресторанчик с концепцией самообслуживания. Братья Мак и Дак Макдоналды в 1940 году открыли маленький ресторан с абсолютно новой концепцией, где посетители должны делать заказ самостоятельно у прилавка, и совсем нет официантов. Все блюда были однотипными, и работа кухни напоминала конвейерную ленту. Впрочем, сегодня практически ничего не поменялось, кроме того, что компания стала мировым гигантом в области питания.
Миссия компании – «Быть лучшим в мире рестораном быстрого обслуживания, постоянно удовлетворяя наших посетителей больше, чем кто-то другой, каждый день, в каждом ресторане, при каждом заказе».
Цель компании – предоставление стопроцентного обслуживания, что подразумевает собой обеспечение качества, культуры и чистоты.
Начиная с 2015 года, компания вводит программу «Культура нового поколения». Идеальная чистота, дружелюбный персонал и индивидуальный подход к каждому гостю. Руководство компании говорит о том, что гости обязательно запомнят, как к ним относились: как улыбались, как помогли маме с коляской и как подарили игрушку ребенку, и они вернуться за впечатлениями. Мы возвращаемся туда, где нам было хорошо – и это главная идея, над которой работает компания сегодня.
Компания «Макдоналдс» является предприятием быстрого обслуживания. Если сгруппировать продукцию компании, то можно выделить четыре направления: сандвичи, картофель, напитки и десерты. Меню компании активно расширялось в течение прошлого десятилетия, вводились в меню разнообразные блюда, а затем те, которые не приносили прибыль, выводили из основного меню. С 2010 года меню компании стабилизировалось, и теперь, вводятся только сезонные сандвичи на два-три месяца, которые могут повторяться через определенное количество времени.
Компания «Макдоналдс» считает, что франчайзинг является одной из основных моделей развития. Одной из причин, которой обусловлен переход на систему франчайзинга, это интенсивный рост компаний–конкурентов.
Партнером по франчайзингу в России является компания «Развитие РОСТ». Согласно договору, компания «Развитие РОСТ» получила право на открытие ресторанов «Макдоналдс» с 2012 года. Партнер по франчайзингу занимается процедурой открытия и управления ресторанов быстрого питания в аэропортах и главных железнодорожных вокзалах. Срок договора 20 лет.
Один из первых ресторанов «Макдоналдс», который был открыт по франшизе, – «Макдоналдс» в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург).
Постепенно, по мере роста и развития компании, развивались концепции обслуживания, такие как МакАвто, МакЭкспресс и МакКафе.
Данные концепции позволяют компании «Макдоналдс» ускорить процесс обслуживания для увеличения пропускной способности.
Концепция обслуживания МакАвто представляет собой специально выделенный участок дороги вокруг ресторана, где посетители могут сделать заказ, оплатить его и получить, не выходя из машины.
Концепция МакЭкспресс представляет собой специальное окно обслуживания, где посетители могут сделать заказ точно так же, как и внутри ресторана. Разница лишь в том, что заказы через МакЭкспресс всегда выдают «с собой», что позволяет привлечь пешеходов, которым удобно сделать заказ, не заходя внутрь ресторана.
С помощью концепции обслуживания МакАвто и МакЭкспресс «Макдоналдс» получает не только возможность разгрузить зону обслуживания внутри зала, но и увеличить количество посетителей, так как данные концепции очень удобны для гостей, так как экономят время.
Но у компании есть еще одна дополнительная концепция, которая позволяет привлечь дополнительных посетителей, за счет расширения ассортимента меню. Данная концепция названа МакКафе и представляет собой дополнительную зону обслуживания внутри ресторанов «Макдоналдс».
Если базовое меню «Макдоналдс» составляют сандвичи и картофель фри, то в МакКафе предлагаются всевозможные десерты и кофейные напитки.
Основная платформа обслуживания также менялась со временем. В 2012 году корпорация начала переходить на новую систему обслуживания посетителей. Данная система получила название Made for you. Суть заключалась в том, что все сэндвичи делаются на заказ, а посетителям предлагается подождать свой заказ в зоне «ожидания». Эта система создает видимые преимущества для корпорации, в виде увеличения пропускной способности. Новая платформа обслуживания предполагает разделение зон обслуживания на две части – зону приема заказов и зону выдача заказов, раньше же кассир и принимал, и отдавал заказ самостоятельно, а сандвичи были заранее готовы. Теперь же сандвичи готовятся на заказ, а пока они готовятся, посетителям предлагают подождать свой заказ в зоне ожидания заказов.
