Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время сфера услуг имеет высокие темпы развития, изменился сам рынок сферы услуг, соответственно потребитель выбирает не только услугу, но и саму корпоративную культуру организации. Поэтому все больше руководителей задумываются о необходимости формирования на предприятии культуру, которая создаст конкурентные преимущества. Но есть и такие организации, которые не понимают, что это значение корпоративной культуры и как она им сможет помочь. Поэтому интерес к проблеме понимания культуры сможет объяснить, как руководителю создать эффективную организацию, отличающую от конкурентов. В любой организации, какую бы нишу на рынке она ни занимала и сколь бы эффективной она ни была, огромное значение для успешной деятельности имеет персонал, его ценности и идеалы. Именно коллектив определяет все, что собой представляет предприятие. Поэтому формирование и развитие корпоративной культуры позволит организации достигнуть всех целей и решить все поставленные задачи.

Понятие самой корпоративной культуры является одним из главных базовых в современном менеджменте, несмотря на то, что только в последние годы ее стали определять, как самым важным показателем, который необходим для точного понимания и управления организацией.

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена тем, что современные рыночные отношения диктуют организациям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой, а также грамотно разработанная и реализованная корпоративная культура способствует повышению конкурентоспособности организации. Важность темы исследования обусловлена тем, что корпоративная культура дает организации собственный, оригинальный облик в глазах клиентов и партнеров, что является важным фактором конкурентоспособности предприятия в современных рыночных условиях.

Индустрия гостеприимства за последние десятилетие изменилось до неузнаваемости. В настоящее время мировая сеть гостинец может удовлетворить любой, даже самый взыскательный, вкус. Клиенты ожидают от гостиничного предприятия высоких стандартов обслуживания. В связи с этим руководители индустрии гостеприимства, чье главное внимание до недавнего времени было сосредоточено на оперативном управлении производством, должны решать новые задачи, по-иному подходить к разработке и поддержанию в конкурентоспособном состоянии гостиничной инфраструктуры, поскольку на нее ложится основная ответственность за создание эффективного бизнеса. Доход и успех гостиницы напрямую связан с его корпоративной культурой.


Предметом работы является корпоративная культура.

Объектом работы – совершенствование корпоративной культуры предприятия индустрии гостеприимства ООО «Гипролэнд» г. Валуйки.

Целью курсовой работы – определение направлений совершенствования корпоративной культуры в индустрии гостеприимства.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть историю возникновения корпоративной культуры, ее сущность, виды, структуру, определить роль в индустрии гостеприимства.
  2. Определить роль корпоративной культуры в индустрии гостеприимства.
  3. Проанализировать деятельность ООО «Гипролэнд».
  4. Провести анализ корпоративной культуры ООО «Гипролэнд».
  5. Предложить мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Гипролэнд».

При выполнении курсовой работы использовались следующие общенаучные и специальные методы исследования: анализ научных публикаций по теме корпоративная культура, анализ документов, регламентирующих деятельность ООО «Гипролэнд»», опрос сотрудников о состоянии корпоративной культуры в организации; наблюдение за проявлениями корпоративной культуры коммерческой организации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

1.1 Сущность, понятие и история развития корпоративной культуры

В настоящее время в литературе выделяют достаточно много определений категории «корпоративная культура». Как многочисленное число терминов других организационно-правовых дисциплин данный не имеет единого толкования. В современной научной и учебной литературе ученые выделяют достаточно большое количество понятий «корпоративной культуры». Рассмотрим и изучим наиболее распространенные из них.

Так, по мнению В. А. Спивака, корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [2].


Корпоративная культура специфическая, характерная для данного предприятия система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела [21].

Корпоративная культура — это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в организации двигаться в одном направлении как единому целому [23].

Ученые О. С. Виханский и А. И. Наумов считали, что корпоративная культура — это набор главных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий [24].

Т. Ю. Базаров определял корпоративную культуру, как сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях.

По мнению Б. Фегана корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Организационная культура это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя [29].

Корпоративная культура это сложившийся психологический климат работы в компании и т. д. [20].

