Файл: Американская модель менеджмента (на примере «Макдональдс»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 913
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и особенности американского опыта управления фирмой
1.1. Основополагающие понятия и сущность менеджмента
1.2. Характеристика американской системы менеджмента
1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента
2. Анализ американской модели менеджмента на примере «Макдональдс»
2.1 Общая характеристика компании
2.2. Анализ функционирования модели менеджмента
2.2. Анализ системы мотивации в компании
2.3. Анализ внешней и внутренней среды
3) управление – это чрезвычайно сложная сфера деятельности человека, которой следует учиться практически всю жизнь.
Таким образом, современный менеджмент как система не может быть представлен как свод четко сформулированных правил, рецептов деятельности.
Это в большей степени система наиболее общих фундаментальных представлений об организациях, управленческая философия, нежели набор готовых инструкций и рекомендаций.
Кроме того, следует учитывать, что менеджмент при всей универсальности своих принципов и функций, всегда выступает как детище и часть национальной культуры, а потому простое копирование опыта той или страны, как правило, не дает нужного результата.
1.2. Характеристика американской системы менеджмента
Менеджмент в США имеет специфические черты и особенности, которые оказали существенное, при этом положительное влияние на деятельность и развитие различных американских предприятий и компаний. Данное влияние ярко выраженно и на сегодняшний день, так как развитость американского менеджмента очень велика [4, С. 47] Это мы видим на примере различных коммерческих компаний, располагающихся на территории США. Они занимают лидирующие мировые позиции по качеству и уровню управления.
Главными факторами, повлиявшими на формирование американского менеджмента, являются [8, С. 51]:
1. Промышленный переворот, произошедший в США в 19 веке. Его причинами стали: разделение труда, произошедшее во многих сферах экономики. Фермерское хозяйство и земледелие переходило на торговый характер экономических взаимоотношений, что стимулировало совершенствование товарно-денежных отношений и подталкивало вперед промышленное развитие.
Также одной из причин является большое количество мигрантов, которым нужна была работа, чтобы было, где жить и чем питаться. В результате, совокупность этих причин привели к тому, что в стране произошел промышленный переворот, и США вступила на новые рельсы экономического развития [30, С. 241].
Начался переход от ремесла и мануфактур к фабричному производству. Появилось большое количество машинной техники, оборудования, за которые было необходимо сажать квалифицированных рабочих. А так как само промышленное производство, довольно, сложный процесс, появилась необходимость в опытных управленцах, что и послужило зарождению менеджмента в США. Без них новое промышленное производство, практически, не получилось бы организовать. Наличие квалифицированных управленцев позволило американским компаниям и предприятиям занять лидирующие экономические позиции в мире.
2. Замена ручного труда на машинный, причиной которого стал промышленный переворот [29, С. 25]. Большая часть американских предприятий начали внедрять в производство станки, оборудование, машинную технику, которая во много раз ускоряла и усовершенствовала процесс. Тяжелый ручной труд стал уходить на второй план и становился менее востребованным. Теперь же появилась необходимость в квалифицированных рабочих, которые смогли бы умело управлять машинной техникой. Для этого нужно было переквалифицировать персонал. А так как процесс производства становился более точным и быстрым, его организовывать было все сложнее. Для этого на предприятия начали нанимать менеджеров, которые могли профессионально управлять сложным производственным процессом.
С каждым годом потребность в управленцах увеличивалась, и менеджмент на американских предприятиях получил повсеместное распространение и востребованность [16, С. 69].
3. Переход от экстенсивного к интенсивному методу ведения хозяйствования. Теперь основой американских предприятий не количество произведенной продукции, а качество ее производства, где использовались новые технологии, более экономичное использование ресурсов, квалифицированные рабочие кадры. В результате повысилась производительность труда, качество продукции. С интенсивной стадии зародился и американский менеджмент. В нем использовались точные методы управления производственным процессом и самими рабочими, возникла система поощрения рабочих, которая пользовалась сильным успехом в процессе управления [19, С. 112].
Известной и наиболее значимой персоной американского менеджмента является инженер и исследователь Фредерик Тейлор (1856-1915). Он является основоположником научного управления производством. Множество своих взглядов на природу управления он изложил в книгах "Управление предприятием" и "Принципы научного управления"[16, С. 69]. В основе его взглядов находилась мысль о том, что для эффективной организации процесса производства необходимо создать такую систему, при которой производительность труда была бы больше, а затрат на нее уходило бы меньше.
Основными принципами организации труда по Ф. Тейлору были [17, С. 81]:
1. получение необходимых знаний о процессе производства;
2. отбор и обучение рабочих ;
3. применение полученных знаний к решению производственных задач;
4. сотрудничество между рабочими и администрацией для достижения общих целей .
Предложенная им система привела к революции в управлении производственным процессом, особенно на предприятиях в США. Американские менеджеры начали активно использовать данные нововведения на управлении персоналом, и это дало существенный результат, который виден и на сегодняшний день.
Немалый вклад в теорию научного управления внес Генри Лоренс Гантт. Именно он разработал ленточные графики - диаграммы Гантта, позволяющие оценивать длительность работ, их взаимосвязь. Он считал, что нельзя принуждать людей к труду, главное для работника - обучение и повышение квалификации [31, С. 42.
