Файл: Государственный механизм и государственный аппарат . Виды органов власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество стоит перед необходимостью постоянного совершенствования форм и методов управления в различных сферах общественной жизни. В то же время можно утверждать, что управление призвано динамично развивать государственные институты и институты гражданского общества, обеспечивать эффективное управленческое воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей.

Очевидно, что с развитием управленческой мысли совершенствовалась и система управления. В свою очередь, государственное управление как исторический феномен тоже постоянно изменялось и преобразовывалось. Перечисленные обстоятельства находят свое отражение в исследовательских работах и современной научной литературе. Важно отметить, что к определению понятия «государственное управление» существуют различные подходы.

Первый подход выработан ведущим административистом России Л.Л. Поповым, по мнению которого «государственное управление осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах и методах». В своей работе «Ренессанс государственного управления в России» Лев Леонидович отмечает, что «государственное управление – это организующая, юридически властная деятельность. Его субъекты осуществляют нормативно определенные задачи и функции путем использования государственно властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»[1].

Второй подход выработан Г.В. Атаманчуком, он считает, что «в государстве, в котором осуществлено конституционное разделение властей по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную с ее издержками и противовесами и по вертикали (принципы федерализма и самоуправления) – на федеральную, власть субъектов Федерации – организационная структура государственного управления приобретает своеобразную конфигурацию, вовлекающую на демократической основе в управленческие процессы разнообразные государственные органы и компоненты общественной системы». Григорий Васильевич справедливо отмечает, что «субъектом государственного управления является государство в целом»[2].

Рассмотрев данные определения, необходимо отметить, что авторы по-разному обозначают субъектов государственного управления: Г.В. Атаманчук считает, что государственное управление осуществляют все органы государственной власти, которые определены Конституцией РФ, в свою очередь, Л.Л. Попов считает, что субъектами государственного управления являются органы исполнительной власти.


Из вышесказанного следует, что в современном научном мире нет единого восприятия и подхода к пониманию государственного управления, его целей и функций. В различных странах с учетом их исторической ментальности существуют разные его парадигмы. Есть своя, хотя и незаконченная, разрабатываемая с учетом исторических особенностей развития России, концепция государственного управления в Российской Федерации. Основной вклад в эту концепцию, помимо уже перечисленных, вносят труды В.П. Васильева[3], Н.И. Глазуновой[4], Б.А. Райзберга[5] и ряда других авторов.

В современных условиях исторического развития, его одновременно растущих противоречивых процессов: многополярности и глобализации, роль и ответственность институтов российской власти за состоянием государственности, жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп и индивидуумов существенно возрастает на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Это, в свою очередь, требует адекватного и системного соответствия самих институтов власти нынешним реалиям: грамотного видения перспективы политического и социально-экономического развития страны и регионов, применения современных научно обоснованных методов и инструментов управления, высоконравственного отношения к своей управленческой деятельности. Условием успешности государственного управления является высокое качество экономики страны и ее региональных составляющих, ее конкурентоспособность в глобальном рыночном пространстве.

Цель курсовой работы заключается в изучение и анализе видов органов государственной власти с учетом Российской практической реалии.

Для реализации поставленной цели входе выполнения курсового исследования были поставлены и решены следующие поставленные задачи:

  1. рассмотреть виды и классификация органов государственной власти в Российской Федерации;
  2. изучить понятие и принципы функционирования государственного механизма и государственного аппарата в Российской Федерации;
  3. выделить актуальные проблемы системы государственного управления;
  4. провести анализ рекомендаций по совершенствованию системы аппарата государственной власти.

В качестве правовой основы практического исследования были рассмотрены законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных органов управления, представленные в списки использованных источников.


Методическую основу работы составляет совокупность общенаучных методов познания: диалектического, социологического, исторического, системного, статистического, анализа и синтеза, сравнения и аналогий, индукции и дедукции и др.

Вопросы организации эффективного государственного управления нашли своё отражение в работах отечественных и зарубежных ученых. Учебная и периодическая литература в совокупности составила теоретическую базу работы и представлена в списке использованной литературы. По тексту имеются ссылки на первоисточник.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1 Виды и классификация органов государственной власти в Российской Федерации

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

По определению В.Н. Хропанюка, государственный орган – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое[6].

Ряд авторов полагают, что органы государства – это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ осуществляет свою власть[7].

По мнению В.М. Корельского, государственный орган – это элемент механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями Теория государства и права[8].

Наиболее полное понятие государственного органа дали Н.И. Матузов, А.В. Малько: орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства[9].


Орган государственной власти характеризуют следующие признаки:

  1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.
  2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.
  3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.
  4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).
  5. Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.
  6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».

Основная классификация органов государственной власти:

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: 

  • Президента РФ;
  • Федеральное Собрание РФ;
  • Правительство РФ;
  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти и суды РФ[10].

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

  1. органы законодательной власти, избираются народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы[11].
  2. органы исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации, которая носит исполнительный и распорядительный характер[12].
  3. органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[13].
  4. органы прокуратуры осуществляют надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу[14].

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства[15].

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Понятие и принципы функционирования государственного механизма и государственного аппарата в Российской Федерации

Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиций различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности. На рубеже ХХ-ХХI веков в нашей стране стала постепенно формироваться новая Российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма РФ не утратила своей актуальности. Государство – сложное, многоаспектное явление, изучение которого ведется с различных точек зрения: его сущности, внутренней структуры, территориальной организации власти, функций, форм, механизма и многих других.

Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала XX века А.М. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им[16], а значит - руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества. В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное принятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом. Вопрос об определении понятия государственного механизма, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени представляет определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.