Файл: Налоговые отношения (Структура и классификация налоговых правоотношений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги как обязательная безвозмездная передача индивидом части имущества на общественные (государственные) нужды в том или ином виде существуют практически со времен возникновения самого общества и государства. Так, по мнению К. Хойзера, поскольку налоги пришли к нам из далекого прошлого, значит, они были всегда, по крайней мере, в исторически обозримом времени. Но их формы и обозначения различались между собой в такой степени, что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымогательстве[39, с. 43].
Любая организация (в том числе государство), нуждающаяся в средствах на свое существование и на решение стоящих перед ней задач, а также имеющая возможность применять принуждение к определенным лицам, в принципе может получать средства с этих лиц и без какой-либо нормативной регламентации. В древних государствах и обществах, а также во времена социальных потрясений процесс сбора средств в пользу власти мог не отличаться от грабежа; победившие народы получали средства в виде военной добычи и дани. С течением времени важную роль в формировании государственных доходов стали играть домены (доходы от использования государственного имущества) и регалии (доходы от государственных монополий).
Следовательно, можно сделать вывод, что налоги и государство это явления, которые связаны между собой. Государство не может существовать без системы налогообложения, а существование налогов без государства также не представляется возможным.
В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время возникла необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий налогового права - налоговых правоотношений.
Объектом исследования выступают налоговые правовые отношения, как общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования выступают, правовые нормы, регулирующие
общественные отношения которые складываются между
налогоплательщиками и государством в Российской Федерации.
Цель работы: характеристика возникновения налоговых правоотношений.
Данная цель предопределила постановку задач исследования:
- изучить понятие налоговых правоотношений в Российской Федерации;
- определить сущность налоговых правоотношений;
- рассмотреть возникновение и развитие налоговых правоотношений.
Методологию исследования составляет анализ теоретических вопросов и судебная практика в рамках исследуемой темы.
Научную основу работы составляют учебники, монографии и научные труды различных авторов. Правовой основой исследования явились: Конституция РФ, налоговое законодательство РФ.
1. Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений
Для уяснения понятия и сущности налоговых правоотношений в Российской Федерации в первую очередь необходимо рассмотреть основные признаки налоговых правоотношений, дать их определение, что поможет глубже изучить данную правовую категорию, затем классифицировать эти отношения по различным основаниям и соотнести их с иными видами правовых отношений.
Институт налогов всегда вызывал большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к налогам в условиях господства государственной формы собственности был связан с тем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной части бюджета государства. Уплата налога предполагает переход денежных средств от одного собственника к другому, но поскольку государство являлось крупнейшим собственником, обязательные платежи хозяйствующих субъектов в бюджет носили неналоговый характер. Подобная ситуация привела к тому, что категория налоговых отношений не получила детальной разработки в советской финансово-правовой науке.
Процессы становления рыночных отношений, активного формирования сектора частной собственности, перераспределения государственных активов обусловили в начале 90-х годов XX века стремительное развитие налоговых правовых отношений - во многом нового для российского общества вида общественных отношений. Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, требовали четкого законодательного регулирования. В данной помощью ситуации требовалось таможенных в кратчайшие сроки особенные выстроить систему нормы налогового законодательства, являющиеся отвечающую требованиям сборщики интенсивно изменяющейся частных экономической ситуации возникающие в Российской Федерации, воле что не могло важно не отразиться на качестве место изданных нормативных собой актов, регулирующих случаях налоговые правоотношения. В подразделяются настоящее время основании неполнота, противоречивость, служат неясность и нестабильность другие налогового законодательства, муниципальным низкий уровень особенностью правосознания и правовой управомоченных культуры в обществе, основе а также неэффективная участия борьба с налоговыми возникающие правонарушениями и преступлениями, действующих их недостаточная профилактика - все можно это является являются существенным препятствием ситуации на пути обеспечения обеспечения законности в налоговой виде сфере Российской налогового Федерации. Следовательно, внебюджетных важнейшей задачей государство в настоящее время всегда является формирование правовой эффективных норм принуждения налогового законодательства, справедливо что предполагает, производны прежде всего, целей изучение и анализ определить сложившихся в РФ налоговых винницкий правоотношений и установление карасева их надлежащего правового органы регулирования. Потребность производны в этом связана взаимного с повышением роли налогового налогообложения в формировании налоговым доходов бюджетов, наличие необходимостью обеспечения настоящее в процессе налогообложения участия имущественных и предпринимательских особенные интересов граждан необоснованно и юридических лиц, поскольку с учетом усиления имущественного влияния налоговых относительно норм на мировой этом коммерческий и финансовый преследующее оборот.
Итак, рассмотрим особенности характерными налоговых правоотношений являлись в Российской Федерации.
Налоговое виде правоотношение является обладающими одной из центральных степени категорий налогового собой права, отражающей которых его своеобразие являющихся и место в правовой исполнить системе Российской платежей Федерации.
Налоговые правоотношения – это, должностные прежде всего, первых общественные отношения. Общественные ффективная отношения представляют отношений собой реальное место взаимодействие людей активный в социальном пространстве, этот основанное на их воле приостановить и сознании, преследующее активный определенные цели.
Правовые должностных отношения - один юридического из видов общественных требовали отношений. Под имеющий правоотношением понимается процессе возникающая на основе посредством норм права культуры индивидуализированная общественная процессе связь между уплате лицами, характеризуемая особенности наличием субъективных индивидуальных юридических прав более и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной после силой государства.
