Файл: ПОДДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОДДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОВРОВСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ООО «НАШ РЕГИОН 33»
3.1 Краткая характеристика действующего предприятия ООО «НАШ РЕГИОН 33»
3.2 Корпоративная культура на ООО «Наш Регион 33» и ее роль в управлении персоналом.
Во-первых, адаптивная культура - культура, способная быть катализатором изменений, именно от этой функции зависит способность организации работать в долгосрочном периоде.
Во-вторых, культура должна быть адекватна поставленным целям. Корпоративная культура должна помогать реализовать выбранную стратегию, достигать поставленные цели.
В-третьих, поскольку адаптация к условиям внешней среды требует от группы совместного решения задач, группа должна обладать способностью развития и поддержания системы определенных внутренних взаимоотношений между своими членами.
В-четвертых, культура должна приниматься большинством сотрудников, а деятельность организации должна быть законной и признанной обществом.
Модель AGIL исходит из того, что ценности корпоративной культуры являются наиболее важными инструментами реализации функций этой модели. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет иметь успех данной компании.
В довершении всего, моделей корпоративной культуры существует множество ее типов и разновидностей.
Модель Бэк-Коуэна
Культура принадлежности (формируется на начальном этапе развития фирмы, когда в ней работает мало сотрудников, чувствующих себя одной семьей и готовых помогать друг другу);
культура силы (складывается позже, когда среди работников обостряется конкурентная борьба: каждый хочет захватить кусок побольше и войти в мир сильных, успешных, богатых людей);
культура правил (вырабатывается, когда возникает потребность в формализации многочисленных процедур и бизнес-процессов; в работе по утвержденным правилам и инструкциям; в накоплении знаний);
культура успеха (формируется в период активного развития фирмы, когда начинает высоко цениться личный результат того или иного сотрудника, ставка делается не на коллектив, а на индивидуальный талант);
культура согласия (определяющим становится умение договариваться, достигать компромисса);
культура синтеза (ценит в равной степени авторство, талант и командный дух).
Модель Д.Коула
1.Бюрократическая организационная культура:
работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации
основной побудительный мотив для сотрудников - экономический интерес, особое внимание - материальному стимулированию
организационная структура должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля (за деятельностью сотрудников) и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
2.Органическая организационная культура:
сотрудники озабочены в основном социальными нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, главная потребность человека - в общественном признании;
высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива
3.Предпринимательская организационная культура:
заключительный фактор успеха организации - инициатива самих работников, поэтому основной ресурс эффективности организации - ее настойчивые и агрессивные сотрудники, нужно найти таких людей и постоянно осуществлять за ними контроль;
ответственность и риск принимаются на себя самими работниками, в организации властвует дух внутренней конкуренции.
4.Партисипативная организационная культура (культура участия команды):
совокупность ценностных установок, предпочтение общекомандных целей;
люди способны гибко сочетать свои цели с целями команды, если последние четко сформулированы;
активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке и самооценке полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу.
постоянное самообразование всех членов команды.
Модель Блейк-Моутона
Загородный клуб. Первичны интересы личности, к сотруднику проявляется повышенное внимание, важны хорошие взаимоотношения в коллективе, комфорт, положительная атмосфера. Люди работают в компании, зачастую, много лет. Высокая степень удовлетворенности персонала своим трудом. К минусам можно отнести низкую конкурентоспособность, смешение социальных и личных отношений, рабочее взаимодействие во многом начинает строиться по принципу "нравится - не нравится". Эта корпоративная культура уместна и допустима в маленьких организациях семейного типа, где цель бизнеса - благополучие коллектива.
Власть - подчинение. Подавление интересов личности для пользы дела при любых обстоятельствах. Такие структуры отличаются жесткой дисциплиной, иерархичностью, они хорошо и быстро управляемы. Минусом является низкая степень удовлетворенности сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие командного духа.
Организационное управление. Баланс интересов сотрудников и компании в рамках четко установленных правил и процедур, определяющих все основные действия и решения в организации. Такие предприятия очень стабильны, предсказуемы, в них легко происходит замена одного сотрудника другим, т. к. главное - процессы и регламенты, а не личности и их вклад. Минус- все, что не предусмотрено правилами и инструкцией, решается с большим трудом и медленно, а в ситуации высокой степени нестабильности и риска такие организации могут сильно пострадать.
Групповое управление, или команда. Люди объединены общими целями, которые благодаря правильному подходу к мотивации совпадают с их собственными или очень близки к ним. В компании комфортная психологическая обстановка, многие сотрудники ценят друг друга не только как профессионалов, но и как личностей. Эта культура отличается большой гибкостью, возможностью прорыва и высоких достижений.
