Файл: Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность детей
1.1 Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста
1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Обучение в школе включает в себя социальную адаптацию ребенка к общеобразовательному учреждению. Процесс социальной адаптации крайне важен, так как он оказывает влияние на успеваемость первоклассника в начале обучения.
Понятие «социальная адаптация» имеет множество определений. В самом общем виде адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса. Отечественный психолог С. С. Степанов понимал под социальной адаптацией активное приспособление к условиям социальной среды через усвоение и принятие целей, ценностей, норм и стилей поведения, которые приняты в обществе. Н. Никитина трактует социальную адаптацию как «интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений». По Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации, то есть как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды». И. А. Милославова также отмечает, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни». Для С. Д. Артемова социальная адаптация является процессом процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в которых живет и действует человек.
Едва поступив в школу, первоклассник еще не в полной мере осознает необходимость обучения. Учителя и родители должны помочь детям адаптироваться к новым для них социальным условиям, пробудить в школьниках интерес к учебным занятиям. Адаптированность – это система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешное последующее обучение. Именно адаптированность является итогом адаптации.
Первый месяц обучения в школе является для школьника периодом острой адаптации, оказывающей негативное влияние на психическое состояние первоклассника. В связи с этим в первые четыре недели обучения не рекомендуется повышать нагрузку и увеличивать темпы усвоения учебной программы. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Как правило, уже в первом полугодии обучения отмечается устойчивая приспособляемость к школе. Многие исследователи такие как Л. И. Божович, А.Л. Венгер, И. В. Дубровина, Д. Б. Эльконин, С. П. Ефимова, Р. В. Овчарова убеждены в том, что от социальной адаптации ребенка к новым условиям систематического обучения зависит дальнейшая учебная успеваемость первоклассника.
На успешность социальной адаптации оказывают влияние индивидуальные особенности ученика. А. Л. Венгером были описаны три уровня адаптации к обучению в общеобразовательном учреждении. Учащиеся могут иметь высокий, средний и низкий уровень социальной адаптации к школьному обучению.
Если ребенок обладает высоким уровнем адаптации к обучению, то он в полном объеме усваивает учебный материал, может решать задачи повышенной сложности, адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования. Такой ученик с удовольствием посещает школу, добросовестно выполняет поручения учителя без контроля со стороны взрослого, интересуется самостоятельной учебной работой, прилежен, внимателен, общителен и дружит со многими одноклассниками.
При наличии среднего уровня адаптации первоклассник усваивает основное содержание учебных программ, может самостоятельно решать типовые задачи, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, позитивно относится к школе, добросовестно выполняет общественные поручения. Он внимателен, сосредоточен, дружит с одноклассниками.
Первоклассник, имеющий низкий уровень адаптации крайне негативно или индифферентно относится к школе, часто жалуется на здоровье, почти всегда подавлен, нарушает дисциплину. Такие дети фрагментарно усваивают объясняемый педагогом материал, испытывают трудности при самостоятельной работе с учебником, нерегулярно готовятся к урокам. Взрослые должны постоянно контролировать их и побуждать к выполнению домашних заданий. Они внимательны и работоспособны, только если делаются удлиненные паузы для отдыха. Для того чтобы понять новое решение задачи по образцу учащимся с низким уровнем адаптации требуется ощутимая помощь преподавателя и родителей. Общественные поручения выполняют под пристальным контролем взрослых и без особого желания, пассивны, знают по именам только несколько одноклассников, близких друзей не имеют.
Восприимчивость, реактивность, подражательность ребенка, его направленность на внешний мир – это гарантии успешной социальной адаптации первоклассника к школе. Восприимчивый ученик стремиться к усвоению новых знаний, ему хочется как можно скорее научиться читать, писать и считать, все новое представляет для него интерес. Реактивный школьник быстро поднимает руку во время занятий, старается самостоятельно отвечать на вопросы учителя и нетерпеливо выслушивает одноклассников. Подражательность способствует усвоению учебного материала и выражается в повторении суждений педагога или сверстников. Первоклассник, направленный на внешний мир, интересуется фактами и событиями.
Социальная адаптация протекает под влиянием школьного коллектива и семьи ребенка. Этот сложный во всех проявлениях процесс включает в себя взаимоотношения учащегося со взрослыми и со сверстниками. Адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями – это виды адаптации, выделенные в рамках социальной адаптации. Следует обратить внимание на то, что не только школа оказывает мощнейшее воздействие на ребенка, но сам ученик меняет свое отношение к общеобразовательному учреждению.