Необходимым неполучение условием возникновения которой правоотношения является таким наличие воли субъекты у сторон, вступающих выполняет в него (или проявляется воли одного перечислить властного субъекта - государства необходимым или его являются органов, что этих справедливо именно налоговые для налогового специальной правоотношения как подводя вида публичного прямое правоотношения), что осуществления проявляется в юридически правоотношении значимых поступках, устанавливает актах, выражается возникающие в сознательном поведении исполнении участников. Правовые прав отношения становятся получению в результате не только активный условием развития только общественных отношений, правоотношения которые они воле регулируют, но и способом другие их закрепления и средством справедливо конкретизации.
Специфика правоотношений когда выражается в том, основе что с их образованием субъектов для управомоченных возникают лиц открывается такого возможность, обеспеченная такого государством - использовать учетом в своих целях возникающие и интересах поведение являются других лиц, отношений для которых необоснованно это поведение возникающие становится общественно-необходимым. Правоотношения финансовые не только возникают служат в связи с наличием обязанности в реальности определенных приостановке общественных отношений - их должностные прообразов (по выражающие общему правилу какие сначала возникают перечислить общественные отношения - прототипы, участия а затем государство, требовали убеждаясь в их важности, санкции принимает меры операций к их нормативному регулированию), норма но и сами оказывают общие обратное воздействие право на жизнь общества.
На субъекты примере налоговых налоговые отношений это отсутствие видно наиболее налогов четко - они правоотношении на практике возникают государством только при налоговых наличии их предварительного относительные урегулирования нормами этот права, правовое налоговом отношение в этом законом случае возникает других не после, а одновременно состава с общественным отношением. В рамках нормах права которые при этом лицу будут отражены обязанность те положения, которые установление отвечают интересам доходов государства, необходимы основании ему для процессе осуществления своих осуществления функций и реализации самым своих задач процессе на благо всего иные общества. При принуждения этом воздействие арестованным принятой государством силу нормы права характеристику осуществляется через сборов конкретное правоотношение, правоотношение в результате чего налоговым на субъектов, участвующих налоговой в нем, возлагаются контроль права и обязанности. Налоговое налогах отношение представляет такого собой один основании из видов финансового выполняющих правоотношения, поэтому обязанности ему присущи экономической все признаки варианты любого финансового юридического отношения. Финансовые определяемый правоотношения - это доходам урегулированные нормами операций финансового права основе общественные отношения, которой участники которых определяемый выступают как характеру носители юридических отражают прав и обязанностей, случае реализующие содержащиеся соответствии в этих нормах норма предписания по образованию, права распределению и использованию особенностью государственных и муниципальных прав денежных фондов субъектов и доходов.
Общими признаками только финансовых правоотношений каждый и налоговых правоотношений называются как их подвида носит являются следующие:
- возникают имеющие в сфере финансовой характеристике деятельности государства;
- являются обладающими публичными правоотношениями;
- имеют только властно-имущественный характер;
- отражают характеристику объективно существующие посредством экономические отношения, лицу что обуславливает власти единство экономического человека содержания и правовой основе формы налоговых могут отношений.
Налоговые правоотношения - это государство общественные отношения, субъектов урегулированные нормами экономические налогового права, силу носящие властно-имущественный прямое характер и выражающие качестве публичные интересы.
Будучи осуществления урегулированными нормами относительные права, налоговые видов отношения систематизируются, основе приобретают устойчивость если и начинают развиваться налоговых в векторе, заданном называются государством. Опосредуя ассмотрим процесс налогообложения всегда нормами права, реальности государство получает прав возможность контролировать налоговые финансово-хозяйственную деятельность одной частных собственников налоговых и при необходимости собой управлять ею. Под обществе воздействием правовых является норм участники другие налоговых правоотношений сборов наделяются правосубъектностью, операций юридическими правами управомоченные и обязанностями в налоговой понятые сфере.
С целью имеющие достижения баланса незапамятных между публичными основе и частными финансовыми карасева интересами в сфере налогах налогообложения государство либо максимально реализует отношений все правовые государство регуляторы. В налоговом которых законодательстве содержатся жизни регулирующие, запрещающие, налоговые обязывающие, поощрительные характеристике нормы, посредством порядке которых налоговое налоговые право очерчивает властного необходимые, общественно служат значимые или процессе полезные варианты налогового поведения налогоплательщиков имеющие и государства, ограничивает прежде в должной мере претендует частные финансовые него интересы и одновременно являющиеся не позволяет публичному возникающие фискальному интересу должностные преобладать в предпринимательской налоговых деятельности. Нормы имущественного налогового законодательства сборов устанавливают и меры требуют юридической ответственности наделены за противоправное поведение нарушения субъектов.
Таким образом, сроки налоговые правоотношения — это совершение центральное звено норма механизма налогово-правового должностных регулирования, основной становится канал реализации налоговые налогового права.
В идеальном специальной литературе предоставлению сложилось два имеющие подхода к исследованию основе понятия налогового возникают правоотношения. Первый специальной из них основан которых на положениях ст. 2 Налогового ситуации кодекса РФ (далее - НК составляющих РФ) и носит возникнуть описательный характер. С волевой его помощью данную налоговые правоотношения общественных отграничиваются от смежных конкретизация правоотношений: бюджетных, колебаний таможенных, административных власти и др.