Файл: Цель и задачи налогового учета (Учет поступления налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый учет предназначен как система обобщения информации для установления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. Налоговый учет представляет собой систему, основанную по принципу последовательности применения норм и правил налогового учета. Под принципом последовательности понимается последовательное применение норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, внесение изменений в нормы и правила налогового учета возможно только в начале очередного календарного года.

Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии.

Ведение налогового учета должно производиться на бумажных носителях и в электронном виде. Для обеспечения сохранности данных налогового учета и защиты от несанкционированных исправлений.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде. Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах. Порядок формирования сумм создаваемых резервов. Так же сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогам.

Доказательством предоставленные налогового учета являются: первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налогооблагаемой базы.

Аналитические регистры налогового учета служат для сбора и хранения информации, находящейся в первичных документах, для отображения в расчете налоговой базы. Формы аналитических регистров должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, дату составления, измерители операции в натуральном и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.

Данные налогового учета учитываются в разработанных таблицах, справках и других документах налогоплательщика, систематизирующих информацию об объектах налогообложения. Хранятся данные в бумажном или электронном виде несколько лет. Хранение должно обеспечиваться защита от исправлений. Если же исправление необходимо, должна быть подпись ответственного лица и обоснование исправления.

Организация сбора данных налогового учета полагает постоянность отображения в хронологическом порядке объектов учета. Существуют такие операции, которые учитывают в нескольких отчетных периодах или переносятся на несколько лет. Если сбор данных в регистрах бухгалтерского учета соответствуют для целей налогообложения, то эти данные так же могут использоваться и для налогового учета.


При нынешних обстоятельствах налоги осуществляют две основные функции: фискальную и экономическую. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как реализуется общее направление данной экономической категории. Как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда начинается основная распределительная функция налогов, которая отражает их суть как специального централизованного звена распределительных отношений.

Первой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Создание доходной части госбюджета на основе устойчивого и централизованного взыскания налогов обращает само государство в крупнейший экономический субъект. Посредством фискальной функции осуществится главное социальное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, нужных для реализации собственных функций (природоохранных, социальных, военно-оборонительных и др.)

Экономическая функция налогов состоит в том, что бы сопоставлять количественное отражение налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается результативность налоговых каналов, раскрывает необходимость применения модификаций в налоговую систему и бюджетную политику. Экономическая функция показывает, что налоги - это активный участник распределительных процессов, который выражает положительное воздействие на воспроизводство, замедляя или стимулируя его темпы, увеличивая или смягчая накопление капитала, расширяя или снижая платежеспособный спрос населения.

Распределительная функция налогов имеет ряд свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Кроме наполнения казны, содержание чиновнического аппарата и армии, государство стало участвовать в организации хозяйственной жизни в стране. Поэтому появились регулирующие функции, которые реализовывали через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов осуществится через систему льгот, исключений, преференций, координируемых с образованием льгот для объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки.

Фискальная функция - основная функция, присущая для всех государств. С её помощью создадутся государственные денежные фонды и образовывают материальные условия для функционирования государства. Фискальная функция дает возможность для перераспределения части стоимости национального дохода. С помощью этой функции происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме и создаются объективные возможности для вмешательства государства в экономику. Таким образом, она в существенной степени определяет экономическую функцию.


Совокупность налогов, определенных законодательной властью и взыскиваемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему.

Специалисты разработали систему мер, что бы усовершенствовать налоговую политику.

  1. Снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение в сферу потребления;
  2. Упрощение налоговой системы;
  3. Повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля над их поступлением в бюджет.

Система мер по усовершенствовать налоговой политики, должна быть устремлена к:

  1. Упрощению налоговой системы. Надлежит предельно упростить механизм взимания налогов и усовершенствовать все налоговые законы.
  2. Упрощению системы реструктуризации задолженностей по платежам в бюджет налогоплательщиков.
  3. Усилению собираемости налогов и сборов и контролю над их поступлением в бюджет.
  4. Уменьшению налоговых льгот (оставить важнейшие социальные льготы и льготы, стимулирующие инвестиции).
  5. Снижению налоговой нагрузки на отечественных производителей.

Осуществление предлагаемых мероприятий следует проводить комплексно, с учетом организационных и законодательно-нормативных факторов, в направленности гармонизации российского налогового права с принципами налогообложения, принятыми в международной практике.

2. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет

2.1 Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов

Налоговый учет – это бухгалтерский учет налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, которые являются составной частью народно- хозяйственного учета.