2.2. Анализ функционирования модели менеджмента
Организационная структура ЗАО "Москва - Макдоналдс" показана на рисунке 2.
Рис. 2. Организация управления персоналом в ЗАО «Москва-Макдоналдс»
Организация управления персоналом в ЗАО «Москва-Макдоналдс» имеет функциональную структуру.
Организационная структура делится на несколько основных отделов. Основным отделом является производственный отдел. Все рестораны «Макдоналдс» относятся к производственному отделу компании. Все рестораны «Макдоналдс» делят по регионам. На самом деле регионом считается 5-6 соседних ресторанов, над которыми стоит консультант по производству. Консультант по производству полностью отвечает за работу вверенных ему ресторанов: начиная от внешнего вида ресторана и заканчивая его прибыльностью. Консультанты по производству отчитываются по своей работе перед менеджерами по производству. В подчинение менеджера по производству в среднем выходит 5 консультантов по производству. Менеджер по производству также отвечает за прибыльность его ресторанов. Совместно с консультантом по производству проводит проверки в своих ресторанах в разных направлениях: это могут быть как кадровые проверки или проверки по безопасности, так и стандартные проверки на качество обслуживания. По своей работе менеджер по производству отчитывается перед старшим менеджером по производству.
Организационная структура ЗАО «Москва-Макдоналдс» внутри ресторанов претерпела некоторые изменения. Изменения организационной структуры началось в 2016 году. Сначала новая организационная структура тестировалась в нескольких ресторанах - пилотах, а сначала 2017 года главная организационная структура начала вводится во всех ресторанах.
Итак, суть изменений заключается в том, что раньше организационная структура представляла собой иерархическую структуру управления, теперь же организационная структура представляет функциональную структуру управления. Организационная структура представлена на рисунке 3.
Рис.3. Организационная структура ресторана ЗАО «Москва-Макдоналдс».
Директор ЗАО «Москва-Макдоналдс» решает вопросы возглавляемого им предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, пользуется правом распоряжения средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Далее организационная структура предполагает разделение на три департамента, которые имеют своего лидера, свои обязанности и ключевые показатели эффективности.
Департамент «Люди» решает все вопросы, связанные с работой людей на предприятии вопросами приема или увольнения сотрудников, проведения аттестации работников.
Обязанности менеджера департамента «Люди» заключается в составлении расписания работников, проверке и контроле рабочего времени, проведении мотивационных мероприятий и обучении работников. Обязанности между менеджерами департамента разделяет лидер, который обязан контролировать их постоянное выполнение.
Также в департаменте «Люди» находится отдел кадров. Отдел кадров занимается оформлением сотрудников на работу и их увольнением, оформлением больничных листов, оформлением отпусков, сбором и отправлением данных об отработанных часах сотрудников в бухгалтерию.
Департамент «Сервис» представляет собой подразделение, которое занимается вопросами, связанными с обслуживанием посетителей. Лидер департамента и его менеджеры должны организовывать маркетинговые мероприятия, общаться с клиентами и решать их жалобы. Лидер департамента распределяет самостоятельно обязанности между своими менеджерами и несет ответственность за выполнение этих обязанностей.
Департамент «Производство» представляет собой подразделение, которое занимается всеми вопросами, связанные с продукцией и ее приготовлением. Департамент «Производство» занимается заказом продукции, проведением инвентаризации, контролем статистической отчетности по результатам инвентаризации, составлением планов действий по сокращению затрат на продукты, вводом новых наименований в меню, организацией складских помещений и контролем безопасности пищи. Всю финансовую деятельность ЗАО «Москва-Макдоналдс» ведет через бухгалтерию, находящуюся в центральном офисе компании. Для формирования отчетности ежедневно в каждом ресторане компании производится сбор данных со всех контрольно – кассовых машин по форме КМ -7.
2.2. Анализ системы мотивации в компании
В ресторанах быстрого питания, как и в любой другой компании, мотивация трудового поведения играет важнейшую роль. Отсутствие мотивации неизбежно скажется на производительности труда и желание персонала работать. Итак, для компании «Макдоналдс» мотивированные сотрудники – это удовлетворенные посетители. Высокий уровень обслуживания, может быть, достигнут только тогда, когда сотрудники мотивированы и удовлетворены своей работой.