Файл: Финансы акционерных обществ (Сущность, функции и организация финансов корпораций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовое обязательство - это любое договорное обязательство: перечислить средства или другие финансовые активы; обмениваться финансовыми инструментами с другой корпорацией на потенциально невыгодных условиях[10,с.95].

Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Основные виды финансовых рисков. Ценовой риск включает в себя не только потенциальные убытки, но и потенциальную прибыль.

Ценовой риск делится на валютный риск, риск изменения процентной ставки и рыночный риск.

Валютный риск - риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения обменного курса иностранной валюты.

Процентный риск - это риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения рыночной процентной ставки[14,с.33]..

Рыночный риск - это риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменений рыночных цен, независимо от того, какие факторы вызвали эти изменения[15,с.132].

Кредитный риск - это риск того, что один из контрагентов, участвующих в финансовом инструменте, не сможет ликвидировать обязательство и причинит убытки другой стороне[14,с.126].

Риск ликвидности или финансовый риск - это риск того, что Корпорация может испытать трудности с привлечением средств для погашения своих обязательств по финансовому инструменту. Это может быть связано с неспособностью быстро продать финансовый актив по стоимости, близкой к его справедливой стоимости.

Операции с финансовыми инструментами осуществляются на основе рыночной или справедливой стоимости.

Рыночная стоимость - это сумма, которая может быть получена от продажи или должна быть уплачена при покупке финансового инструмента на активном рынке.

Справедливая стоимость - это сумма, на которую актив может быть обменен или на которую может быть урегулировано обязательство в рамках добровольной сделки между независимыми сторонами на сопоставимых условиях.

Финансовый менеджмент Корпорации включает в себя сбор информации и ее анализ, внедрение финансового планирования и прогнозирования, качество которого напрямую влияет на эффективность управления денежными потоками; финансовая устойчивость корпорации, а следовательно, и ее конкурентоспособность; формирование финансовых ресурсов[14,с.121].


2.2 Корпоративные финансы в системе управления финансами, корпоративная отчетность как важнейший инструмент принятия управленческих решений

Корпоративные финансы - это совокупность экономических отношений для формирования и эффективного использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели корпорации (организации).

 Основной целью корпоративного управления является получение наибольшей выгоды от функционирования Корпорации в интересах ее владельцев.

Для достижения этой цели финансовым менеджерам необходимо решить следующие задачи [14,с.143]:

- добиться увеличения доходности собственного капитала, то есть увеличить прибыль на каждую денежную единицу средств, вложенных учредителями;

- постоянно поддерживать текущую платежеспособность (ликвидность) Корпорации, то есть своевременно выполнять текущие обязательства за счет оборотных средств;

- поддерживать платежеспособность Корпорации в долгосрочной перспективе, то есть выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами, имеющими долгосрочные инвестиции в Корпорацию;

- предоставить финансовые ресурсы для расширенных процессов воспроизводства[10,с.122].

Основные функции корпоративного управления включают в себя:

- расчет финансовых показателей за плановый период, составление долгосрочных и текущих финансовых планов (по прибыли, кредиту, капитальным вложениям и финансовым вложениям, сальдо доходов и расходов, сальдо денежных поступлений и расходов);

- финансовый анализ и оценка текущего и будущего финансового состояния Корпорации, возможных темпов ее развития исходя из наличия финансовых ресурсов, а также прогнозирования вероятности банкротства;

- управление оборотным капиталом и обеспечение ликвидности Корпорации (управление запасами, денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью);

-управление инвестиционным портфелем (капитальные вложения и финансовые вложения)[11,с.82].;

- управление структурой капитала и мониторинг платежеспособности (обеспечение рациональной структуры капитала, контроль пропорций между собственным и заемным капиталом, выполнение обязательств перед инвесторами и кредиторами с долгосрочными инвестициями, разработка предложений по типам долговых обязательств, которые могут быть выпущены дополнительно для лучшего удовлетворения потребностей в капитале и достижения стабильности платежеспособности)[14,с.87].;

- управление финансовыми рисками (выявление рисков, выбор стратегии и тактики управления рисками, организация конкретных процедур управления рисками) [15,с.133].;


- организация расчетов с бюджетной системой (по налогам и сборам), акционерами (выплата дивидендов), кредиторами (выплата процентов, погашение кредитов), контрагентами, а также выпуском ценных бумаг;

- обеспечение взаимодействия с институтами рыночной инфраструктуры, заключение договоров с банками, биржами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, компаниями и т. д .;

- подготовка отчета для акционеров и персонала о результатах финансовой деятельности

Наиболее сильное влияние на эффективность корпоративного управления оказывает структура собственности компании (внешние или внутренние собственники, соотношение владельцев собственного и заемного капитала, степень распыленности капитала, наличие собственников - наемных работников, институцональных кредитных организации), финансовая инфраструктура (степень развитости фондового рынка и его открытость) и правовая система (защищенность инвесторов, степень развитости контрактов, законодательства о банкротстве, слияниях, судебных процедур) [14,с.143].

Факторы, влияющие на эффективность управления финансами [11,с.86].:

– общественно-политическая ситуация в стране;

– правовая система (степень развитости контрактов, защищенность интересов собственников, менеджеров, работников, кредиторов, поставщиков, покупателеи);

– структура собственности компании;

– денежно-кредитная и валютная политика государства, в том числе налоговая система;

– организация расчетов между контрагентами (денежные, бартерные);

– степень вовлеченности в мировую экономику (участие в мировых товарных, фондовых рынках);

– степень развития внутреннего финансового рынка и финансовой минфраструктуры (практика учета, отчетности, аудита) [11,с.177].

Отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих результаты работы организации за отчетный период, составленных на основе данных бухгалтерского учета.

Поэтому в бухгалтерском учете составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса и играет большую роль в управлении организацией.

Согласно законодательству, бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам[14,с.33].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в соответствии с требованиями следующих законодательных и иных нормативно-правовых актов:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ – регулирует основные положения организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации с 01.01.2013 года.


Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98г. № 34.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99г. № 43н.

Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 66н от 02.07. 2010 г. Вхождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на определенную дату.

Среди групп внешних пользователей такой информации (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учреждения, общественность) ее предоставление особенно важно для инвесторов и будущих акционеров организации[12,с.78].

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней. Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Годовая бухгалтерская отчетность включает: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к указанным документам (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств) [7,с.117].

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. [11,с.88].

Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации[10,с.26].

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической 14 передачи ее по принадлежности.


Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации[12,с.86].

Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации[15,с.131].

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением бюджетных) состоит из следующих форм[10,с.177]:

Бухгалтерский баланс – включает пять разделов:

1 – Внеоборотные активы;

  1. – Оборотные активы;
  2. – «Капиталы и резервы;
  3. – Долгосрочные обязательства;
  4. – Краткосрочные обязательства.

Каждый раздел включает ряд подразделов и конкретных статей. Отчет о финансовых результатах – имеет большое значение, так как включает все необходимые показатели финансовых результатов деятельности организации в целом и суммы, их составляющие.

Отчет об изменениях капитала – характеризует размер и структуру капитала и резервов организации, а также содержит справочные данные о чистых активах организации и полученных суммах финансирования.

Отчет о движении денежных средств – содержит сведения о потоках денежных средств (поступления, направления денежных средств) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода. Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Пояснения) – оформляются в табличной и (или) текстовой форме.

В них приводится наиболее существенная информация, содержащаяся в формах годовой отчетности, краткая характеристика деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие на финансовые результаты организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, то есть финансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении предприятия[14,с.88].