Файл: Оценка эффективности организационной структуры ( на примере АО «Ленгазспецстрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент оборачиваемости основных средств рассчитывается как соотношение выручки за весь год к среднегодовой сумме внеоборотных активов. Фондоотдача показывает фактический «возврат» денег, полученных от финансовых вложений. Другими словами, сколько рублей дохода приходится на один рубль стоимости основных средств.

Вместе с фондоотдачей рассчитываются показатель фондоемкость и показатель фондорентабельность.

Показатель фондоемкости является обратным показателю фондоотдачи. Данный коэффициент представляет собой сумму основных средств, приходящуюся на один рубль готовой продукции. Если показатель фондоотдачи должен быть высоким, то, соответственно, показатель фондоемкости должен быть низким. Он показывает насколько эффективно предприятие использует имеющееся у него оборудование. Положительным фактором является, если данный коэффициент уменьшается в динамике. Показатели Фондоемкость и фондоотдача — взаимосвязанные показатели. При расчёте, если известна одна из этих величин, то можно найти вторую путём вычитание из единицы известный показатель. О нерациональном использовании производственных мощностей и неполной загрузки предприятия говорит ситуация, когда фондоотдача снижается, а фондоёмкость возрастает. В такой ситуации компании следует в ближайшем будущем принять меры по улучшению ситуации.

Значение полученного показателя демонстрирует насколько результативным является предприятие. Значение отражает материальную отдачу от основных средств в формировании дохода, это показывает насколько рационально компания использует свой капитал для реализации продукции. В целом, показатель характеризует эффективность эксплуатации основных фондов. Для любой компании важно рассчитывать фондоемкость и другие показатели, связанные с эффективностью деятельности. Сама по себе величина является относительной и для более объективной оценки необходимо проанализировать фондоемкость за несколько периодов и, если есть возможность, сравнить со средними показателями и результатами конкурентов.

Фондорентабельность – это показатель, который характеризует использование основных фондов. Рассчитывается за два или более периодов. Она демонстрирует долю прибыли, приходящуюся на единицу стоимости основных средств. При увеличении данного показателя, принято считать, что основные средства используются эффективно, снижение же свидетельствует об увеличении затрат предприятия.

Чем лучше используются основные средства, тем больше показатель фондорентабельности. Основной причиной, которая влияет на снижение данного показателя, является медленное освоение внедряемых ОС. В противном случае, наоборот, просматривается повышение эффективности экономической деятельности и замедление морального износа. Так же немаловажным фактором является увеличение производства и рациональное использование имеющихся ресурсов: топлива, материалов, сырья.


Обстоятельства, которые влияют на коэффициент, бывают зависимые от деятельности предприятия и, наоборот. К первым относятся:

  1. Структура производства;
  2. Качество и ассортимент выпускаемой номенклатуры;
  3. Уровень комбинирования производства;
  4. Состояние и структура основных фондов.

Ко второй группе можно отнести:

  1. Ухудшение условий эксплуатации;
  2. Изменение цен на рынке;
  3. Инфляция;
  4. Величина инвестиций в производство.

Поэтому, чтобы сделать верные выводы о степени использования ОС, необходимо учитывать эти факторы.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Оборачиваемость собственного капитала – показывает скорость оборота собственного капитала компании за расчетный период.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой - скорость оборота вложенного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он значительно превышает уровень реализации над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают активнее участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, растет риск кредиторов, в связи с чем компания может иметь серьезные затруднения, связанные с невозможностью платить по обязательствам. Напротив, низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в производство.

Коэффициент рассчитывается как соотношение выручки (чистого дохода) к среднегодовой сумме собственного капитала. Высокое значение показателя свидетельствует об эффективном использовании капитала собственников. Значение коэффициента указывает на то, сколько товаров и услуг было продано на каждый рубль привлеченных от собственников средств. Показатель целесообразно рассматривать в динамике, а также сравнить со значениями прямых конкурентов в отрасли. Повышение показателя в течение периода исследования говорит о постоянной оптимизации работы компании в этой сфере.

Решение низкой оборачиваемости собственного капитала должно быть реализованным исходя из текущих целей развития. Если компания находится на рынке без перспектив дальнейшего роста, с доступом к дешевым заемным средствам, то выведение части собственного капитала в интересах инвесторов позволит повысить значение показателя. В большинстве же случаев для повышения оборачиваемости собственного капитала необходимо работать в направлении увеличения объема сбыта.


