Файл: Виды, структура и принципы коммерческой деятельности предприятия.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и значение коммерческой деятельности предприятия
1.2 Виды, структура и принципы коммерческой деятельности предприятия
2 Анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на примере ТОО «Авангард»
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика деятельности предприятия
2.2 Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
2.3 Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях рыночные отношения проявляются в различных формах. Наиболее масштабно и многогранно они отражаются в коммерциализации, для которой характерен свободный выбор вида предпринимательской деятельности, распространение товарно-денежных отношений в хозяйственную, экономическую, социальную деятельность, развитие товарных связей, товарно-денежный обмен продуктов труда в соответствии с законами рынка. Все эти аспекты приводят к тому, что в современной экономике Казахстана наблюдается активизация коммерческой деятельности предприятий, что объективно обусловлено развитием конкурентной среды и появлением новых управленческих технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей рынка. Учитывая это, все большее значение приобретает коммерческое предпринимательство как важный фактор развития рынка товаров и услуг.
Для стимулирования развития промышленности, которая является основной движущей силой экономики, актуальной задачей является обеспечение надежных каналов сбыта произведенной продукции, что возможно только благодаря коммерческой деятельности. Именно ее присутствие делает возможным снижение затрат, связанных с реализацией продукции, что создает благоприятные условия для развития производства. Тем самым, предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью выполняют важную социальную и экономическую функцию, являясь необходимым звеном в системе товародвижения, синхронизируя интересы производителей и потребителей товаров и обеспечивая население рабочими местами. Достижение конкурентных преимуществ отечественными оптовыми торговыми предприятиями возможно благодаря повышению качества услуг, предоставляемых ими, а также снижению затрат, связанных с их деятельностью.
Степень изученности темы исследования. Значительное внимание вопросам организации и управления коммерческой деятельностью в условиях рыночной экономики уделяли отечественные и зарубежные ученые: Агарков А.П., Баскакова О.В., Бороненкова С.А., Ермолаева В.В., Жиделева В. В., Клишевич Н. Б., Паламарчук А.С., Рогова Е. М. и другие. Однако, несмотря на значительное количество выполненных исследований, многие теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия раскрыты не в полной мере, что ограничивает возможности выявления особенностей системы управления коммерческой деятельностью.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определить ее виды для дальнейшего совершенствования системы управления коммерческой деятельностью предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия,
- провести анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на примере ТОО «Авангард»,
- разработать рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является коммерческая деятельность ТОО «Авангард».
Предметом исследования выступили экономические отношения, возникающие в процессе коммерческой деятельности предприятия.
Теоретико-методологической основой написания курсовой работы послужили учебные пособия, научные труды, статьи периодической печати, посвященные исследованию вопросов организации коммерческой деятельности предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и значение коммерческой деятельности предприятия
Коммерция - слово латинского происхождения (лат. «commercium»), что означает «торговля» [12]. Изучение научных трудов отечественных и зарубежных ученых указывает на то, что в современной экономической литературе не существует единого толкования понятия «коммерческая деятельность». Одни ученые отождествляют коммерческую и предпринимательскую деятельности, другие утверждают, что коммерческая деятельность является более широким понятием, чем предпринимательство, или же наоборот (рис. 1) [30].
Рис. 1. Варианты трактовки коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность представляет собой организацию и управление коммерческими процессами и операциями, связанными с товарно-денежным обменом. Конечной целью коммерческой деятельности является осуществление купли-продажи товаров, услуг и получения прибыли [19].
Именно коммерческая деятельность обеспечивает условия и механизм осуществления купли-продажи товаров, услуг, ценных бумаг, изменение их форм стоимости в процессе товарно-денежного обмена. Она включает операции и процессы организационного, управленческого, правового, экономического характера и содержания. Стоит подчеркнуть, что коммерческая деятельность не охватывает операций, которые относятся к продолжению процесса производства в сфере обращения: товародвижения, хранения, упаковки, расфасовки, товароснабжения, сортировка товаров, формирование партий. Эти операции составляют технологию торговых процессов [17].
Следовательно, коммерческая деятельность и технология торговых процессов имеют разное содержание и функции. В то же время они органически взаимосвязаны. Без коммерческой деятельности не функционирует технология так же, как без технологии не реализуется коммерческая деятельность.
По сути, они составляют целостную систему знаний о функционирования торговой сферы.
Коммерческая деятельность характерна не только для торговли. В последние годы она ускоренно интегрируется с производственной деятельностью, распространяется в сфере услуг, на рынке интеллектуальной собственности, технологий, ценных бумаг [14].
Теперь важно разграничить понятия «коммерческая деятельность» и «предпринимательство» и другие смежные категории. Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность с целью получения прибыли. Однако предпринимательство - это не только деятельность, но и способ хозяйствования, условие рынка, поэтому оно гораздо шире по содержанию, чем коммерческая деятельность, которую можно считать за отдельный вид предпринимательства [10].
