Файл: Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность детей
1.1 Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста
1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
Методика «10 слов» А. П. Лурия.
Цель: изучение слухоречевой памяти.
Инструкция проведения:
«Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их послушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнили. Слова можно называть в любом порядке».
Процедура проведения:
После проведения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко, 1 слово в 1 секунду. Если ребенок начинает воспроизводить слова до завершения чтения, его останавливают (жестом) и продолжают чтение. Во время диагностики недопустимы отвлекающие факторы.
Сразу после окончания чтения говорят «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом пустом столбце протокола.
Когда ребенок закончит воспроизводить слова, его надо похвалить (даже если результаты низкие) и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать. Ты повторишь те слова, которые вспомнишь. И те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда уже забыл».
Затем процедура повторяется (снова зачитываются 10 слов). Результаты фиксируются во втором столбце протокола.
Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему говорят: «Те слова, которые ты вспоминал в прошлый раз тоже надо называть».
Затем, если выучены не все слова, процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 -10 слов, то процедура завершается, в противном случае, она повторяется в 4 раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.
Спустя 40 минут ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (слова предварительно не повторяются). Результаты заносятся в 5 столбец протокола – отсроченное запоминание.
Обработка данных:
Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, в результате чего, было выведено среднеарифметическое количество правильно воспроизводимых слов.
Обработанные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении.
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
I |
II |
III |
IV |
Спустя 40 минут |
1 |
А. А. |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
2 |
Б. Б. |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
3 |
К. Д. |
3 |
6 |
8 |
8 |
8 |
4 |
П. Н. |
5 |
7 |
8 |
10 |
7 |
5 |
З. К. |
5 |
6 |
7 |
9 |
7 |
6 |
И. С. |
5 |
5 |
7 |
8 |
5 |
7 |
К. Р. |
2 |
4 |
5 |
7 |
4 |
8 |
К. В. |
4 |
6 |
7 |
8 |
8 |
9 |
М. К. |
5 |
8 |
8 |
9 |
6 |
10 |
П. Е. |
6 |
7 |
8 |
8 |
7 |
11 |
С. Д. |
3 |
6 |
6 |
8 |
6 |
12 |
Ч. А. |
4 |
5 |
8 |
9 |
8 |
13 |
Н. Я. |
4 |
6 |
7 |
8 |
6 |
14 |
Ш. Е. |
6 |
7 |
8 |
8 |
7 |
15 |
Ш. С. |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
Среднеарифметическое |
4,2 |
5,8 |
7,1 |
8,1 |
6,5 |
2.2 Анализ результатов исследования
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) Низкий уровень мотивации учения обнаружен у 20% учащихся, что свидетельствует о мотивационной незрелости, преобладании игровых мотивов. Игровая мотивация не должна быть ведущей в младшем школьном возрасте. Главное содержание мотивации младшего школьника « научиться учиться». Это возраст становления мотивации учения. Если у детей не появиться интерес к учебе, это может привести к снижению адаптированности, что является первопричиной школьной неуспеваемости. Преподаватели, а также родители должны учесть это обстоятельство и включить в учебную деятельность максимальное количество игровых моментов (там, где это оправдано содержанием обучения). В ходе обучения учителю следует стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, познавательные мотивы учения.
У 67% учащихся наблюдается средний уровень мотивации, внешняя мотивация с положительным отношением к школе. Внешняя мотивация ориентирована на атрибуты учебной деятельности, на роль школьника, а не на само учение.
У 13% учащихся выявлен высокий уровень мотивации учения, учебной активности.
2) 60% учащихся характеризуются средним уровнем адаптации к обучению в школе, т. е. приспособлением к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям. Видам деятельности, режиму жизни деятельности.
У 40% учащихся зафиксирован высокий уровень адаптации к обучению в школе, что свидетельствует о положительном отношении учащихся к обучению в школе, проявлении интереса к самостоятельной работе, адекватном восприятии предъявляемых требований.
В результате обследования детей со школьной дезадаптацией не выявлено.
3) Уровень развития слуховой памяти, динамика запоминания и объем кратковременной слуховой памяти испытуемого соответствует норме.
Первое восприятие списка слов было не очень эффективным (4,2), тогда как норма составляет 5 - 9 слов. По первому воспроизведению можно судить об объеме кратковременной слуховой памяти. Но второе прочтение прибавило количество воспроизведённых слов (5,8). Третье прочтение увеличивает количество воспроизводимых слов для испытуемого (7,1). В целом, график поднимается вверх очень плавно. Об этом свидетельствует и четвёртое прочтение: оно приносит очередной подъём (8,1). Оно было самым благоприятным для испытуемого, когда он мобилизовал свои силы.
Спустя 40 минут прочтение количества воспроизводимых слов уменьшилось (6,5), но не опустилось ниже нормы.
Следует обратить внимание на:
- учащихся, которые не испытывают особой симпатии к своим одноклассникам. Б. Б., П. Н., М. К., П. Е., Н. Я., Ш. Е. считают, что у них мало друзей. Необходимо помочь ребятам адаптироваться к школьной жизни и влиться в коллектив одноклассников. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условия коллективной деятельности.