Огромное значение для социальной адаптации первоклассника имеет школьный коллектив. Школьный коллектив оказывает влияние на ребенка и это приводит к формированию у него более высокого типа социальной направленности личности. Учащийся, попадая в коллектив, интересуется общественными делами своего класса, активно общается с одноклассниками, стремится сам определить свое место в коллективе. Внутри коллектива дети общаются между собой в ходе различных видов деятельности (учебной, игровой), у них возникают первые привязанности. Ребенок осознает необходимость быть сдержанным, уступчивым. Он старается помочь своему товарищу (субъективная позиция сменяется объективной). Объединенные совместной деятельностью, младшие школьники больше общаются друг с другом и со временем начинают дружить между собой. Установление дружеских взаимоотношений между одноклассниками внутри школьного коллектива положительно сказывается на социальной адаптации детей к школе.
Младшие школьники часто ссорятся между собой. Выяснение личных отношений способствует упрочнению товарищеских связей. Конфликтные ситуации помогают ребенку накопить опыт жизни в коллективе, осознать важность и необходимость учения. Ученик понимает, что хорошее отношение одноклассников и учителей напрямую зависит от его оценок и поведения. Ориентируясь на общественное мнение, учащиеся стремятся учиться более успешно.
Необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика и уровень его социализации при формировании школьного коллектива. Одноклассники объединяют свои усилия для совместного осуществления различных видов деятельности. Кроме того, каждый участник коллектива выполняет свои обязанности, что также способствует успешной социальной адаптации младших школьников к общеобразовательному учреждению.
Успешность социальной адаптации ребенка к школе во многом зависит от психологической атмосферы в семье первоклассника. Если школьник не конфликтует с родителями и находится в теплых взаимоотношениях с ними, то он пройдет период социальной адаптации к обучению в школе достаточно легко. Родители и учителя должны создать для детей младшего школьного возраста такие условия, в которых их возможности будут максимально раскрыты и реализованы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Родители будущего первоклассника также должны принять во внимание тот факт, что адаптация ребенка в возрасте шести – семи лет тесно связана с пространственно – временным отношением. Именно поэтому целесообразно примерно за месяц до начала учебного года начать приучать детей к новому распорядку дня, показать им особое место, отведенное для хранения школьной формы и школьных принадлежностей. Так как обучение в школе предполагает увеличение умственных и физических нагрузок, отдых ученика необходимо тщательно продумать. Родители должны мягко, но доходчиво объяснить ребенку, что теперь у него есть обязанности, которые он обязан выполнять. Успешной социальной адаптации младших школьников к обучению в общеобразовательном учреждении способствует желание детей учиться в школе, их стремление к удовлетворению потребности в новом социальном статусе.
Поведение и развитие детей зависит от того, какой стиль руководства использовали родители в процессе воспитания.
Стили руководства:
1. Авторитарный.
2. Демократический.
3. Попустительский.
Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что родители навязывают ребенку свое мнение, подавляя его интересы. Обычно дети, воспитанные в семьях с авторитарным стилем руководства агрессивны и имеют повышенный уровень тревожности. Демократический стиль предполагает ориентирование родителей на интересы ребенка. Этот стиль способствует гармоничному развитию младшего школьника. Если родители отдают предпочтение попустительскому руководству в процессе воспитания, то ребенок будет испытывать трудности в процессе социализации и интеграции в школьный коллектив.
Самооценка ребенка зависит от того, в каких условиях он воспитывался. Если родители часто будут вознаграждать ребенка подарками за достижения в учебной деятельности, это может привести к снижению познавательной активности школьника, формированию у него завышенной самооценки. Во избежание подобных последствий родители должны выработать в процессе воспитания систему наказаний и поощрений, способствующую развитию адекватного социального поведения и самооценки ребенка.
Родители также задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления об обучении в школе оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не смогут полностью адаптироваться к новым условиям. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, то быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Характерной личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тревожность может развиться у детей, чьи родители ожидают большего и предъявляют завышенные требования к обучению, что характерно для авторитарного стиля. Из-за повышенной тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Для успешной социальной адаптации родителям необходимо изменить установки и оценки поведения ребенка. Родителям стоит более объективно относиться к ребенку, акцентировать свое внимание даже на незначительных достижениях, при этом, не порицая за отдельные недочеты. При таких взаимоотношениях родителей с ребенком уровень тревожности значительно снижается, что способствует успешному обучению и социальной адаптации.
Приспособленность ребенка к обучению и соответствие его поведения правилам и социальным нормам, принятым в обществе свидетельствует о социальной адаптации школьника.
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
Тестирование позволяет определить степень соответствия уровня развития ребенка нормам, характерным для детей младшего школьного возраста.
С помощью данной диагностики выявляются индивидуальные особенности развития способностей младшего школьника. Какие - то из них могут быть развиты хорошо, а какие - то – не очень. В случае если интеллектуальные способности недостаточно развиты, ученик может столкнуться с трудностями в ходе обучения. Тестирование направлено на своевременное выявление «слабых мест» и корректировку интеллектуальных тренингов.
Кроме того, тестирование необходимо проводить с целью подготовки детей к проверочным испытаниям, ожидающим их на различных этапах обучения в школе. Выполнение типичных тестовых заданий способствует тому, что школьники чувствуют себя более уверенно и комфортно в ходе подобных испытаний.