Файл: ПОДДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОДДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОВРОВСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ООО «НАШ РЕГИОН 33»
3.1 Краткая характеристика действующего предприятия ООО «НАШ РЕГИОН 33»
3.2 Корпоративная культура на ООО «Наш Регион 33» и ее роль в управлении персоналом.
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная культура - в первую очередь - это то, что связывает людей воедино. Это правила и управление в компании. Здесь сотрудники формируют свое отношение к компании и к собственной работе. Это главный инструмент в конкурентной борьбе с аналогичными организациями. Реальная возможность получения прибыли. Если ее не оберегать и не сохранять, то корпоративная культура начинает жить своей жизнью, и как итог, возникает нечто неуправляемое, бесконтрольное, отравляющее жизнь и работу.
Главным потенциалом организации является корпоративная культура. Здесь строятся отношения между людьми, то ради чего они стали одной командой, одной семьей, где образовались нормы и принципы деятельности организации, которые сотрудники разделяют. Все эти принципы отличают одну компанию от другой. Таким образом, данные нормы и принципы определяют успех и выживание в конкурентной борьбе и дает право на долгосрочную перспективу.
Корпоративная культура существует независимо от того прописаны. или оформлены ли должным образом, правила и процедуры жизни компании. Именно корпоративная культура устанавливает те самые правила игры, по которым работают и живут люди в абсолютно любой организации. Люди - являются носителями корпоративной культуры.
Значительность данной темы определяется постоянно растущей необходимостью управляемости и развития организации, а это ведет к возрастанию эффективности ее деятельности за счет формирования и совершенствования корпоративной культуры.
Целью работы является анализ корпоративной культуры, ее воздействие на эффективность деятельности персонала организации. Для достижения данной цели требуется решить такие задачи:
раскрыть понятия и сущность корпоративной культуры;
изучить процесс формирования корпоративной культуры;
определить роль корпоративной культуры в управлении персоналом
изучить корпоративную культуру в управлении ООО «НАШ РЕГИОН 33».
Предметом исследования является корпоративная культура. А объектом исследования организация ООО «НАШ РЕГИОН 33».
ГЛАВА 1 ПОДДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
В беллетристике существует огромное количество определений, что такое корпоративная культура. Большинство авторов, сходятся на мнении, что культура организации - это одна из самых сложных композиций значительных предположений, разделяемых, а также принимаемых сотрудниками коллектива. Зачастую корпоративная культура является частью философии и идеологии управления. В основе которой лежат: вера, ценность, ожидание, а также расположения и нормы. В совокупности, все это сконцентрировано в отношении и взаимодействии как внутри, так и за пределами компании.
Например, по мнению руководителя департамента консалтинга ЭКОПСИ Консалтинг Сергея Львова: «Корпоративная культура — это набор правил и ценностей, которые явно или неявно культивируются в компании»[[1]] .
По теории Дила и Кеннеди: «Организационная культура - это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах»[[2]] .
По теории Питтерса Отермена: «Организационная культура - это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные культурные артефакты: истории, мифы и т.д.»[[3]]
По мнению В.А. Ачкасовой и Л.В. Володиной «Корпоративная культура - эта те основные параметры привлекательности для человеческих ресурсов компании - то, ради чего люди пришли в корпорацию (организацию), какие жизненные принципы и нормы организации они разделяют, почему видят свое дальнейшее личностное и профессиональное развитие в этой корпорации». [[4]]
Наиболее полным и емким является определение, данное Корниенко: «корпоративная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития»[[5]] .
Исследовав бесконечное количество различных определений корпоративной культуры в них можно выделить следующие общие моменты.
Во–первых, в значительной части определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются сотрудники предприятий в своём поведении и действиях. Ценности - это вторая общая категория, включаемая авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют личность в том, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым.
«Символика» - это третий признак, с помощью которой ценностные ориентации «передаются» членам предприятия. Как видно из приведенных выше определений, термины "ценности", "система" и т.п. еще не являются однозначно описываемым объектом, над которым можно совершать какие-то действия. Необходима некая модель, которая была бы понятной, описываемой с точки зрения теории менеджмента и пригодной для практического применения. Такую модель предложил Эдвард Шейн (Рис 1.1 Модель организационной культуры Шейна).[[6]] (см. Приложение 1).
Первый, поверхностный уровень организационной культуры можно наблюдать через артефакты. Под артефактами Шейн понимает конкретные продукт культуры (устные, письменные предметы).
Второй уровень разделен волнистой линией (см. Рис. 1). Нормы и ценности, которые находятся над волнистой линией, мы можем видеть. Это - декларируемые нормы и ценности. Впрочем, в компании существует "двойная мораль", те правила, о которых нигде не говорят, но все знают, что можно делать, а что - нельзя.
