Файл: Возникновение кризиса в деятельности организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы антикризисного управления

1.1. Цели и задачи антикризисного управления

1.2. Механизм антикризисного управления, кадровые стратегии, кадровый маркетинг

1.3. Типы организационных культур компании,стратегические направления в антикризисном управлении

1.4. Принципы антикризисного управления, типы кадровой политики в условиях кризиса

1.5. Методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления, проблематика антикризисного управления

1.6. Информационный обмен в период кризиса

1.7. Структура управления организацией, проведение кадрового аудита и диагностики

1.8. Способы выхода из кризиса

2. Практический опыт. Анализ деятельности ООО "Импульс"

2.1. Характеристика предприятия

2.2. Меры антикризисного управления в ООО "Импульс"

2.3. Анализ антикризисного управления предприятием ООО «Импульс»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

ВВЕДЕНИЕ

Тема развития кризиса организации и раскрытие сути технологий антикризисного управления в наше время очень актуальна. Как показывает практика, общество не любит кризисы. Для многих из нас это слово ассоциирует с катастрофой. Хотя в словаре написано следующее-кризис это прежде всего решающий поворотный момент, способный изменить любую ситуацию коренным образом. Но все таки большинство людей страшится кризисов. Вообще в изменениях нет ничего необычного, на протяжении всей истории нашей планеты они происходят постоянно. Новым является лишь нарастание темпа с которым они происходят. Поколение наших дедов и прадедов за всю свою жизнь могло принять лишь одно стратегическое решение, такое как переехать в новый город или же сменить работу. Нашим родителям приходилось решаться на подобное раз в 15-20 лет. Мы же принимаем решения такого плана раз в 5-10 лет, ну а нашим детям, судя по всему, придется делать это ежегодно. Чем мы все отличаемся друг от друга? Прежде всего-способностью справляться с какими либо изменениями и переменами. Все зависит от крепости нашего организма. Негативные изменения, так называемый выход из «зоны комфорта» могут как закалить так и убить нас. Сказанное относится не только к людям, но и к организациям, сильные компании,готовые к переменам, крепнут в трудные времена, слабые - «заболевают» и рискуют обанкротиться.

Чтобы разобраться в сути понятия «сильная организация», нужно понимать, каким образом перемены вызывают организационные заболевания и как можно подобрать для лечения этого подходящее лекарство.

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие темы причин возникновения кризиса в деятельности организаций, способы их предотвращения или способы управления ими.

В процессе написания данной работы использована следующая литература: «Антикризисное управление» учебное пособие под редакцией Э.М. Короткова, «Антикризисное управление» Е.В. Минаева, «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию» И. Адезис, также использованы статьи журнала «Финансовый директор», «Антикризисное управление» под редакцией В.Я. Захарова, «Антикризисное управление» под редакцией Л.В.Згонник, данная литература раскрывает все тонкости и сложности управления компанией в условиях кризиса.

1. Основы антикризисного управления


1.1. Цели и задачи антикризисного управления

История всей рыночной экономики показывает, что ее развитие происходит неравномерно, происходят постоянные колебания объемов производства и сбыта, все это приводит к возникновению кризисов и это является общей закономерностью ее развития.[1]

В мире нет ни одной страны и тем более ни одной организации, которых бы не коснулись кризисные явления, нередко приводящие предприятия к банкротству.[2] Поэтому перед органами всей государственной власти и руководством организаций время от времени встают задачи по их предотвращению и обеспечению устойчивого положения предприятий, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение платежеспособности многих других, создавая так называемый «эффект домино». Решение всех этих задач по предотвращению кризисных явлений или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы антикризисных мер.

Проблема антикризисного управления для России, так же актуальна как и для всего остального рыночного мира. [3]

Что же такое есть организация в мире бизнеса? Организация- форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач. При этом каждая организация является подсистемой – относительно обособленным структурном звеном в общей экономической системе. [4]

В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда.[5]

В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.[6]

Практика показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления.[7]


Любая организация всегда представлена персоналом, глубокой и сложной структурой, нуждающейся в твердой и упорядоченной системе управления.

Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя, включающую в себя:

  • подбор и распределение персонала;
  • планирование и организацию работы сотрудников;
  • диагностику персонала;
  • программы по повышению квалификации;
  • мотивацию и стимулирование труда;
  • предоставление благоприятных и безопасных условий труда.

Антикризисное управление, в отличии от обычного управления организацией, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, а также обязательно включает в себя социально—психологические факторы.[8]

Антикризисное управление - это управление компанией в условиях риска и предотвращение банкротства, это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.[9]

Надо отметить, что любое управление всегда должно содержать в себе черты антикризисного и быть готовым в любой момент задействовать антикризисный механизм. Обязательным условием любого антикризисного управления является наличие в нем социально-психологических факторов. Это связано прежде всего с повышением, на фоне развития кризисной ситуации, стрессового состояния сотрудников, приводящее к снижению эффективности работы производства. Причинами этого различны, это и нестабильное положение дел на предприятии или в организации, задержка выплаты заработной платы и также уменьшение ее размеров, страх перед возможным сокращением.

Таким образом кризис – это всегда крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающем мире.[10]

Основная функция кризиса-разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.[11]

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

1. Любые кризисы неизбежны.

2. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы. [12]


Главным принципом антикризисного управления является постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации, позволяющий своевременное улавливать сигналы, свидетельствующие о возможном ухудшении положения дел предприятия на рынке.

Любая кризисная ситуация для компании является своего рода проверкой на прочность, именно в такое время проявляется весь организационный потенциал и одновременно выявляются все недостатки организации. Антикризисное управление существует для того, чтобы если это возможно, избежать кризиса (предупредить его появление).[13]

Кризисы различны по своей природе, причинам возникновения, последствиям и другим характеристикам, в связи с этим возникает потребность в их классификации в зависимости от тех или иных особенностей.[14]

Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

1. технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;[15]

2. социальный (социально управленческий), возникающий в результате появления между работниками или их группами конфликтов, которые могут приводить к принятию неэффективных решений и к потере времени на самом производстве;

3. финансовый, появляющийся в результате нерационального использования собственного капитала;

4. организационный, возникающий в результате несовершенства производственной структуры управления;

5. информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не содержит достоверных данных об изменениях, происходящих на рынке;

6. кризис взаимодействия собственников организации, между собой или с властью, противоречия в их интересах.[16]

Несмотря на многообразие, причиной всех кризисов в первую очередь является управление , неадекватное и непрофессиональное, направленное на преследование целей за пределами задач проекта.[17]

Именно неэффективность управления является главной проблемой всех пердприятий, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

а) отсутствие долгосрочных стратегий развития;

б) низкая квалификация мненджеров высшего и среднего звена;


в) низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия;

г) слабо развитые институты противодействию оппортунистическому поведению менеджмента.

Несмотря на многообразие конкретных предпосылок, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев возникновение их тесно связано с проблемами, лежащими в области менеджмента. В этой связи особенно актуально звучит известное выражение советского руководителя: «Кадры решают всё».[18]

Но несмотря на все свои минусы, нужно всегда помнить, что кризис не только создает проблемы, но и открывает перед любой компанией новые возможности, такие как: построение более эффективной системы управления персоналом с подбором более эффективного персонала, высвобождение сотрудников на неэффективных направлениях, оптимизация затрат на персонал. Любые кризисные ситуации следует рассматривать не как сосредоточение неблагополучных ситуаций, а как некую общую закономерность, присущую рыночной экономике. Как было уже замечено ранее, любое управление предприятием должно носить антикризисную направленность.[19]

Антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, управление в условиях неопределенного риска.

Это система управленческих мер, направленных на прогнозирование кризиса в организации и распознавание его ранних стадий.[20]

Кризис организации – это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности организации, и как следствие, к банкротству, крайнее обострение противоречий, угрожающее жизнестойкости организации в окружающей среде.[21] Возникновение кризисных ситуаций может происходить на любой стадии деятельности организации, как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.

Практика показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций, при этом необходимо учитывать, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутренних и внешних условий.[22] Поведение организаций при возникновении кризисной ситуации различно: ряд организаций мгновенно разрушается, другие – пытаются сопротивляться кризисным изменениям, ну а третьи – находят возможности использовать кризис во благо себе, что и объясняется наличием антикризисного потенциала, профессионального управления.