Добиться высокого коэффициента можно путем повышения выручки от реализации товара. В практической деятельности это возможно путем привлечения большего объема заемных средств. Итог – снижение финансовой устойчивости компании и ее зависимость от внешних «вливаний».

1.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА

1.2.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Особое значение в рыночных условиях приобретает управление рентабельностью предприятия как наиболее обобщающим показателем эффективности его хозяйственной деятельности. Такое пристальное внимание объясняется тем, что экономическая рентабельность характеризуется потенциал предприятия в деловом сотрудничестве, являясь гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.[10]

В публикациях можно встретить различные определения понятия «рентабельность». Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль. Бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль

Существующая практика оценки финансового состояния предполагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности. Каждый из них несет определённую смысловую нагрузку для пользователя и играет конкретную роль в механизме управления экономической рентабельностью предприятия. Для этих целей выработана система, объединяющая два основных класса показателей рентабельности: продукции и вложенных средств.

Расчет показателей рентабельности первой группы основан на данных бухгалтерского отчета о финансовых результатах и их использовании. К показателям первой группы относится рентабельность продаж. Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.[11]


Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Данные показатели являются наиболее важными для менеджеров и аналитиков и, по существу, взаимодополняют друг друга в объяснении формирования доходов предприятия. Они отражают изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. Снижение уровня этих показателей рентабельности означает падение спроса на продукты, снижение степени возмещения цен на ресурсы ценами проданной продукции. Повышение значений данных показателей может являться следствием снижения себестоимости продукции либо свидетельствовать о благоприятной конъюнктуре рынка.

Вторая группа показателей рентабельности исчисляется как соотношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами. По данным, представленным в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах и их использовании, рассчитываются следующие показатели: общая рентабельность, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Перечисленные показатели приведены в таблицу 1.3:

Таблица 1.3

Показатели рентабельности предприятия

Показатель

Описание

Формула

1

Рентабельность всего капитала

отражает эффективность использования всего имущества предприятия

Отношение чистой прибыли к средней величине валюты баланса

.2

Рентабельность собственного капитала

определяет эффективность использования собственного капитала и показывает сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала

Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала

3

Рентабельность основной деятельности

показывает, сколько прибыли получает организация с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции

отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции

4

Рентабельность продаж

показывает эффективность коммерческой деятельности

Отношение чистой прибыли к выручки к выручке от реализации


Общая рентабельность активов – характеристика, показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли в 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени. Другими словами, это способность активов компании создавать прибыль. Если мы говорим о рентабельности формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли до уплаты налогов компании на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени.

Уровень рентабельности капитала определяется такими основными факторами, как: затратоемкость производства продукции, капиталоотдача внеоборотных активов, число оборотов оборотных активов за год, выручка и прочие доходы на рубль затрат, рост цен (то есть инфляция). Анализ показателей рентабельности делает возможным проанализировать деятельность предприятия, выявить потенциал роста ее эффектности и разработать систему мер по использованию данного потенциала, определить эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. На рентабельность собственного капитала влияет три фактора:

  1. операционная эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);
  2. эффективность использования всех активов (оборачиваемость активов);
  3. соотношение собственного и заемного капитала (финансовый леверидж).

Коэффициент рентабельности собственного капитала[12] сравнивают с процентом альтернативной доходности, которую мог бы получить собственник, вложив свои деньги в другой бизнес. Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше. Однако высокое значение показателя может получиться из-за слишком высокого финансового рычага, т.е. большой доли заемных средств и малой доли собственных, что плохо влияет на финансовую устойчивость организации.

Расчет коэффициента рентабельности собственного капитала имеет смысл только в том случае, если у организации имеется собственный капитал (т.е. положительные чистые активы). Иначе расчет дает отрицательное значение показателя, который слабо пригоден для анализа.

Уровень общей рентабельности предприятия является ключевым показателем при анализе рентабельности, так как характеризует степень доходности от всего потенциала, которым обладает предприятие. Этот показатель исчисляют в разных модификациях, определяя чистую рентабельность предприятия и рентабельность текущих активов. Если чистая рентабельность меньше процентной ставки на долгосрочные кредиты, то ситуация рассматривается как неблагополучная.[13]