Третий, глубинный уровень модели Шейна показывает, что все эти артефакты, нормы и правила лишь надстройка, которая определяется поведением людей..[7][7]
Как демонстрирует мировой опыт, управление корпоративной культурой является достаточно длительным, а самое главное, субъективным для каждой организации процессом. Ценностные ориентации должны быть не просто заявлены, но и должны стать неотъемлемой частью внутренней жизни организации, ее топ менеджмента и линейного персонала, т.к. корпоративная культура – это атмосфера, в которой мы пребываем, которая нас окружает, это все, с кем или с чем мы имеем дело на работе [8][8] .
Поддержание или изменение корпоративной культуры способствует достижению следующих задач: внедрить культуру; увеличить лояльность сотрудников по отношению к организации; уменьшить сопротивление внедрению изменений; способствовать процессу интеграции компаний, команд.
Таким образом можно выделить факторы, способствующие содействию корпоративной культуры. В решении задачи содействия сформировавшейся корпоративной культуры определяющую роль играют три фактора:[[9]]
отбор персонала;
деятельность высшего руководящего звена;
культурная адаптация и ее основные стадии.
1. Отбор персонала. Отбор персонала имеет определенную цель — определить и набрать людей, обладающих знаниями, навыками и способностями, которые позволяют им прекрасно выполнять работу. Впрочем, как правило, нужным требованиям отвечает не один кандидат, а несколько. В завершении отбора предпочтение отдается тем, кто в наибольшей степени совместимы с организационной культурой компании и система ценностей которых равнозначна корпоративным.
2. Деятельность руководящего звена. Основатели компании на собственном опыте, а также идеях, вырабатывают принцип и определяют курс предстоящей деятельности фирмы. Они формируют свой вариант корпоративной культуры, сами подбирают, обучают и готовят руководителей среднего звена (менеджеров), способных выполнить те или иные цели, и через них добиваются решения задач предприятия наилучшим образом.
Если руководитель формирует корпоративную культуру, то менеджер является чем-то вроде прообраза морали и этики для членов компании. Именно менеджер создает главные условия и мотивы, вынуждающие сотрудников принимать те ценности и отношения, которые отвечают целям организации и мгновенно воздают их потребностям.
Чтобы действия руководства способствовали укреплению корпоративной культуры, менеджер должен быть последователен в своих действиях. Любое отклонение между поступком и его последствиями, организованное по вине менеджера, подрывает основы корпоративной культуры.
3. Культурная адаптация и ее основные стадии. Какбы эффективны бы ни были процессы подбора персонала, новые сотрудники не могут сразу ознакомиться с культурой организацией и вести себя в соответствии с ней. Для этого предпринимаются усилия помочь новым работникам адаптироваться к данной культуре. Этот адаптационный процесс называется социализацией или аккультурацией, когда речь идет об осваивании новых культурных ценностей.
Например, модель Г. Харрисона различает четыре типа организаций с корпоративной культурой, ориентирующиеся на роли, на задачи, на человека и на власть. Для анализа он выбрал процесс распределения власти, ценностные ориентации личности, отношения индивида в организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции:[[10]]
Модель Т. Парсона разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели - AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legiaсy (легитимность).[[11]]
Бэк-Коуэн выделяет: культуру принадлежности, культуру силы, культуру правил, культуру успеха, культуру согласия, культуру синтеза.[[12]]
Д.Коул разделяет корпоративную культуру на: бюрократическую, органическую предпринимательскую, партисипативную.[[13]]
Блейк-Моутон классифицирует корпоративную культуру на загородный клуб, власть – подчинение, организационное управление, групповое управление, обедненное управление.[[14]]
Модель Г. Харрисона
Корпоративная культура, нацелена на роль. В центре внимания таких организаций - процедуры и правила, ясно сформулированные функциональные предписания. Им присущи свобода действий, соблюдение законов и ответственность. Особенно выделяются иерархия и статус. Сотрудники продвигаются по службе с четко определенными карьерными путями. Система не может быстро адаптироваться к изменениям, им недостает гибкости.
Корпоративная культура, ориентированная на задачу. Наибольшую ценность является выполнение сверхзадач. Главным атрибутом, которой является - гибкость, быстрота, способность молниеносно разрешить новые ситуации и умение адаптироваться к ним. Карьера работника зависит от способности справляться со все более сложными изменениями и задачами. Организационная структура меняется, чтобы реализовать задания или функции.
Корпоративная культура, ориентированная на человека. Организация сама по себе - это средство для воплощения желания ее членов, которые они могут свершить сами. Люди в таких фирмах никогда не делают то, что противоречит их целям и ценностям. Здесь главное - умение и потенциал отдельных работников. Именно люди выражают успешность таких организаций. Карьера работника зависит от качества его работы и достижений. Человеческие ресурсы - превыше всего.
Корпоративная культура с ориентацией на власть (силу). Такие фирмы пытаются держать под контролем обстановку и подавлять сопротивление. Их главная цель - рост организации. Руководители бросают все усилия, чтобы иметь абсолютный контроль над подчиненными. Такие организации конкурентоспособны и заботятся о своих сферах влияния.
Модель Т. Парсона
Суть данной модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая компания должна уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться реализации поставленных ею целей, объединить свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.