Файл: Конфликты в организации причины и функции (Основные стадии развития конфликта.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Природа и сущность конфликта
1.1. Понятие конфликта, социального конфликта, его функции
1.2. Структура, элементы и характеристики конфликта
1.3. Классификация и причины конфликтов
1.4. Основные стадии развития конфликта
1.5. Управление конфликтом в организации
2. Анализ и оценка конфликтных ситуаций, возникающих в организации
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Примеры конфликтных ситуаций, возникающих в организации и анализ этих ситуаций
Введение
На протяжении всей нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с разного рода конфликтами. В нашем постоянном желании чего- то достичь, мы стремимся к новым горизонтам, но не всегда цель оправдывает ожидания. Мы переживаем неудачу, виним в ней всё наше окружение. Но окружающие нас люди - родственники или коллеги по работе, имеют другое мнение на эти обстоятельства, полагая, что во всех наших неудачах, виноваты мы сами. И причина этих неудач возможно кроется в неверной формулировки этой самой цели, либо в неверно выбранных, для ее реализации, средств достижений, либо в неправильности нашей оценки, всей сложившейся ситуации. Между нами и нашим окружением возникает взаимное непонимание, перерастающее в обиду, происходит нагнетание психологического напряжения и в итоге мы получаем конфликт.
Слово «конфликт» в переводе в латинского звучит как «столкновение». Эти столкновения наблюдаются как в бытовом плане нашей повседневной жизни, так и в рабочей деятельности. Но согласитесь, большую часть своей жизни мы проводим именно на работе, общаясь с коллегами, строя совместную деятельность с клиентами и партнерами, взаимодействуя с руководством компании и с нашими подчиненными. При таком каждодневном тесном общении возникает масса ситуаций непонимания людьми друг друга, это непонимание нередко приводит к конфликтам и спорам.
В условиях современной экономически нестабильной жизни, и дикой конкуренции на рынке, каждая компания стремится удержаться на «плаву» с достижением наивысшего результата и максимальной прибыли. Но для этого необходимы определенные условия: во первых тщательно отрегулированный рабочий процесс, во вторых, грамотно подобранные и правильно расставленные по своим рабочим местам сотрудники компании, ну и в третьих, самое главное условие- это отсутствие разногласий и психологического напряжения в коллективе. Именно поэтому так важно сведение к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, а еще лучше вообще недопущение подобного.
Целью данной курсовой работы является освещение теоретических основ конфликта а также , на основе рассмотренного материала, разработка способов и путей преодоления конфликтных ситуаций на примере конктретной организации. Объектом исследования будут являться реальные конфликтные ситуации ООО «Импульс».
1. Природа и сущность конфликта
1.1. Понятие конфликта, социального конфликта, его функции
Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким.
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния
различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.
Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки.[1] Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.[2]
Само понятие «конфликт» можно охарактеризовать исключительной широтой содержания, оно употребляется в разных значениях этого слова. Но суть его состоит в том, что это прежде всего столкновение противоположных тенденций на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания в разных ипостасях, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В русском языке понятие «конфликт» появилось только в конце девятнадцатого века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля этого слова нет, а «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. приводит это слово, поясняя множеством примеров, это свидетельствует о том, как за сравнительно короткое в историческом масштабе время сильно расширилась сфера его применения, и одновременно расширилось понимание самого явления.[3]
Российские психологи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов после сопоставления различных определений конфликта, предложенных в разное время, проанализировав 52 определения конфликтов, пришли к выводу, что все определения внутриличностного конфликта опираются на два ключевых понятия:[4]
- в одних определениях конфликт трактуется как противоречие между различными сторонами личности;
- в других - как столкновение, борьба личностных тенденций.[5]
Конфликтная ситуация возникает в следующих случаях:[6]
• когда цели двух или более человек оказываются несовместимыми на данный момент;
• когда два или более человека нуждаются в решении проблемы, но не могут прийти к соглашению;
• когда вы чувствуете, что нарушаются ваши личные права.
Анализ определений межличностного конфликта выделяет такие его свойства, как:
- наличие противоречий между интересами, целями, мотивами и ценностями сторон как основу конфликта;
- противодействие субъектов конфликта;
- стремление любыми способами нанести максимальный ущерб оппоненту, его интересам;
- негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.[7]
Так же, по мнению ученых, будет целесообразным внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения. Прежде всего необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают лишь при социальном взаимодействии. Второе уточнение будет касаться сути конфликта, поясняется, что основной сущностью конфликта будет не столько само возникновение противоречия, сколько – способ разрешения создавшегося противоречия. Всевозможные противоречия возникают всегда и везде, но только незначительная их часть разрешается с помощью конфликта. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто, однако сущность конфликта шире этого столкновения. Сущность конфликта в противодействии субъектов конфликта в целом.
Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.[8]
Конфликт - это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам.[9]
Социальный конфликт-это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности.[10]
Надо отметить, что в современной конфликтологии нет единства в определении понятий «конфликт» и «социальный конфликт», очень часто они употребляются как синонимы.[11] Родоночальник социальной конфликтологии Козер Л. дает определение социальному конфликту - как идеологическому явлению, отражающему устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели, такие как власть, статус, переоценку ценностей и т.п.
В первой половине XX века проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В 1908 году вышла в свет работа немецкого социолога Г.Зиммеля «Социология», именно она ознаменовала собой появление нового направления в конфликтологии- функциональной теории конфликта. А именно, исследуя природу конфликта, Г.Зиммель предположил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий.[12] По его мнению, в конфликте отражаются два важнейших типа социальных связей: противостояние и объединение. Согласно его теории, все происходящие конфликты неизбежны, эта неизбежность заложена в самой природе человека. Одним из основных источников возникновения и развития конфликтов является присущая человечеству агрессивность, первичная потребность во враждебности и инстинкт борьбы. Все это ограничивается лишь общественными нормами.
В середине XX века появились новые теории конфликта. Так, например, теория структурного функционализма была обоснована и сформулирована Т. Парсонсом в его работе «О структуре социального действия» (1937 год.) Т. Парсонсом рассматривал конфликт не как следствие, а как причину дестабилизации общества, как социальную аномалию.[13] По его мнению, конфликт изначально деструктивен и разрушителен. Поэтому в его теории вместо термина «конфликт» используется термин «напряженность». Полной противоположностью теории Т. Парсонсома стало появление в научной среде позитивно-функциональной теории конфликта Л. Козера, именно она стала основой его книги «Функции социального конфликта» (1956 год.), в этой книге Козер обосновал положительную роль конфликта, по мнению автора борьба между индивидуумами и группами способствует снятию напряжения, выходу отрицательных эмоций, в конфликте люди лучше узнают друг друга, тем самым он (конфликт) выполняет тестирующую роль. Но для этого он должен быть управляем.
"... противоборство членов группы друг с другом — фактор, который нельзя однозначно оценить как негативный хотя бы потому, что это иногда единственное средство сделать жизнь с действительно невыносимыми людьми, по крайней мере, терпимой. Если бы мы вовсе были лишены силы и права восстать против тирании, произвола, самодурства и бестактности, мы вообще не смогли бы общаться с людьми, от дурного характера которых страдаем. Мы могли бы пойти на какой-нибудь отчаянный шаг, что положило бы конец отношениям, но, возможно, не стало бы "конфликтом". Не только потому, что... притеснение обычно возрастает, если его спокойно и без протестов терпят, но также и потому, что противоборство дает нам внутреннее удовлетворение, отвлечение, облегчение... Противоборство дает почувствовать, что мы не просто жертвы обстоятельств".[14]
Теория Козера строится на критике теории Парсонса, но надо отметить, что Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а против подхода к обществу, игнорирующего противоречия, конфликтный характер отношений, столкновение интересов. Он отмечает, что: «Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической расстроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт сводится к напряженности между тем, что имеется, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп индивидов. Постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, престиж, уважение»[15].
Появление работ этих ученых (Парсонса, Козера) доказало двоякую природу социального конфликта: негативную функцию конфликта (деструктивную) и позитивную функцию (конструктивную). Так согласно автору самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов М.Дойчу, деструктивным конфликт является в том случае, если участники конфликта недовольны исходом и им присуще чувство потери чего то. Если же все участники конфликта удовлетворены - тогда конфликт конструктивен.
Конфликт играет в нашей жизни двоякую роль, способствуя открытому выражению мыслей и чувств он может стать источником развития, освобождая стороны от сомнений, разрешая в ходе конфронтации их противоречия, конфликт может способствовать развитию взаимопонимания между людьми, может расширять или изменять способы и сферу их взаимодействий.[16]
К позитивной природе социального конфликта относят следующее:[17]
- конфликт не дает сложившейся системе отношений закостенеть, толкая ее изменениям и развитию, открывая дорогу инновациям;
- коммуникативно-информационную роль конфликта, т.к. в ходе него участники конфликта лучше узнают другу друга;
- конфликт способствует структурированию социальных групп, сплочению коллектива единомышленников, созданию организаций;
- снимает «синдром покорности», стимулирует развитие личности, активность индивидов, рост у них чувства ответственности;
- развязывание конфликта снимает напряженность, дает ей выход;
- конфликт выполняет диагностическую функцию, иногда спровоцированный конфликт может помочь в прояснении обстановки и состояния дел;
- функция нормотворчества - создание новых форм и социальных институтов.