Повседневное решение задач, которые стоят перед налоговой службой, не могли бы осуществиться без внедрения компьютерных технологий. В связи автоматизированной информационной системой между налоговыми службами и налогоплательщиками ведется более плотный и стремительный контакт. Такие как контроль над правильностью сдачи отчетности, учет налоговых поступлений, производят операции по переносу сумм на другой лицевой счет или платеж, принимают к рассмотрению заявления от налогоплательщиков. А так же производят взыскание недоимки, пеней и штрафных санкций по платежам в бюджет, производят проверки лицевых счетов по налогам и налогоплательщикам и их закрытия, так же производят сверку расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками. В связи с этим организациям стало необходимо контролировать правильность осуществления расчетов по налогам, что бы выполнять требования Законодательства РФ, а так же уменьшение этих затрат для увеличения прибыли.


Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и других государственных органов, которая контролирует выполнение налогоплательщиками нормативов налогового законодательства.

Налоговый контроль сконцентрирован обеспечить правильность исчисления налогов, своевременной и полной оплаты их в бюджет РФ. Государственные органы, которые осуществляют налоговый контроль - это налоговые и таможенные органы, а так же следственные органы и органы внутренних дел.

Налоговые органы - это единая централизованная система по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Таможенные органы ведут налоговый контроль над перемещением товаров через границу. Так же взимают таможенные сборы, пошлины, налоги. Контролируют их начисление и своевременную оплату. Обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции. Осуществляют контроль над валютными операциями. Они действуют на основании положения, установленные Законодательством таможенного союза и Законодательством РФ о таможенном деле.

Органы внутренних дел по запросу налоговых органов выезжают на плановые и неплановые проверки организаций, обеспечивая безопасность и содействие в добывании информации.

Контроль этими органами осуществляется в отношении налоговых агентов, налогоплательщиков и плательщиков сборов. Целью таких мероприятий является выявление правонарушений и преступлений, обеспечения налоговой ответственности и предупреждение совершения их в будущем.

Для достижения этих целей используют такие способы контроля, как налоговые проверки, проверки учета и отчетности, осмотр территорий, которые используются для взимания прибыли.

В процессе проверок производят: соблюдение и исполнение Законодательства, правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, правильность применения контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями, проверка документов, встречная проверка и экономический анализ.

В случае отказа предоставить бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и другие документы, которые связанны с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей, налоговые органы имеют право приостанавливать операции предприятий по банковским счетам; изымать документы, применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде иски о ликвидации предприятия и признании сделок недействительными.

Сокрытие доходов налогоплательщиков ослабляет бюджет и помогают росту финансовой преступности.


Для обнаружения, предостережения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррумпируемости в налоговых органах, обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Налоговые органы взаимодействуют:

- с налоговой полицией;

- финансовыми и таможенными органами;

- органами внутренних дел;

- банками;

- комитетами (по управлению государственным имуществом, антимонопольной политике, статистике, политике цен);

- транспортными и иными инспекциями;

- фондами (пенсионным, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования)

- другими государственными органами,

- со средствами массовой информации.

Конкретные направления, порядок и формы сотрудничества с каждым из них определяются исходя из задач и компетенции того или иного органа.

2.2 Учет поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей.

Федеральные и местные бюджеты требуют постоянного пополнения ресурсов. Это происходит при уплате налогов физическими и юридическими лицами. Согласно налоговому Законодательству оплата налогов и сборов должна уплачиваться в определенные сроки в установленных размерах. На практике юридические и физические лица не всегда во время производят оплату налогов из-за ряда причин (отсутствие денежных средств на счетах, уклонение от налогов, несвоевременно сдача в банк платежных документов и т.д.). Контроль над обеспечением своевременности и полнотой оплаты налогов и сборов возложен на налоговые органы. Они имеют право взимать денежные средства с плательщиков, которые не произвели оплату налогов в срок, путем выставления инкассовых поручений на расчетный счет не плательщика и одновременно предъявлять им финансовые санкции. Контроль производиться путем налоговых проверок на предприятии и банковской документации, поступившей в налоговые органы (копий платежных поручений, выписок банка).

Проверки на предприятии очень эффективны, они содействуют повышению уровня организации налогового учета и платежной дисциплины. Однако работники налоговых органов не могут произвести проверку всех организаций, стоящих на учете. Поэтому в налоговых органах ведется оперативно-бухгалтерских учет начислений и оплаты каждого налога по каждому плательщику. Оперативно бухгалтерский учет – это система учета и отчетности. Он собирает информацию о начислении налогов, сборов , санкций их поступление в федеральный и местный бюджеты, переплаты в счет будущих объемов работ или возврат сумм, составление и сдачи отчетности и т.д.