Файл: Оценка эффективности организационной структуры ( на примере АО «Ленгазспецстрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов. Как видно из таблицы 2.22 коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности вырос по сравнению с двумя прошлыми годами, что показывает нам, что предприятие стало быстрее расплачиваться с поставщиками.

Коэффициент соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности характеризуют рациональность использования средств в обороте, баланс между дебиторской и кредиторской задолженностью. Коэффициент рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к кредиторской. Данное соотношение показывает сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности. Расчёт показателей для АО «Ленгазспецстрой» представлены в таблице 2.23:

Таблица 2.23

Расчёт коэффициента соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Наименование показателя

2015

2014

2013

Дебиторской задолженность, руб.

13472391

5558034

7836001

Кредиторской задолженность, руб.

18610931

18994897

18701438

Коэффициент соотношения

0,724

0,293

0,419

Из таблицы 2.23 видно, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую. Это говорит нам о финансовой неустойчивости предприятия, но можно проследить тенденцию увеличения дебиторской задолженности с каждым годом.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показал, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности нерациональное. Кредиторская задолженность должна не более чем на 10 % превышать дебиторскую. Из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками.

Для снижения кредиторской задолженности можно порекомендовать снижение за счет взаимозачетов. Если организации - дебиторы погасят свою задолженность, то соответственно снизится кредиторская задолженность на сумму погашенного долга. Оставшуюся разницу от данной суммы кредиторской задолженности можно снизить частично за счёт реализации продукции, предоставления работ, услуг.


Рекомендуемое минимальное значение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности - 1. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и в дальнейшем может привести к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Темпы роста дебиторской задолженности должны быть сопоставимы с темпами роста кредиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов - отражает число оборотов товарно-материальных запасов предприятия за анализируемый период. Снижение данного показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию. В целом, чем выше показатель оборачиваемости материальных запасов, тем меньше средств завязано в этой наименее ликвидной статье оборотных активов, тем более ликвидную структуру имеют оборотные активы и тем устойчивее финансовое положение предприятия. Формула расчета коэффициента выглядит следующим образом:

Коэффициент оборачиваемости запасов = Выручка от продаж/Средняя величина запасов

Таблица 2.24

Показатели оборачиваемости материальных запасов

Наименование показателя

2015

2014

2013

Выручка, тыс. руб.

41 483 074

33 952 614

36 896 351

Среднегодовая величина материальных запасов, тыс. руб.

10259972

12181401

10507300

Коэффициент оборачиваемости

6,826

2,351

3,719

Период оборота, дни

53

155

98

Из данной таблицы видно, что коэффициент оборачиваемости материальных запасов вырос за последний год, что говорит о сокращение срока оборото, что, безусловно, является положительным фактором. Также в 2015 году показатель вырос по сравнению с другими годами, что говорит нам о том, что у предприятия увеличились продажи своих услуг.

Снижение коэффициента свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как отношение объема реализации продукции (выручки) к среднегодовой стоимости собственного капитала. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает активность и скорость использования предприятием собственного капитала.  Нормативных значений коэффициента оборачиваемости собственного капитала нет, необходимо исследовать динамику изменения данного показателя для одного предприятия, что и выполнено в таблице 2.25. Формула расчета коэффициента оборачиваемости собственного капитала следующая:


Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = Выручка от реализации продукции / Средняя стоимость собственного капитала за период[19]

Таблица 2.25

Показатели оборачиваемости собственного капитала

Наименование показателя

2015

2014

2013

Выручка, тыс. руб.

41 483 074

33 952 614

36 896 351

Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб.

1849552,5

1977054

2027058,5

Коэффициент оборачиваемости

22,406

18,376

17,516

Период оборота, дни

16

19

20

Исходя из данных таблицы, видно, что значения показателя возрастали в течение трёх лет. Это говорит о том, что предприятие стало меньше зависеть от заёмных средств и стало интенсивней использовать собственный капитал.

