Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Анализ распределения и использования прибыли в ООО «Ладыгино»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования и использования прибыли организации
1.1. Прибыль как экономическая категория: понятие и методика определения
1.2. Формирование и распределение прибыли
2. Анализ распределения и использования прибыли в ООО «Ладыгино»
2.1. Природно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ формирования прибыли в основных отраслях и в целом по организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жизнь человека напрямую зависит от доходов, которые обеспечивают его нормальное существование. Современное общество состоит из множества фирм, организаций, предприятий. Основной целью существования предприятия является получение прибыли. Каждый руководитель стремится найти пути, способы ее повышения. Чтобы получить прибыль необходимо учесть множество факторов: внутренние и внешние издержки, возможность просчета в одном деле и покрытие его за счет остатка от общего дохода, т.е. прибыли. Со временем одного объема дохода становится мало и предприятию необходимо его увеличение. Зачастую это не из-за амбиций руководителя, а из-за увеличения налогов, повышения цен на ресурсы, износ старого оборудования и приобретение нового.
Прибыль – одна из важнейших финансовых категорий, которая отражает результат финансовой хозяйственной деятельности предприятия, т.е. ее эффективность. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства (за счет налогов), собственников (за счет получения чистого дохода) и персонала предприятия (за счет получения заработанной платы).
Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Одним из важнейших направлений учета финансовых результатов является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля.
Таким образом, очевидна актуальность исследования порядка учета и аудита финансовых результатов предприятия. Поскольку прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, изучение данного вопроса актуально при любых экономических условиях.
Цель курсовой работы - исследовать вопросы управления финансовыми результатами на примере ООО «Ладыгино» (г. Кострома).
Основные задачи курсовой работы;
- рассмотреть экономическую сущность, формы и роль финансовых результатов предприятия;
- определить виды и методы анализа управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
- исследовать организацию процесса управление финансовыми результатами предприятия;
- дать краткую характеристику предприятия и проанализировать основные технико-экономические показатели ее работы;
- провести анализ и оценку эффективности управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению управления финансовыми результатами предприятия.
Объект исследования — ООО «Ладыгино» (г. Кострома).
Предмет исследования – экономические отношения, формирующиеся между предприятием и его субъектами и контрагентами в процессе формирования, использования и распределения финансовых результатов.
Информационной базой исследования является бухгалтерская отчётность организации за 2019 – 2019 гг., учетная политика, первичные и сводные документы, регистры синтетического и аналитического учета.
Для написания курсовой работы использовались методы и приемы: монографический, абсолютных, относительных и средних величин, сравнения, индексный, элиминирования, графический и другие.
При написании курсовой работы использованы – экономическая литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово-хозяйственной деятельности, периодическая литература основ управления рыночной экономики, труды ученых и практиков, таких авторов, как Демильханова Б. А., Беспалова О. В., Байдыбекова С.К. и других, инструктивные и нормативные материалы по исследуемой проблеме, нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы формирования и использования прибыли организации
1.1. Прибыль как экономическая категория: понятие и методика определения
Процесс производства продукции и услуг является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость продукции и услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия - его прибыль или убыток. Получение максимально возможной прибыли является одной из основных целей предприятия в условиях рыночной экономики.[1]
Прибыль становится важнейшим показателем для оценки деятельности предприятий, она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия - рентабельность предприятия[2].
Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает материальные потребности самого предприятия и государства в целом.[3] Общий финансовый результат деятельности в бухгалтерском учете отражается на счете Прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на данном счете отражаются нарастающим итогом с начала отчетного периода.[4]
Раскрытие вопросов сущности прибыли, ее формирования, распределения и использования нашли широкое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов.
Понятие прибыли, по мере развития экономической теории, постоянно совершенствовалось и усложнялось. Причем, трактовки прибыли были весьма не точными и конкретными, однако ученые-экономисты сходились в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток между фактическими расходами на производство определенного вида продукции и доходами, полученными от ее продажи[5].
