Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка (Анализ международных валютных рынков и валютного регулирования. Международный валютный фонд (МВФ) ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Экономические и финансовые изменения в мире, адаптация МВФ

К концу 2013 финансового года финансовые условия улучшились, но ожидается, что путь к всеобъемлющему и устойчивому восстановлению мировой экономики будет неровным. Меры политики в течение года позволили устранить самые серьезные краткосрочные риски, но перспективы роста мало изменились к концу апреля 2013 года, и мировая экономика развивалась неодинаковыми темпами: в разных частях мира улучшение финансовых условий не в равной мере сказалось на росте, или же имелись другие факторы, тормозившие развитие.

Принятие решительных мер позволило успешно устранить две самые непосредственные угрозы для мирового подъема. Во-первых, действенные меры европейских директивных органов помогли предотвратить значительные риски больших отклонений в зоне евро. Во-вторых, директивным органам США удалось избежать фискального обрыва. В обоих случаях, однако, потребуются долговременные решения для устранения базовых рисков.

В тоже время, Япония приняла более экспансионистские меры макроэкономической политики, включая далеко идущие изменения в основах денежно-кредитной политики. Кроме того, смягчение политики в ведущих странах с формирующимся рынком помогло поддержать внутренний спрос.

Финансовая стабильность укрепилась, и рыночные риски и риски ликвидности снизились. Волатильность на рынках уменьшилась, и цены на активы вновь повысились, с существенным ростом с середины2012 года как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком. Тем не менее, уверенность оставалась непрочной, и рынки имели тенденцию к опережению развития реальной экономики. В этой связи подъем оставался несбалансированным (проходил «на трех разных скоростях»), а перспективы мирового роста существенно не изменились, что указывает на наличие существенных факторов, продолжающих сдерживать рост.[8]

Как наглядно показывают недавние события в мировой экономике и на финансовых рынках, страны стали более взаимосвязанными. События в одной стране или регионе могут быстро распространиться через границы. В анализе экономических тенденций и изменений, которые сказываются на состоянии международной валютной и финансовой системы, МВФ уделяет все больше внимания региональным и международным последствиям мер экономической и финансовой политики стран-членов.[9]


МВФ впервые подготовил пилотные доклады по вторичным эффектам в 2011 году с целью оценки воздействия экономической политики пяти крупнейших системно значимых экономик мира (зоны евро, Китая, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Японии) на экономику стран-партнеров. Второй пилотный доклад о вторичных эффектах, теперь сведенный в один документ, но охватывающий те же пять системно значимых стран, был рассмотрен Исполнительным советом на неформальном заседании в июле 2012 года и опубликован позднее в том же месяце.

Сводный доклад привносит новый аспект в оценки политики, подготовленные в ходе обсуждений по каждой из пяти стран, проводившихся в соответствии со Статьей IV, и служит одним из компонентов в более широком надзоре МВФ намного сторонней основе. Темы, освещаемые в докладе, отражают консультации с директивными органами указанных пяти стран и их избранных экономических партнеров (Бразилии, Индии, Кореи, Мексики, Польши, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Турции, Чешской Республики и Южной Африки). Доклад2012года не ставит задачу охватить все возможные вторичные эффекты; вместо этого он развивает выводы предыдущего года, уделяя основное внимание перспективным вопросам.[10]

Работа МВФ в Европе (предоставление рекомендаций по экономической политике, технической помощи и, в необходимых случаях, финансирования) проводится в тесном сотрудничестве со странами Европейского союза, а также европейскими организациями, такими как Европейская комиссия и Европейский центральный банк.

С начала кризиса несколько европейских стран обратились к МВФ с просьбами о финансовой поддержке для преодоления фискальных и внешних дисбалансов. Эта деятельность включала продолжение поддержки трех членов зоны евро ― Греции, Ирландии и Португалии ― в течение последнего финансового года. В прошедшем году Кипр также обратился к МВФ с просьбой о договоренности по Механизму расширенного кредитования, которая была утверждена Исполнительным советом в мае 2013 года. По состоянию на 30 апреля 2013 года МВФ имел финансовые договоренности с восемью странами Европы с общей суммой обязательств примерно 107млрд евро (140млрд долларов США). Это означает, что из общей суммы фактически предоставленных МВФ средств и превентивных обязательств наконец финансового года примерно 62 процента в совокупности приходилось на Европу.