Обедненное управление. Однозначна негативная корпоративная культура, которая подразумевает минимальное внимание как к бизнесу, так и к людям. Характерная мысль: "Пусть не платят, зато и работать не заставляют".
Все существующие организации индивидуальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутри организационные ритуалы и правила, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Компании стремятся сформировать крепкую культуру, так проще поддерживать работу в командах, сотрудничество и взаимное доверие. В такой обстановке люди более склонны обмениваться идеями и знаниями, демонстрировать творческое начало и открытость.
Корпоративная культура осуществляет контроль исполнения, взаимоотношения руководитель-подчиненный, тип управления в компании в целом, постановку целей, систему мотивации персонала. Все, что связано с людьми социальная политика, определенные принципы, по которым персонал нанимается и увольняется, возможности для роста и развития и пр. - это главные рычаги влияния на корпоративную культуру, это совокупность вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека, группу вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.[[15]]
Важнейшим инструментом для формирования корпоративной культуры, является корпоративные правила.[[16]]
Так же корпоративную культуру можно рассмотреть как систему, которая существует, по крайней мере, на трех уровнях, – содержательном, ментальном и деятельностном [[17]]
В настоящий время корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Она важна для любой организации, поскольку может влиять на:
мотивацию сотрудников;
привлекательность фирмы как работодателя, что отражается на текучести кадров;
нравственность каждого сотрудника, его деловую репутацию;
производительность и эффективность трудовой деятельности;
качество работы сотрудников;
характер личностных и производственных отношений в организации;
отношения служащих к работе;
творческий потенциал служащих.
Максимальной производительности достигают тогда, когда люди осознают, что важным становится не только их заработок, но и то во имя чего они работают. Совпадение ценностей человека с ценностями компании является фактором, обеспечивающим самоотдачу и лояльность сотрудников на протяжении длительного времени. Одновременно «мягкий», но эффективный способ влияния — формирование корпоративной культуры компании.
Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс, основные шаги:
определение миссии организации;
определение основных базовых ценностей;
формулируются стандарты поведения членов организации исходя из базовых ценностей;
описываются традиции и символика, отражающие все выше перечисленное.
Все эти шаги и их результаты описывается в корпоративном руководстве. Этот документ безусловно полезен в ситуациях при приеме на работу и адаптации новых сотрудников, а также позволяет понять, насколько будущий сотрудник разделяет ценности организации.
Корпоративные правила – точное определение того, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной уникальной ситуации. Разработка корпоративных правил – это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, меняются правила. В компании должна существовать процедура, которая позволяет сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила.
Вопреки созданию самих правил и требовательности руководства, необходимо сформировать условия для их выполнения, а также механизм проверки работают правила, или же являются, на самом деле, обычной декларацией требований и пожеланий руководителей компании к персоналу. Качественные правила и достойные условия их реализации могут послужить важнейшим стимулом для развития организации. Важно, чтобы декларируемые вещи обязательно соответствовали действительности.
В комплексе корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Содержание этих блоков определяется в ходе создания корпоративной культуры организации людьми, работающими в этой организации и самоопределяющимися по отношению к среде в том или ином качестве.
Однако пребывание корпоративной культуры вне и помимо менталитета работников фирмы не имеет никакого смысла. Целесообразно рассматривать ментальный уровень корпоративной культуры, то есть ее существование на уровне человеческого сознания и в его формах, как область гораздо более сложных задач, нежели проектная разработка стратегий, технологий, регламентов и т. п. Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и т. д. могли начать "работать" и приносить весомые финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала. Ориентация на выживание и функционирование должна смениться ориентацией на развитие, прорыв на новые уровни эффективности и к новым возможностям, приверженностью принципу "высокой планки", корпоративным ценностям, ориентацией на более высокое качество жизни в целом.
Деятельностный уровень корпоративной культуры – это уровень практических действий людей, которые направлены на достижение миссии и стратегии, реализацию концепции, философии фирмы, корпоративных ценностей и норм, соответствующего стиля управления, традиций, программ и проектов и т. д. Люди действуют в соответствии со своими ориентациями и целями, а также со своими представлениями о ситуации и мире в целом. Каково содержание и качество корпоративной культуры, какова глубина и степень ее принятия работниками организации на ментальном уровне, таковы будут действия работников и эффективность этих действий.
Одним из главных результатов успешной работы по формированию и развитию корпоративной культуры компании – является приверженность сотрудников. Приверженность – это отождествление человека со своей организацией, выражающееся в стремлении работать в ней и способствовать ее успеху.
Ключевые составляющие приверженности:
Интеграция – это присвоение работниками организационных целей, объединение работников вокруг целей организации.
Вовлеченность – это желание работника предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение целей организации.