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Это один из финансовых коэффициентов, который входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.

Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Формула коэффициента рентабельности собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу:


Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал

Общая рентабельность предприятия (ресурсная, производства). Является одним из ключевых показателей оценки деятельности. Владельцы компании, инвесторы и кредиторы в первую очередь ориентируются на него. Общая рентабельность растет, если снижаются издержки производства, улучшается качество продукции, а также когда увеличиваются цены на продаваемые товары и оказываемые услуги. Общая рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам.

Все данные по расчётам рентабельности предприятия представлены в таблице 2.27:

Таблица 2.27

Показатели рентабельности предприятия

Наименование показателя

2015

2014

2013

Выручка, тыс. руб.

41 483 074

33 952 614

36 896 351

Себестоимость, тыс. руб.

40 710 740

33 070 220

36 152 889

Валовая прибыль, тыс. руб.

772 334

882 394

743 462

Прибыль от продаж, тыс. руб.

432 352

555 968

387 714

Чистая прибыль, тыс. руб.

118 958

170 153

57 637

Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

25 781 094

25 415 167,5

30 597 191,5

Рентабельность продаж, %

1,042

1,637

1,051

Рентабельность активов, %

0,461

0,669

0,188

Общая рентабельность, %

0,003

0,005

0,002

Рентабельность собственного капитала, %

0,027

0,039

0,013

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной продукции, т.е. чем выше данный показатель, тем лучше для предприятия. Наибольшее значение показателя по данным таблицы 2.21 приходится на 2014 год (1,637 %), а данные 2013 и 2015 года почти не отличаются друг от друга (1,042 и 1,051 %% соответственно). То есть, предприятию необходимо наращивать темпы продаж, снижать затраты на управленческие и коммерческие расходы с тем, чтобы увеличить прибыль от продаж.

Рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества организации. По получившимся данным наибольшее значение у показателя за 2014 год – 0,669 %, что на 0,511 % больше показателя за 2013 год и на 0,208 % аналогичного результата за 2015 год. Т.е., наметился рост данного показателя, поскольку данные 2014 и 2015 гг. выросли на 255,85 и 145,21 %% соответственно по сравнению с базисным периодом.


Общая рентабельность, как и рентабельность собственного капитала, снизилась по сравнению с прошлым годом. В случае с рентабельностью собственного капитала, снижающийся показатель говорит нам о том, что снизилась величина прибыли, которую получила предприятие на единицу стоимости собственного капитала. Снижение общей рентабельности показывает небольшое снижение общей эффективности предприятия и эффективного использование имеющихся ресурсов.

Проанализировав деловую активность и рентабельность предприятия АО «Ленгазспецстрой» по каждому аспекту можно сделать вывод, что предприятие нуждается в принятие ряд мер по улучшению своих показателей. Из анализа видно, что кредиторская задолженность остаётся практически неизменной в течение трёх лет. Тогда как дебиторская задолженность растёт. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям и об увеличении объема продаж, а также о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Предприятию следует пересмотреть свою политику и сделать более жёсткой для покупателей, которые длительное время не оплачивают свои счета, так как просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли.

Что касается активов, то коэффициент оборачиваемости вырос, а период оборот снизился, что говорит о том, что предприятие стало эффективней использовать все имеющиеся у неё ресурсы. Если коэффициент оборачиваемости вырос, то и продажи, соответственно, тоже выросли, что, безусловно, является положительной тенденцией для предприятия.

Руководству предприятия АО «Ленгазспецстрой» стоит обратить внимание на снижение прибыли и общей эффективности использования ресурсов. Рентабельности продаж по сравнению с 2013 годом остался практически неизменным. Естественно, это нельзя оценить положительно для предприятия, т.к. желательно, чтобы данный коэффициент рос. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Для повышения данного показателя предприятие может снизить коммерческие и управленческие расходы, как уже было сказано выше, а также повысить уровень доходности. Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию и услуги, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции и услуг.