Большинство первой волны программ, поддерживаемых МВФ, на раннем этапе кризиса составляли программы со странами Европы с формирующимся рынком. МВФ предоставлял высокие уровни финансирования на гибких условиях с концентрацией выплат в начале периода многим небольшим европейским странам с развитой экономикой и странам с формирующимся рынком, в том числе Венгрии, Исландии, Латвии и Румынии. Улучшение ситуации в Исландии и Латвии позволило обеим странам в прошедшем году досрочно погасить часть кредитов по своим договоренностям c МВФ варьирует свои рекомендации по экономической политике в зависимости от условий конкретных государств-членов, и организация программ в отдельных европейских странах соответственно различается. В то же время в его работе на региональном уровне в Европе основное внимание уделяется структурным реформам для стимулирования экономического роста, таким как реформы на рынках товаров и услуг и реформы рынков труда и пенсионных систем. МВФ также подчеркивает важность достаточных систем для защиты наиболее уязвимых групп во время этих трудных преобразований. Кроме того, на уровне зоны евро в целом МВФ постоянно выступает за более решительные шаги по созданию полномасштабного валютного союза, включая единую банковскую систему и углубление фискальной интеграции. Например, в ходе консультаций 2012 года в соответствии со Статьей IV по экономической политике в зоне евро Исполнительный совет подчеркнул важность того, чтобы директивные органы продолжали демонстрировать всеобщую и безоговорочную приверженность углублению интеграции, следуя четкой и вызывающей доверие «дорожной карте». Помимо структурных реформ как в странах, имеющих дефицит, так ив странах, имеющих профицит, это требует действий по двум широким направлениям: во-первых, шагов к созданию банковского союза, включая введение общеевропейской системы гарантий по депозитам и общеевропейской системы урегулирования проблем банков (с обеспечением обеих систем общими ресурсами), наряду с общей основой надзора; во-вторых, усиления фискальной интеграции, с более действенными механизмами управления и распределения риска, уравновешиваемыми прочными защитными механизмами.


Предпринимаемые в последние годы усилия по укреплению международной финансовой системы, в том числе в Европе, вызвали дополнительный спрос на техническую помощь МВФ. В этом году МВФ согласился осуществлять мониторинг европейской финансовой помощи программе рекапитализации банков Испании.

По этой договоренности МВФ предоставлял независимые рекомендации для поддержки действий официальных органов Испании и ЕС по оздоровлению финансового сектора Испании.

Ввиду значения Европы для благосостояния мировой экономики и финансовой стабильности и учитывая углубленную работу МВФ в этом регионе, Исполнительному совету постоянно предоставляется информация по вопросам, касающимся Европы.

В прошедшем году для Совета не менее семи раз проводились брифинги и предоставлялась последняя информация по Европе — в июне, августе, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2012 года и феврале 2013 года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для реализации их Мировой валютный фонд фактические осуществляет следующие действия: осуществляет мониторинг за финансовой деятельность государств-членов; на основании полученных данных разрабатывает рекомендации по устранению недостатков и недопущению нарушений в существующей системе финансового управления; при необходимости предлагает техническую помощь посредством подготовки высококвалифицированных кадров в области менеджмента экономики; предоставляет кредиты.

2. Анализ международных валютных рынков и валютного регулирования. Международный валютный фонд (МВФ)

2.1. Осуществление надзора за валютно-финансовыми отношениями

Согласно Статьям соглашения на МВФ возложена обязанность осуществлять наблюдение за международной валютной системой, а также за экономической и финансовой политикой его188государств-членов — эта деятельность известна как «надзор». Надзор проводится как на региональном, так и на глобальном уровне (надзор на многосторонней основе) и по отдельным странам (надзор на двусторонней основе), что позволяет МВФ указывать на риски для стабильности и роста и давать рекомендации по необходимым мерам политики.


Основными инструментами надзора МВФ на многосторонней основе являются «Перспективы развития мировой экономики», «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» и «Бюджетный вестник». Эти выходящие два раза в год издания, наряду с докладами «Перспективы развития региональной экономики», составляют проводимый МВФ анализ экономических и финансовых изменений в общей совокупности государств-членов. Дважды в год выпускаются Бюллетени «Перспектив развития мировой экономики».

Центральным звеном надзора МВФ на двустороннем уровне являются консультации в соответствии со Статьей IV, которые, как правило, проводятся ежегодно для оценки экономических и финансовых изменений, перспектив и политики каждого из государств-членов. В общей сложности в прошедшем году было проведено114консультаций в соответствии со Статьей IV. В большинстве случаев (за этот год 100, или 87,7процента), доклад персонала и другие сопровождающие аналитические документы публикуются на веб-сайте МВФ (при отсутствии возражений со стороны государства-члена).

