Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы антикризисного управления
1.1. Цели и задачи антикризисного управления
1.2. Типология кризисов организации, причины возникновения
1.3. Механизм антикризисного управления, кадровые стратегии, кадровый маркетинг
2. Стратегии антикризисного управления
2.2. Статегические направления в антикризисном управлении
2.3. Принципы и функции антикризисного управления
2.4. Типы кадровой политики в условиях кризиса
2.5. Методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.
2.6. Проблематика антикризисного управления
2.7. Информационный обмен в период кризиса
3.1. Структура управления организацией, проведение кадрового аудита и диагностики
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития кризиса организации и раскрытие сути технологий антикризисного управления в наше время очень актуальна.Как показывает практика, общество не любит кризисы. Для многих из нас это слово ассоциирует с катастрофой. Хотя в словаре написано следующее-кризис это прежде всего решающий поворотный момент, способный изменить любую ситуацию коренным образом. Но все таки большинство людей страшится кризисов.Вообще в изменениях нет ничего необычного, на протяжении всей истории нашей планеты они происходят постоянно. Новым является лишь нарастание темпа с которым они происходят. Поколение наших дедов и прадедов за всю свою жизнь могло принять лишь одно стратегическое решение, такое как переехать в новый город или же сменить работу. Нашим родителям приходилось решаться на подобное раз в 15-20 лет. Мы же принимаем решения такого плана раз в 5-10 лет, ну а нашим детям, судя по всему, придется делать это ежегодно. Чем мы все отличаемся друг от друга? Прежде всего-способностью справляться с какими либо изменениями и переменами. Все зависит от крепости нашего организма. Негативные изменения, так называемый выход из «зоны комфорта» могут как закалить так и убить нас. Сказанное относится не только к людям, но и к организациям, сильные компании,готовые к переменам, крепнут в трудные времена, слабые - «заболевают» и рискуют обанкротиться.
Чтобы разобраться в сути понятия «сильная организация», нужно понимать, каким образом перемены вызывают организационные заболевания и как можно подобрать для лечения этого подходящее лекарство.
Целью написания данной курсовой работы является раскрытие темы причин возникновения кризиса в деятельности организаций, способы их предотвращения или способы управления ими.
В процессе написания данной работы использована следующая литература: «Антикризисное управление» учебное пособие под редакцией Э.М. Короткова, «Антикризисное управление» Е.В. Минаева, «Управление в эпоху кризиса.Как сохранить ключевых людей и компанию» И. Адезис, также использованы статьи журнала «Финансовый директор», «Антикризисное управление» под редакцией В.Я. Захарова, «Антикризисное управление» под редакцией Л.В.Згонник, данная литература раскрывает все тонкости и сложности управления компанией в условиях кризиса.
1. Основы антикризисного управления
1.1. Цели и задачи антикризисного управления
Общая история всей рыночной экономики показывает, что ее развитие происходит неравномерно, т.е. идут постоянные колебания объемов производства и сбыта и как следствие возникновение кризисов и это является общей закономерностью ее развития.[1]
В мире нет ни одной страны и ни одной организации, которых бы не коснулись кризисные явления, нередко приводящие предприятия к банкротству.[2] Поэтому перед органами государственной власти и руководством организаций время от времени встают задачи их предотвращения и обеспечения устойчивого положения предприятий, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение платежеспособности многих других, создавая так называемый «эффект домино». Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы антикризисных мер.
В связи с этим проблема антикризисного управления для России, так же актуальна.
Существуют ли кризисы в отдельных структурных подразделениях экономики? Обладают ли они спецификой относительно общих экономических кризисов? Когда и как они возникают? Как кризисы организаций связаны с общей экономической обстановкой?[3]
Организация – это форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач. При этом каждая организация является подсистемой – относительно обособленным структурном звеном в общей экономической системе. [4]
В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.
В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.[5]
Практика показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций.Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления.[6]
Персонал предприятия –это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой и упорядоченной системе управления.
Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя, которые включают подбор и распределение персонала; планирование и организацию работы сотрудников; диагностику персонала; учет его движения; программы по повышению квалификации; мотивацию и стимулирование труда и, конечно, предоставление благоприятных и безопасных условий труда.
Антикризисное управление, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, а также включает социально—психологические факторы.[7]
Антикризисное управление - это управление в условиях риска и предотвращение банкротства организации; это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.[8] Вообще любое управление должно содержать в себе черты антикризисного и быть готовым задействовать антикризисный механизм как только организация вступит в полосу кризисного развития.
Антикризисное управление по своей сути имеет более сложный механизм, так как, помимо вышеперечисленных направлений, в него также входят социально-психологические факторы. Это связано прежде всего с повышением, на фоне развития кризисной ситуации, стрессового состояния сотрудников, что в свою очередь, приводит к снижению эффективности работы производства. Причинами этого могут быть: нестабильное положение дел на предприятии или в организации, задержка выплаты заработной платы и уменьшение ее размеров, а также страх перед возможным сокращением кадров. Кризис — это крайнее обострение противоречий в социальноэкономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.[9]
Основная функция кризиса-разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.[10]
Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:
1. Кризисы неизбежны.
2. Кризисы начинаются тогда,когда потенциал прогресса главных элементов системы исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы. [11]
Основным принципом антикризисного управления является постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации, своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке.
Любая кризисная ситуация для компании является своего рода проверкой на прочность, поскольку именно в такой ситуации проявляется весь ее организационный потенциал и одновременно все недостатки организации социально-экономической системы.
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы если это возможно, избежать кризиса (предупредить его появление).[12]
1.2. Типология кризисов организации, причины возникновения
Кризисы различны по своей природе, причинам возникновения, последствиям и другим характеристикам.В связи с этим возникает потребность в классификации кризисов в зависимости от тех или иных особенностей.[13]
Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:
1. технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;[14]
2. социальный (социально управленческий), возникающий в результате появления между работниками или их группами конфликтов.Указанные конфликты ведут к приянятию неэффективных решений и к потере времени на самом производстве;
3. финансовый, появляющийся в результате нерационального использования собственного капитала;
4. организационный, возникающий в результате несовершенства производственной структуры управления;
5. информаицонный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не содержит данные об изменениях, происходящих на рынке;
6. кризис взаимодействия собственников организации, между собой или с властью, противоречия в их интересах.[15]
Причиной всех кризисов в первую очередь является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государства, министерства, корпорации, фирмы, учреждения).[16] Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:
а) отсутствие долгосрочных стратегий развития;
б) низкая квалификация менеджеров;
в) низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
г) слабо развитые институты противодействию оппортунистическому поведению менеджмента.
Можно сделать вывод, что, несмотря на многообразие конкретных предпосылок, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев возникновение таких кризисов тесно связано с проблемами, лежащими в области менеджмента. В этой связи особенно актуально звучит известное выражение советского руководителя: «Кадры решают всё».[17]
Но кризис не только создает проблемы, он открывает перед любой компанией новые возможности: построить более эффективную систему управления персоналом, подобрать более эффективный персонал, освободиться от избытка сотрудников на непродуктивных направлениях, оптимизировать затраты на персонал. Надо только не упустить возможность воспользоваться ситуацией. Кризисные ситуации следует рассматривать не как сосредоточение неблагополучных ситуаций, а как некую общую закономерность, присущую рыночной экономике. Исходя из этого управление предприятием должно носить антикризисную направленность.[18]
Самое важное, в условиях кризиса, понять, что та система управления персоналом, которая хорошо и устойчиво работала в ситуации стабильного и динамично развивающегося рынка, не в состоянии так же эффективно работать в условиях кризиса. Антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенного риска. Предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности.Это система управленческих мер, направленных на прогнозирование кризиса в организации и распознавание его ранних стадий.[19]