А. Смит, развивая теорию трудовой стоимости, подчеркивает, что прибыль – это продукт труда, присваиваемый капиталистом. Поэтому стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама в этом случае на две части, из которых одна идет на оплату их труда, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы.
В дальнейшем А. Смит делает вывод, что заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости. Такой вывод не согласуется с теорией трудовой стоимости, при которой стоимость товаров определяется исключительно затратами на их производство, и поэтому стоимость продукта может лишь распадаться на составные элементы, а не складываться из них, как это считает А. Смит. В этом состоит противоречивость его теории трудовой стоимости.[6]
Э. Чемберлин отмечает, что условия формирования максимальной прибыли при монополии и чистой конкуренции различны. В условиях монополии осуществляется контроль над предложением и ценой, а в условиях чистой конкуренции такого контроля нет. В этих условиях возникают цены равновесия и цены, уравнивающие спрос и предложение, которые совпадают лишь при чистой конкуренции. Но и та и другая цены обеспечивают производителю максимальную прибыль, т. к. при этом возникает равенство предельного дохода предельным издержкам. Чтобы добиться такого равенства, монополист удерживает цену на уровне, более высоком, чем предельные издержки. Тогда монополист ограничивает производство до такого уровня, который позволит ему продавать товары по более высоким ценам. Значит источником монопольной прибыли является разница между монопольной ценой и ценой, уравновешивающей спрос и предложение[7].
В странах с развитой экономикой прибыль не связывают с затратами только живого труда. Например, П. Самуэльсон определяет ее как в высшей степени разностороннюю категорию. В качестве источников прибыли он называет доход от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В прибыль включаются также расхождения между ожидаемым и фактическим доходом в связи с неопределенностью, монопольный доход и т. п.[8]
В начале 1985 г. французский экономист А. Бабо в своей работе «Прибыль» отмечает, что все авторы сходятся на том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Так, исследователи рассматривали прибыль как определенную сумму, содержащуюся в выручке от продажи, но при попытке определить данную сумму и возникали разногласия мнений.
1.2. Формирование и распределение прибыли
Формирование конечного финансового результата за отчетный период происходит на основе полученной валовой, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения. ПБУ 10/99 «Расходы организации» определяет, что расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[9].
В области нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения различают бухгалтерскую (учетную) и налогооблагаемую прибыль. Одним из основных актов нормативного регулирования является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он определяет основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, обязанности вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов[10].
Также регламентация учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации. Основные показатели, характеризующие финансовые результаты, – прибыль или убыток, образуемые в зависимости от соотношения между доходами и затратами. Финансовые результаты предприятия определяются по всем видам деятельности за квартал, полугодие, 9 месяцев, год. В финансовой деятельности коммерческих организаций всех форм собственности анализ финансовых результатов предприятия одна из важных задач финансового менеджмента[11].
В свою очередь, прибыль как экономическая категория представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений часть распределённого чистого дохода также принимает форму прибыли. Именно прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Она и обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Финансовый результат от продажи товарной продукции предприятия отражается на счетах бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой и на основании нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет доходов и расходов организации.[12]
Распределение прибыли – это процедура и направленность ее применения, установленный законодательством, целями и вопросами компании, пристрастиями учредителей (владельцев компании).[13]
Объект распределения - балансовая выручка компании. Перед распределением балансовой цены компании подразумевается течение прибыли в госбюджет и соответственно статьям применения в компании. Законодательно распределение прибыли регулируется в части, какая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и прочих неотъемлемых платежей. В зоне ответственности компании располагается: формулировка направлений расходования выгоды, остающейся в предписании компании, структуры статей ее применения.
Распределение выгоды базируется на последующих началах:
выполнение обещаний перед страной;
обеспечение вещественной заинтересованности сотрудников в достижении верхних результатов при минимальных расходах;
накопление своего капитала, который обеспечивает ход постоянного формирования бизнеса;
выполнение обещаний пред учредителями, инвесторами, заимодавцами.