Э. Шейн определял организационную культуру, как комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем» [21].

Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большей части определений авторы опираются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.


Индивид может придерживаться ценности (или ценностным ориентациям), которые выступают второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности являются мотивирующим фактором для индивида, ориентирующие его на то, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Например, в некоторых организациях важным выступает, что «клиент всегда прав», поэтому недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность может помочь индивиду понять, какие действия он должен предпринять для решения проблем в конкретной ситуации [6].

И, наконец, еще одним главным атрибутом понятия корпоративной культуры считается «символика», с помощью которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие организации имеют предназначенные для всех, специальные документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако наиболее полно работники раскрывают содержание и значение через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, толкуют, пересказывают. В результате этого данные ценности иногда оказывают большее влияние на индивида, чем те, которые представлены в рекламном буклете компании.

Явление корпоративной культуры было всегда, независимо от того, имели ли представление об этом ее носители или нет. Несмотря на то, что проблема корпоративной культуры затронута учеными недавно, истоки ее привлекают внимание достаточно давно. Главные причины данного явления заложены в несоответствии ожидаемых результатов, которые лежат в тактике и стратегии изменений, которые получают в реальности в организации.

Термин «культура организации» выступает одним из базовых понятий в менеджменте. Однако лишь в последние годы корпоративную (организационную) культуру стали признавать основным показателем, который необходим для рационального управления и понимания организационного поведения [15].

Корпоративная культура достаточно новая область знаний, которая входит в систему управленческих наук. Она обособилась из относительно новой области знаний организационного поведения, изучающая общие принципы, подходы, законы и закономерности в следующих направлениях: личность в организации; групповое поведение в организации; поведение руководителя в организации; адаптация организации к внутренней и внешней среде, повышение организационной эффективности в деятельности организации. Как и многие другие понятия организационно-правовых дисциплин, корпоративная (организационная) культура не имеет однозначного толкования [25]. Корпоративную культуру (используются также термины «организационная культура», «фирменная культура», «культура предпринимательства», «культура организации»), в современном понимании корпоративную культуру конкретизируют как вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все сотрудники организации и который обязан быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые работники стали «своими» [4]. По мнению Спивака, корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [5].


Рассмотрение предприятия как культурного феномена имеет относительно давнюю историю и восходит к традициям М. Вебера, Т. Парсонса, К. Левина, Ф. Слезника и особенно Ч. Барнарда и Г. Саймо- на [28].

Необходимо отметить, что, в принципе, исследования в области культуры предприятия имеют довольно длительную историю. Профессор Корнелльского университета (США) Харрисон Трайс склонен считать первой попыткой исследования деятельности организации в культурном аспекте работу группы американских ученых во главе с Э. Мэйо в начале 30-х годов при проведении известного Хоуторнского эксперимента в копании Western Electric в Чикаго. Этот эксперимент проводился в 4 этапа в течение пяти лет (1927-1932 гг.) и имел цель выяснения влияния на производительность труда отобранных для исследования сотрудников предприятия самых разных факторов. Результаты первых двух этапов поставили вопрос о несостоятельности некоторых посылок «классической» теории менеджмента, и «виноваты» в этом были ранее не оценивавшийся, «скрытые» психологические и социальные факторы.

Заключения ученых, исследуемых корпоративную культуру, связаны с необходимостью «осмысленной жизни для индивидуума в компании», развития «чувства групповой сопричастности» на основе общих групповых ценностей, которые выступают своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения поведения работников и их потребности с точки зрения культуры их организации.

Таким образом, большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры корпоративного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы. Существует множество определений корпоративной культуры, ее уникальность в том, что она помогает предприятию достичь желаемого будущего. Корпоративная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового. Но она может работать и против организации, создавая барьеры, которые препятствуют выработке корпоративной стратегии. Эти барьеры включают сопротивление новому и отсутствие контактов.

1.2 Виды и структура корпоративной культуры

Корпоративная культура имеет различные виды и свою структуру, как и любое другое явление [8], которое выступает набором предположений, ценностей, верований и символов. Следование им помогает работникам справляться с их проблемами.