Файл: Цель и задачи налогового учета (Учет поступления налогов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет
2.1 Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов
2.2 Учет поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей.
Введение
Государственный бюджет Российской Федерации является важным звеном финансовой системы, занимая основное место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Он представляет собой существенный финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Накопление финансовых ресурсов в бюджете нужно для благополучного осуществления финансовой политики страны. Бюджет позволяет реализовать государственное регулирование экономики и обеспечить проведение необходимой социальной политики, при концентрации финансов на нужных участках и направлениях. Движение бюджетных ресурсов контролируется путем создания доходной части бюджета, и результативностью применения его расходной части.
Доходы бюджетов создаются в связи с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. К налоговым доходам относятся: федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а так же штрафы и пени. Они являются главным источником доходов государства и образуют налоговую систему.
При переходе к рыночной системе хозяйствования появилась потребность проведения коренной реформы налоговой системы и бюджетной политики. Существенным направлением в этой системе является – увеличение поступления налогов и сборов в бюджет. Если правильно организовать налоговый учет, то можно найти пути роста налоговых поступлений, собираемости налогов, увеличения их поступления в бюджет. Отчетность о зачислении платежей в бюджет дает возможность получать более точную и достоверную информацию о собираемости денежных средств. Отчетность дает возможность показать задолженности перед бюджетом и сравнивать разные периоды по сбору налогов.
К сожалению, порядок ведения такого учета прописан в налоговом законодательстве не полностью, только для налога на прибыль. Для других налогов имеются отдельные положения, затрагивающие отражения вариантов учета в учетной политике организаций. Какой учет подходит для той или иной организации бухгалтер решает самостоятельно. В связи с этим для многих организаций постановка и ведение налогового учета остается проблемным вопросом.
По этому, данная тема курсовой работы является актуальной. Целью этой работы является рассмотрение теоретических аспектов налогового учета, его целей и задач. В заключение по курсовой работе приводятся выводы по теме «Цель и задачи налогового учета» и мои предложения по совершенствованию налоговой системы и путей повышения налоговых поступлений.
1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
Налоги являются древнейшим источником добывания денег государством. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Многие экономисты выделяют три этапа развития налогообложения.
Первый этап – это Древний мир и Средние века. На этом этапе взимается дань с завоеванных народов в натуральной форме. Позже, когда стали доминировать товарно-денежные отношения, налоги стали собираться деньгами. Налоги не носили постоянного характера, взимались от случая к случаю: при откупе родственника или предстоящей свадьбе. Этот этап показывает отсутствие развитых налоговых систем в Европе.
Второй этап – 17 – 18 века. В государствах происходят экономические и общественные изменения. В связи с этим меняются сборы налогов. Налогообложение становиться источником доходов государства. Изменяются принципы налогообложения: устанавливать налоги могут только представительные органы власти – парламент. Налог формируется как правовая категория. Появляется подоходный налог, подушный налог и акцизы.
Третий этап развития налогообложения начался в 19 в. Количество налогов стало уменьшаться. Возрастает роль законодательства при их взимании и установлении. После Первой Мировой войны закладывается фундамент первой налоговой системы. Позже были проведены масштабные реформы, регулирующие и упрощающие налоговые системы.
В данное время налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и с граждан. Ставки налогов устанавливаются в законодательном порядке. С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Формирование и изменение государственного устройства, как правило, сопровождаются реорганизацией налоговой системы. В нынешнем развитом мире налоги - основная форма доходов государства.
С древних времен налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это те налоги, которые юридические и физические лица платят непосредственно государству в казну. У физических лиц – это налоги с заработной платы, налог с имущества, налог с владельцев транспортных средств и другие. У юридических лиц – это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и так далее. Косвенные налоги – это налоги, частично или полностью включаемые в стоимость товара. Такие как НДС, акцизы, сделки с ценными бумагами и другие. Собственник товара или услуг при сделки с покупателем получает денежное вознаграждение, в котором присутствует сумма налога. После этого он перечисляет налог государству, являясь посредником между государством и покупателем. Отсюда можно сделать вывод, что формально косвенный налог оплатил продавец, а фактически – покупатель.
Для создания эффективной налоговой модели России нужно рассчитать оптимальный уровень прямого и косвенного налогообложения. Чтобы налоговая нагрузка была приемлема для налогоплательщиков и удобна для государства.