- учащихся, ответивших, что «не часто рассказывают дома о школе». Это К. Д., Н. Я. Родители этих школьников должны поддерживать и развивать стремление детей к учебе, интересоваться их учебной деятельностью, беседовать с ними о школьной жизни, помогать в выполнении домашних заданий. Если не проводить работу с детьми они могут потерять интерес к учению, изменить отношение к школе с положительного на отрицательное, что в дальнейшем приведет к плохой успеваемости и трудностям в обучении.
- учащихся, которые «хотели бы, чтобы у них был менее строгий учитель». Это К. Д., Зобова К., М. К., С. Д., Н. Я., Ш. С. Психологическая адаптация ребенка к школе определяется характером отношений между ним и учителем. Учитель для младшего школьника – высший авторитет, которому на правых порах уступает даже авторитет родителей. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. Общения с учителем может представлять трудность для ребенка. К началу обучения в школе в общении со взрослыми дети способны опираться на содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя. Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. В противном случае дети не смогут решать задачи не в силу отсутствия умения и навыков, а по причине недоразвитости их общения с взрослыми.
- учащихся, которые ответили, что «не всегда с радостью идут в школу». Это Б. Б., И. С., П. Е.Ученики с трудом приспосабливаются к правилам, установленным в общеобразовательном учреждении, тяжко привыкают к учебной деятельности. Если не проводить работу с детьми они могут потерять интерес к учению, изменить отношение к школе с положительного на отрицательное, что в дальнейшем приводит к трудностям в обучении, плохой успеваемости.
- учащихся, которые «хотели бы, чтобы не задавали домашних заданий» (Б. Б., П. Е., С. Д.), которым «нравиться, когда отменяют какие - нибудь уроки» (А. А., К. Д., И. С., К. Р., М. К., С. Д., Ш. С.). Это подтверждает данные о том, что для учащихся не характерно преобладание познавательных мотивов учения.
Предположение о том, что уровень социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка к школе, в ходе исследования подтвердилось. У детей, которые имеют низкий уровень психологической и социальной готовности к обучению, был выявлен низкий уровень мотивации и адаптации к обучению в школе. У младших школьников с высоким уровнем социальной и психологической готовности к обучению диагностирован высокий уровень мотивации учения, а также адаптации к обучению в общеобразовательном учреждении.
Заключение
В ходе проведенной работы было установлено, что успех социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка. Социально - психологическая готовность детей к школе отражает общий уровень развития ребенка, являясь сложным структурно - системным образованием. В связи с началом обучения в школе к детям младшего школьного возраста предъявляется ряд требований и задач. Результат решения этих новых, вставших перед ними задач, имеет большое влияние на дальнейшее обучение школьника и зависит от сформированности психологической сферы ребенка и его успешной социализации в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка, ряд психических черт и качеств, необходимых для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка, как многокомпонентное образование, состоит из мотивационной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. Психологически готовыми к принятию позиции школьника можно считать детей, у которых сформирована структура мотивов направленных на обучение. Для детей семи лет мотивация получения новых знаний является сильным стимулом к обучению. На данном этапе возникает опосредованный тип мотивации – основа произвольного поведения, что является необходимым для дальнейшего обучения ребенка. Положительная направленность ребенка к обучению в школе – это важнейшая предпосылка его успешной адаптации и принятие им соответствующих школьных требований. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка младшего школьного возраста начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить поставленную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Важным компонентом в интеллектуальной сфере ребенка является развитие таких функций как внимание, память и воображение. Интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе характеризуют дифференцированность восприятия, способность к произвольной концентрации внимания, умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать причинно - следственные связи между ними, рациональный подход к действительности, способность к логическому запоминанию, способность понимать и использовать вновь приобретенные знания, а также интерес к процессу обучения. Детям для обучения в школе необходимо уметь обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки и делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие и познавательная активность.
Под социальной адаптацией ребенка к обучению в школе понимаются адаптация в коллективе сверстников и готовность к принятию новых обязательств и правил. Потребность в уважении и признании взрослых, в общении со сверстниками формирует у ребенка потребность занять новую позицию в обществе – позицию школьника. Показателем социальной адаптации является то, в какой степени ребенок приспособлен к обучению, данным условиям и насколько его поведение, отношения в классе и семье соответствуют тем социальным нормам и правилам, принятым в социуме. К началу обучения в школе большинство детей начинают осознавать свое место среди других детей и взрослых, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации.
Список использованной литературы
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. – 2017. –№1.
- Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2015.
- Губин Б.В. Гальперин С.В., Бондарь Л.А. Планирование совершенствования управления в отраслях народного хозяйства. - М.: МНИИПУ, 2016.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2017. – 624 с.
- Захарова А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. СПб., 2015.
- Игорь Рачков. Еженедельная методич. газета для педагогов-психологов. №19 16-22 май 2016.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2015.
- Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2017. – 544 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2016. – 368 с.
- Лютова Е.К. Манина Т.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М : Генезис, 2015.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2016. – 752с.
- Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
- Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2015. – 208с.
- Новикова Е.В., Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 2015.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 2016.
- Программы психологической коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях/ Под ред. Н.О. Зиновьевой. СПб., 2017.
- Р.С. Немов. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.– 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2015 – Кн. 2.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2016.
- Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2017. – 335 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2015. – 397 с.
- Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия — М.: Изд-во Эксмо, 2016. — 672 с.
- Тревога и тревожность. Хрестоматия. / Сост. В.М. Асталов. – СПб., 2015.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2014. – 544 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2013. – 448 с.