Вторая смежная с коммерческой деятельностью категория – это маркетинг. В широком смысле маркетинг-управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения нужд потребителей. При этом маркетинг как система управления имеет свои принципы, функции, методы, структуры, кардинально отличаются от коммерческой деятельности. В маркетинге и коммерческой деятельности общим является то, что результаты маркетинговой деятельности приобретают завершенности в процессе осуществления коммерческой деятельности. Сама же организация коммерческой деятельности, ее формы и методы не охватываются маркетингом и имеют самостоятельное значение. Поэтому включение отдельных фрагментов коммерческой деятельности в маркетинг как составляющей его части ошибочно [31].
Таким образом, коммерческая деятельность является самостоятельным видом профессиональной деятельности, которая требует соответствующих условий, базируется на рыночных принципах и законах, проявляется в разнообразных формах и осуществляется в широких масштабах в сфере товарного обращения.
1.2 Виды, структура и принципы коммерческой деятельности предприятия
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений, которые в условиях рыночно-ориентированной экономики становятся доминирующими [4].
Именно эти отношения призваны всесторонне стимулировать производство, придать динамизма потребностям, активизировать товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность выступает объективно необходимой категорией рыночной экономики, причем чрезвычайно сложной по своему характеру и содержанию.
Сущность коммерческой деятельности состоит в организации коммерческих процессов, операций, направленных на обеспечение системы товарно-денежного обмена, и управление этими процессам [3].
Следовательно, коммерческая деятельность призвана обеспечить обмен товаров, услуг в денежной форме. Причем обеспечить не только момент обмена, а и всю стадию этой воспроизводственной фазы. Ясно, что в таком случае коммерческая деятельность охватывает совокупность процессов и операций, в соответствии с задачами разных этапов фазы обмена. Стоит подчеркнуть, что речь идет о процессах и операции коммерческие. Что касается технологического аспекта обмена, связанного с материально-техническим аспектом товародвижения, то он принадлежит к технологической функции торговли, которая не охватывается коммерческой деятельностью [27].
Таким образом, в основе коммерческой деятельности лежит организация коммерческих процессов, операций и управлению ими.
Выяснить все разнообразие коммерческих операций сложно, поэтому возникает необходимость их систематизации по основным признакам (таблица 1).
Таблица 1
Классификация коммерческих операций
Признаки классификации |
Класс |
Тип |
Вид |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
Функция |
Основные |
Купли-продажи |
Розничные Мелкооптовые Оптовые |
Экспортно-импортные |
Экспорт Импорт Реэкспорт Реимпорт |
||
Товарообменные |
Прямой товарообмен Бартерные Компенсационные |
||
Особые |
Торгово-посреднические |
Агентские Консигнационные Брокерские Аукционные Биржевые |
|
Арендные |
Аренда без выкупа Лизинговые |
||
Вспомогательные |
Сопроводительные |
Страховые Таможенные Финансово-расчетные Фрахтовые |
|
Обеспечительные |
Транспортные Экспедиционные Хранение |
Окончание таблицы 1
Состав субъектов рынка |
Внутренние |
Локальные Внутренне-региональные Межрегиональные |
Внешние |
Международные |
|
Характер объекта купли-продажи |
Потребительские товары |
Непродовольственные товары Продовольственные товары Лекарственные товары |
Товары производственного назначения |
СырьеПолуфабрикатыСредства производстваНедвижимостьПредметы труда |
|
Интеллектуальная собственность |
Лицензии«Ноу-хау»Патенты |
|
Услуги |
БытовыеСервисныеИнжинирингКонсалтингСоциальныеСоциально-культурные |
Источник: составлено по данным [19]
В целом можно выделить три класса операций:
- основные, которые непосредственно обеспечивают процесс обмена и изменение стоимости, а также переход собственности;
- особые, обусловливающих реализацию отдельных стадий систем товарно-денежного обмена;
- вспомогательные, которые обслуживают коммерческие операции и коммерческий процесс в целом [8].
Как видно из таблицы, ведущим признаком классификации коммерческих операций является функция. Согласно функции можно выделить три типа коммерческих операций (купли-продажи, экспортно-импортные и товарообменные), которые непосредственно связаны с обменом товаров, продукции, услуг.
Следующие два типа (торгово-посреднические и арендные) используют лишь на отдельных стадиях процесса обмена – во время установления связей, временного владения товаром [6].
Сопутствующие и вспомогательные операции способствуют реализации основных и особых операций.
В зависимости от состава субъектов рынка коммерческие операции подразделяются на внутренние и внешние. Если одна сторона представлена зарубежным контрагентом, то обмен, а соответственно и операция, признается международной. С участием отечественных контрагентов проводятся внутренние операции. Значительное влияние на характер и особенность коммерческой операции имеет объект купли-продажи. Так, коммерческие операции с непродовольственными товарами, в отличие от операций с продовольственными товарами, обеспечивающие несколько стадий процесса обмена. Для многих видов сырья характерны лишь биржевые операции, а для некоторых видов интеллектуальной собственности – аукционные операции [22].