К числу других не менее ярких представителей американского менеджмента относятся американский промышленник Генри Форд (1863-1947), американский психолог и социолог Джордж Элтон Мэйо (1880-1949) [28, С.77]. Г. Форд внес огромный вклад в развитие американского менеджмента. Он создал систему, основанную на специализации рабочих, максимальное разделение стадий технологического процесса и расположение производственного оборудования и рабочих мест в строгой иерархии производства продукта [21, С. 68].
Дж. Мэйо рассматривал проблемы организационного поведения и управления производством на предприятиях. На американском предприятии провел Хотторнский эксперимент, в котором показал, что социальные факторы намного больше влияют на производительность труда. Если руководители оказывает большую заботу к своим работникам, поощряет их, то производительность увеличивается [13, С. 56]. Также он выяснил, что работнику проще работать в коллективе, который является сплоченным и где все между собой хорошо общаются. Так, Дж. Мэйо показал высокую роль социального фактора в процессе производства. После чего многие американские компании воспользовались данным открытием в сфере управления.
Американский социолог Мэри Паркер Фоллетт самая первая определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» [11 С. 189], например подчиненные делегируют руководству выполнение административных функций, а руководство поручает подчиненным выполнение производственных задач.
М.Фоллетт уделяла большое внимание конфликтам в организации, конфликты нужно рассматривать как нормальный процесс и для их разрешения существует три способа: компромисс-соглашение на взаимные уступки, доминирование - преобладание одной стороны над другой, интеграция-рассмотрение позиций сторон и выбор наиболее правильного разрешения конфликта [28, С. 93].
Таким образом, можно сделать вывод, что главными факторами, повлиявшими на формирование американского менеджмента, являются: промышленный переворот, замена ручного труда на машинный и переход от экстенсивного к интенсивному методу ведения хозяйствования. Именно они оказали наиболее значимое и существенное влияние на развитие американского менеджмента.
1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента
В разных странах менеджмент развивался по-разному, при этом выделяют модели менеджмента. Система управления персоналом в каждой из моделей менеджмента абсолютно отличается от другой. Рассмотрим их поближе рисунок 1.
Рис. 1. Модели менеджмента [8, С. 192].
Американский - предусматривает начальное определение профессионально-квалификационной модели «должности» и «подтягивания» к соответствующим работникам по схеме «должность-работник».
Характерные черты системы управления в американских компаниях следующие: персонал рассматривается как главный ресурс увеличения эффективности производства; ему предоставляется определенная автономия; подбор осуществляется за подобными критериями, как формирование, практический опыт работы, психологическая совместимость, способность трудиться в коллективе; направленность на узкую специализацию менеджеров, инженеров, научных работников [25, С. 208.
Американские менеджеры обычно нацелены на персональные ценности и итоги. Вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценке персональных итогов, разработке количественных формулировок целей, которые носят кратковременный характер [6, С. 239].
Управленческие решения, как правило, принимаются определенными лицами, которые, несут ответственность за их осуществление.
Типичными условиями труда являются [23, С. 63]:
- снижение объема работ в центральных службах и сокращение административного аппарата;
- более широкий спектр профессий и должностных инструкций;
- переход к гибким формам вознаграждения;
Объединение инженеров, ученых и производственных рабочих через группы - проектно-целевые группы. Традиционно в индустриальных странах, Канаде, США, как малые, так и крупные предприятия придерживаются открытой политики «въезда-выезда», при которой процедура найма проста, поэтому работник может быть освобожден или перемещен, если это необходимо для компании.
Японская модель предусматривает первоначальное изучение сильных и слабых сторон личности сотрудника и выбор подходящего для него рабочего места (система «сотрудник-должность»).
Японская модель характеризуется ориентацией [24]:
- долгосрочная работа для той же компании;
- качество образования и личностный потенциал работника; вознаграждение определяется комплексно, с учетом возраста, опыта работы, образования и способностей к выполнению задания;
- участие работников в профессиональных союзах, которые создаются в рамках организации, а не отрасли.
Основными принципами управления персоналом являются[27, С. 58]:
- переплетение интересов и сфер деятельности фирм и работников;
- высокая зависимость работников от фирмы, предоставление им значительных гарантий в обмен на лояльность к компании и желание защитить свои интересы;
- приоритет коллективным формам, содействие трудовой кооперации в середине фирмы в рамках малых групп;
- атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемой должности;
- поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, что обеспечивают деятельность фирмы: руководителей, инвесторов и работников.
В Стране восходящего солнца не существует традиции разделения работников на три группы (высококвалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных). Все сотрудники в период их устройства на работу представлены неквалифицированными. Они однозначно улучшат собственные навыки. Помимо этого, отсутствуют четкие границы среди инженерно-технического персонала и рабочими [6, С. 239].
В Европе и США четко определены обязанности инженера, техника и рабочего. Обе модели - американская и японская имеют как «за», так и «против». Поэтому в мировой практике наметилась тенденция использования смешанной системы управления человеческими ресурсами [26].
Западноевропейская модель управления персоналом также называется «партнерством», поскольку эта модель основана на коллективном договоре и социальном партнерстве. В данной модели наблюдается значительное влияние профсоюзных организаций на процесс управления персоналом.
Западноевропейская модель имеет некоторое сходство с японской моделью, что выражается в том, что она также приветствует длительный период работы в одной компании (хотя примеров «пожизненной занятости» практически нет) [30, С. 18].
Бесспорным превосходством данной модели можно назвать довольно широкие способности для вертикального карьерного роста. При этом управленческие должности даются в основном его сотрудникам.
Очень часто проводятся мероприятия, нацеленные на увеличение квалификации служащих.