Существуют четыре модели развития налогообложения.
- англосаксонская (доля прямых налогов значительно превышает косвенные). Она применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии.
- латиноамериканская модель ориентирована на обложение косвенными налогами, что приводит к большой инфляции. Это в таких странах как Чили, Перу, Боливия.
- евроконтинентальная модель основана на значительном поступлении денег в бюджет от отчислений на социальное страхование и так же долю косвенных налогов и меньшее поступление от прямых налогов. Это в Германии, Франции, Австрии, Бельгии.
- смешанная модель налогообложения применяется во многих странах, для того что бы избежать зависимости бюджета от отдельных видов налога.
Начало 90 годов явилось новым этапом восстановления и развития налоговой системы Российской Федерации. Косвенные налоги заняли одно из главных мест в налоговой системе. В данное время Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделями налогообложения. Но уже сейчас есть возможность для перехода на смешанную модель распределения налоговых поступлений, где распределение прямых и косвенных налогов примерно поровну. Для этого следует рассчитать и установить баланс между налогами, что бы они продуктивно сосуществовали между собой. Так же можно воспользоваться опытами развитых стран, но с учетом экономического развития России.
Налоговый учет в Российской Федерации имеет относительно недавнюю историю.
Первый этап становления и развития налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в законодательстве возникают первые элементы налогового учета. Было впервые предусмотрено, что выручка стала определяться не по цене продажи, а по мифической среднерыночной цене. В независимости от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. В связи с этим появилось первое отличие бухгалтерского и налогового учета, введенное в действие. Так же для налогообложения и для бухгалтерской отчетности начали применять специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, имел наименование «Балансовая прибыль или убыток» и «Валовая прибыль». Валовая прибыль определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому учету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.
Второй этап начался с декабря 1994 г. В это время особенно обострился конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно. Предприниматели стали выступать против учета курсовой разницы для целей налогообложения возникающих вследствие изменения курса рубля. Согласно п. 14 Положения о составе затрат к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. Вскоре был принят закон в том, что в целях налогообложения по прибыли валовая выручка предприятия уменьшалась на сумму положительной курсовой разницы. То есть по бухгалтерскому учету возникала прибыль, а по налоговому учету - отсутствовала. Было принято решение о том, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообложения. В результате этой реформы разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Это привело к корректировки отчетности.
Третий этап развития и формирования налогового учета начался с 01.07.1995. Было принято постановление, где говорилось, что все затраты организации, которые связанны с производством продукции, формируют фактическую себестоимость, а для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных нормативов. Государство отказалось от контроля над образованием фактической себестоимости и сконцентрировалось на максимальном взыскании налогов. То есть фактическая себестоимость, и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями. Это привело к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.
Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995. С этого времени в организации определяющим фактором стала учетная политика. Стали определять дату возникновения налогового обязательства на дату отгрузки или на дату платежа.
Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ. Вводилось единое определение обязательств налогоплательщиков, их права и ответственность, прав налоговых органов, перечень местных и федеральных налогов, порядок их исчисления и взыскания. Было определено отображение последовательности исчисления и взимания таких налогов как НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др. Налогоплательщиков обязали хранить бухгалтерские и налоговые данные в течение четырех лет. Так же других документов, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов, документов, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и удержания и оплату налогов. Налоговые органы стали обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных сборов, налогов, штрафов, пеней.
1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
За счет налоговых взносов создаются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы: простота алгоритма расчета отдельных налогов; отсутствие дублирования; простота и экономичность системы сбора налогов; стабильность; законодательное регламентирование; пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство; равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом; приемлемый размер общего налогового давления; справедливость по горизонтали (предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги); справедливость по вертикали (заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги).
Отрицательным последствием повышенного налогообложения может стать потеря заинтересованности в работе, что снижает производительность труда, подавляет рост объемов и усовершенствование ассортимента продукции. Что приводит к сокращению дохода от производства. При высоких налогах пропадает материальный стимул, в последствие наступает экономическое и социальное падение.
Налоговый учет — это комплекс мероприятий, установленных налоговым законодательством, который осуществляется налоговыми органами для регистрации всех налогоплательщиков в налоговых органах. Так же для сбора сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.
Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории России. Налоговый учет на предприятии формируется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта утверждается приказом руководителя.