Исполнительный совет периодически проводит обзоры надзорной деятельности и ее эффективности, в том числе посредством проводимого раз в три года анализа надзорной деятельности. В 2011 года, подчеркивались пять приоритетов в работе: взаимозависимость, оценки рисков, финансовая стабильность, внешнеэкономическая стабильность и действенность. Кроме того, в обзоре рекомендовалось внести изменение в правовую основу МВФ для надзора для содействия применению интегрированного и сбалансированного подхода к глобальной экономической и финансовой стабильности. План действий директора-распорядителя по решению этих ключевых вопросов был одобрен Советом и опубликован вместе с обзором[11].

В июле 2012 года Исполнительный совет предпринял значительные шаги по модернизации надзора МВФ и выполнению приоритетных задач, поставленных в проводимом раз в три года анализе надзорной деятельности 2011 года, приняв Решение о надзоре на двусторонней и многосторонней основе — известное как решение об интегрированном надзоре. Это решение обеспечивает Фонду основу для более результативного взаимодействия с государствами-членами, укрепляя надзор МВФ в нескольких отношениях:

• Оно устанавливает концептуальную связь между оценками МВФ по отдельным странам и оценкой глобальной стабильности и поясняет, что в надзоре следует уделять основное внимание экономической и финансовой стабильности как в отдельных странах, так и на глобальном уровне.[12]


• Оно превращает консультации в соответствии со Статьей IV в инструмент надзора не только на двусторонней, но и на многосторонней основе, тем самым позволяя проводить более всесторонний, интегрированный и последовательный анализ вторичных эффектов. В частности, оно позволяет Фонду обсуждать с государствами-членами весь спектр вторичных эффектов их мер политики, когда эти меры могут существенно влиять на глобальную стабильность. Несмотря на то, что государства-члены не обязаны менять свою политику, если она служит достижению стабильности в их странах, это решение побуждает членов учитывать последствия проводимой ими политики для глобальной стабильности.

• Оно способствует более сбалансированному подходу к внутренней и курсовой политике, добавляя методический документ по проведению внутренней политики государств-членов при сохранении существующих принципов в отношении курсовой политики. В нем также подчеркивается значение общего комплекса мер политики для внутренней стабильности в стране и стабильности ее платежного баланса.

Темпы роста ВВП глобальной экономики в следующем году составят 3,8%, а не 4%, как ожидалось ранее. При этом рост ВВП в текущем году достигнет 3,3%, а не 3,4%, как ожидалось ранее. В рамках официального прогноза МВФ по мировой экономике (World Economic Outlook), который публикуется дважды в год, прежние ожидания экспертов фонда были понижены. 

В начале октября 2014 г. директор-распорядитель фонда Кристин Лагард предупреждала о пересмотре ожиданий и выделила основные риски, которые стоят перед глобальной экономикой. 

Одним из таких рисков является новый заметный спад активности в Европе. По оценкам экспертов МВФ, вероятность того, что еврозона в ближайшей перспективе скатится в очередную, уже третью по счету, рецессию после глобального финансового кризиса, выросла с 20 до 40%. 

2012

2013

Прогноз на 2014

Прогноз на 2015

Разница с прежним прогнозом на 2014

Разница с прежним прогнозом на 2015

Мировая экономика

3,4

3,3

3,3

3,8

-0,1

-0,2

Развитые страны

1,2

1,4

1,8

2,3

0,0

-0,1

США

2,3

2,2

2,2

3,1

0,5

0,1

Еврозона

-0,7

-0,4

0,8

1,3

-0,3

-0,2

Германия

0,9

0,5

1,4

1,5

-0,5

-0,2

Франция

0,3

0,3

0,4

1,0

-0,4

0,5

Италия

-2,4

-1,9

-0,2

0,8

-0,5

0,3

Испания

-1,6

-1,2

1,3

1,7

0,1

0,1

Япония

1,5

1,5

0,9

0,8

-0,7

0,2

Великобритания

0,3

1,7

3,2

2,7

0,0

0,0

Канада

1,7

2,0

2,3

2,4

0,1

0,1

Развивающиеся страны

5,1

4,7

4,4

5,0

-0,1

-0,2

Бразилия

1,0

2,5

0,3

1,4

-1,0

-0,6

Россия

3,4

1,3

0,2

0,5

0,0

-0,5

Китай

7,7

7,7

7,4

7,1

0,0

0,0

Индия

4,7

5,0

5,6

6,4

0,2

0,1