Файл: Государственный механизм и государственный аппарат . Виды органов власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо основных проблем в стране сохраняется снижение служебной дисциплины, старение кадров, слабое информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д.

Основными проблемами регионального управления, не считая перечисленных, остаются: разделение регионов на экономические районы, федеральные округа и отрасли народного хозяйства. Особое значение в управлении, имеет структура субъектов РФ, их подчиненность, отраслевая и финансовая зависимость. Поэтому регионы, наиболее удаленные от центра, остаются менее зависимыми в экономическом плане, если стратегические интересы внешней политики государства их не затрагивают. Северные регионы и наиболее богатые природными ресурсами регионы, наиболее зависимы, и всю свою внутреннюю стратегию развития экономики и социальной сферы направляют в зависимости от имеющихся товаров и потоков сырья, материалов и оборудования.

Зачастую люди или трудовые ресурсы для собственного региона не имеют значение, так как всегда считается возможным привлечь трудовой потенциал из других регионов. Поэтому в регионах с добывающими отраслями и тяжелым машиностроением преобладают специалисты из центральных округов РФ, где сосредоточены все механизмы власти и ресурсы РФ.

Общая для всех исполнительная центральная стратегия на основе федеральных целевых программ, затрагивающих только отдельные «особые экономические зоны», где подчиненность местным региональным органам и стратегиям развития региона занижена, не всегда хороша для развития регионов, особенно в условиях нехватки инвестиций.

Формируя органы государственного управления, население ждет от них обеспечения услугами и товарами в соответствии со своими потребностями. На повышение эффективности и результативности деятельности органов государственного управления направлены проводимые в стране реформы существующей системы государственной службы.

Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы сформулированы и утверждены президентом России в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ[32]. В процессе реформирования были заложены правовые, организационные и экономические основы функционирования государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы[33]. Определены новые подходы к формированию государственной гражданской службы Российской Федерации[34].


С 2006 г. в России начала проводиться административная реформа, предусматривающая внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациях[35]. Разработка данной системы государственного управления должна была осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов целеполагания и целедостижения, а также бюджетирования, ориентированных на результат.

Практика проведения административной реформы показала, что директивные задачи перехода, реализуемые в ряде муниципальных образований России, даже те, которые выполнялись в соответствии с реализацией Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»[36], а также Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р[37], содержащее методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, далеко не всегда приводили к ожидаемым результатам. Следует отметить неубедительную реализацию данного указа, признаками которой являются: искажение статистики, отсутствие должного внимания выборке независимых экспертов и населения (при экспертизе и социологических опросах), несбалансированность используемых показателей[38].

Несмотря на существенные масштабы проделанной работы, результаты реформ сложно признать в полной мере удовлетворительными, что подтверждает целесообразность рассмотрения данной проблемы, обобщения имеющихся подходов и поиск новых путей решения.

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России в сегодняшнем мире является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.


Для создания современного успешного на международной арене государства важно не только правильно оптимизировать экономическую политику, но и выстраивать соответствующую специфике и масштабам страны систему государственного управления, быть восприимчивым к прогрессивным технологическим и коммуникационным решениям, а главное отвечать потребности общества в удобном, открытом государстве.

С целью создания конкурентоспособного, социально-ориентированного государства руководством страны были поставлены следующие приоритетные задачи: ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, снизить административные барьеры для бизнеса, повысить качество и доступность государственных услуг населению, уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политики.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Стержневые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы»[39] и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[40].

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  • снижение избыточного государственного регулирования;
  • повышение качества государственных услуг;
  • повышение эффективности органов власти;
  • повышение информационной открытости.

Реализация реформы местного самоуправления осуществляется в контексте преобразований, направленных на демократизацию и либерализацию всех сфер общественной жизни, и установление в России рыночных форм хозяйствования. Более 10 лет в стране проводятся рыночные рефор­мы самой различной направленности. При этом многие из них позволили достичь существенных результатов, коренным образом изменивших обще­ственные отношения (и, в частности, хозяйственную сферу). Очевидно, что принципиально новая модель общества и экономики требует изменения самой сути государственного управления.


В результате исследования были выявлены следующие проблемы реализации реформы местного самоуправления:

  • проблема разграничения функций федеральных органов исполнительной власти.
  • проблема связана с правовым положением государственных корпораций.
  • проблема, на которой хотелось бы остановиться, - проблема совершенствования управленческих процедур.
  • проблема - проблема создания комплексной нормативно-правовой основы государственной службы.
  • проблема связана с перераспределением полномочий между уровнями публичной власти.

На основе выявленных проблем были даны следующие рекомендации:

  • последовательное внедрение и расширение практики и принципов результативного управления в деятельности органов местного самоуправления;
  • регламентация и стандартизация государственных функций органами местного самоуправления и, прежде всего, функций по оказанию государственных услуг;
  • оптимизация существующих функций и структуры органов местного самоуправления;
  • повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления, расширение участия населения и общественных организаций в принятии ключевых управленческих решений;
  • модернизация системы информационного обеспечения органов местного самоуправления;
  • повышение качества организационного обеспечения реформы местного самоуправления и обеспечение адекватной информационной поддержки проводимых преобразований.

Необходима организация контроля над деятельностью руководителей исполнительных органов по оценке эффективности и результативности работников во избежание её субъективности, в первую очередь, при материальном поощрении служащих. Функцию контроля может выполнять, как независимая комиссия со стороны, так и профсоюзные организации.

К разработке стандартов необходимо привлекать как можно более широкий круг региональных органов государственной власти, способных формулировать прогрессивные предложения по улучшению качества государственных услуг и работы учреждений. Кроме того, особое внимание целесообразно уделять мнению потребителей государственных услуг, анализировать поступающие от них замечания и предложения, проводить опросы потребителей услуг.

Мониторинг качества и доступности государственных услуг должен проводиться не органами государственной власти, а независимыми организациями. Такие организации должны либо самостоятельно осуществлять исследования мнения потребителей государственных услуг, либо выступать их заказчиками у научно-исследовательских центров. Для повышения информационной грамотности населения целесообразно было бы организовать обучающие центры на базе школ, институтов, социальных служб.


Требуется внедрение более комплексных и жестких мер по борьбе с коррупцией: установление общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти, основанного на повышение прозрачности и подотчетности их деятельности, ужесточение наказания за коррупционные действия, повышение нравственного, материального и культурного уровня служащих, привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, особое внимание уделяя воспитанию правового и гражданского сознания, получению навыков антикоррупционного поведения и прочие[41].

Необходима активная работа с кадрами: обучение служащих разных звеньев основам административного реформирования в каждом органе исполнительной власти. Целью такой работы является понимание и активное участие в совершенствовании механизмов повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти каждого служащего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. В настоящее время приходится констатировать, что Россия имеет дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно-административной этики и культуры.

Реалии существования нашего общества в настоящее время находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.

В современной России социальные субъекты неохотно идут на согласование своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций, для политической культуры регионов страны более характерны нетерпимость к инакомыслию, стремление уничтожить или унизить политического противника. Достигаемые компромиссы носят временный характер, при изменении общей политической ситуации всякие договоренности отбрасываются. Абсолютно понятно, что наличие правовой базы управления, это необходимое требование к любому провозглашающему себя демократическим государству, нацеленному на построение гражданского общества.