Файл: Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность детей
1.1 Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста
1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Глава 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
Психологический облик вчерашних воспитанников детского сада стремительно меняется в период младшего школьного возраста. Ребенок на качественно новом уровне познает окружающий мир и самого себя, приобретает собственный опыт функционирования этом мире. Эти знания позволяют ему объективно воспринимать действительность и оперировать представлениями на произвольном уровне. В процессе развития и обучения школьник учится совершать определенные действия с внешними предметами и это способствует формированию новых способов умственных действий. Психологическая адаптация к школе необходима детям младшего школьного возраста в связи с тем, что они имеют низкий уровень сопротивляемости утомлению, а систематическое обучение в школе предполагает большие умственные и физические нагрузки. Кроме того, младшие школьники еще не обладают таким качеством как устойчивая работоспособность.
Суть психологической адаптации состоит в перестройке эмоционально – волевой, интеллектуальной и мотивационной сфер ребенка.
Аспекты психологической готовности ребенка к школе:
1. Мотивационная (личностная) готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
От личностной и интеллектуальной готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении зависит успешность его учебной деятельности и скорость адаптации к новой социальной ситуации. Кандидат психологических наук И. Ю. Кулагина в ходе исследований установила, что данные аспекты психологической готовности детей к школе способствуют безболезненному вхождению младших школьников в новую систему общественных отношений.
Сформированность внимания является обязательным условием для успешного обучения детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. В семь лет ребенок способен произвольно сосредоточиться на вещах, которые ему неинтересны. Однако концентрируя внимание на сложном материале, ученик может отвлечься на внешние впечатления. Это связано с преобладанием непроизвольного внимания в период младшего школьного возраста.
Первокласснику трудно произвольно переключать внимание с одного объекта на другой и адекватно распределять его. С ориентировкой во внешней среде, а также с эмоциональным отношением к ней связано состояние повышенного внимания. Развитие концентрации, объема и устойчивости внимания базируется на успешной психологической адаптации. Вследствие развития познавательных процессов и развивающей функции речи складываются элементы произвольности в управлении вниманием, в результате чего внимание становится опосредованным. Крайне важно развивать произвольное внимание ребенка в ходе учебной деятельности, так как данная функция обеспечивает процесс обучения. Для того чтобы успешно развивать произвольное внимание учеников необходимо контролировать процесс обучения. Свойства, способствующие росту внимания, создают индивидуальные варианты, развиваясь неодинаково. Это объясняется тем, что все дети внимательны в разной степени.
Одним из психических процессов, претерпевающих существенные изменения в младшем школьном возрасте, является память. В период младшего школьного возраста у ребенка активно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Бывший воспитанник детского сада находится на начальном этапе перехода от непроизвольного запоминания к произвольному. В шесть - семь лет ребенок уже начинает пользоваться различными приемами, предназначенными для повышения эффективности запоминания (ассоциативное и смысловое связывание материала, повторение), поэтому перед ним можно поставить цель, направленную на запоминание определенного материала. Интенсивное развитие произвольных форм запоминания и припоминания приводит к кардинальным изменениям в структуре памяти.
У первоклассников игра все еще преобладает над другими видами деятельности. В связи с этим дети лучше запоминают информацию, которая им наиболее интересна. Доктор психологических наук Е. Е. Кравцова убеждена в том, что любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. В процессе игры дети экспериментируют, устанавливают причинно – следственные связи и зависимости. В период младшего школьного возраста ребенок плавно переходит от игровой деятельности к учебной, устанавливает отношения и связи между предметами и явлениями, используя наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую форму мыслительной деятельности.
Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
Не стоит забывать о том, что тестирование позволяет оценить результативность средств и методов, используемых для интеллектуального развития ребенка.
Учебные исследования проводятся в рамках внеклассной, внешкольной работы и связаны с основным учебным процессом. Они ориентированы на закрепление, а также углубление знаний, навыков, умений, имеющихся у младших школьников. Данная работа направлена на развитие исследовательской, творческой активности детей и проводится индивидуально с каждым ребенком.
Исследование проводилось на базе Людиновской Общеобразовательной школы №2 Калужской области. Выборку составили 15 первоклассников. Из них 9 мальчиков (60%) и 6 девочек (40%). Возраст испытуемых: 6,5 – 7 лет. Самому старшему ребенку было 7 лет и 7 месяцев, самому младшему 6 лет и 9 месяцев.
Методика «Оценка уровня школьной мотивации».
Цель: определение уровня школьной мотивации.
Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:
1. учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;
2. анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.
Ход исследования: Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
- не очень;
- нравится;
- не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;
- бывает по - разному;
- иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
- не знаю;
- остался бы дома;
- пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
- точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.
9. У тебя в школе много друзей?
- мало;
- много;
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
Подсчитайте количество баллов по следующей схеме:
– 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: «Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?», ребенок дает ответ «Да»;
– 1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: «Не знаю» или «Бывает по- разному»;
– 0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе. Например, когда на вопрос: «Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?», ребенок отвечает отрицательно.
Интерпретация:
1) уровень – 25 - 30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п.
2) уровень – 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3) уровень 15 - 19 баллов - позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. В рисунках изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) уровень – 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему они также изображают игровые сюжеты, но непрямо они связаны со школой.
5) уровень - менее 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. 6-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервно - психические нарушения. Рисунок, как правило, не отвечает предложенной школьной тематике, отображает индивидуальные пристрастия ребенка.
Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок).
Цель: выявить отношение детей к школе.
Ход исследования: Детям раздали чистые листы формата А 4, а также простые карандаши и попросили их нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Обработка результатов заносится в таблицу 1.
Таблица 1- Результаты исследования
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
Уровень мотивации учения |
Уровень адаптации к обучению в школе |
Примечание |
|
1 |
А. А. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
Отмечает, что нравится, когда отменяют уроки. |
|
2 |
Б. Б. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Отмечает, что не с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. Хотел бы, чтобы не задавали домашнего задания. |
|
3 |
К. Д. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы, чтобы был менее строгий учитель. Нравиться, когда отменяют уроки, не часто рассказывают о школе родителям. |
|
4 |
П. Н. |
Высокий. Учебная мотивация |
Высокий |
Отмечает, что не нравятся одноклассники |
|
5 |
З. К. |
Высокий. Учебная мотивация |
Высокий |
Хотела бы, чтобы был менее строгий учитель. |
|
6 |
И. С. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки, не всегда с радостью идет в школу. |
|
7 |
К. Р. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Высокий |
Нравится, когда отменяют уроки. |
|
8 |
К. В. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
||
9 |
М. К. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки. Хотел бы, чтобы был менее строгий учитель. Отмечает, что не всегда с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. |
|
10 |
П. Е. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Хотела бы, чтобы был менее строгий учитель, не задавали домашних заданий. Отмечает, что не всегда с радостью идет в школу, не нравиться одноклассники. |
|
11 |
С. Д. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Средний |
Хотел бы, чтобы был менее строгий учитель, не задавали домашних заданий. Нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки. |
|
12 |
Ч. А. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Высокий |
||
13 |
Н. Я. |
Низкий. Преобладание игровой мотивации |
Средний |
Хотела бы, чтобы в школе остались только определенные предметы, чтобы был менее строгий учитель. Отмечает, что не часто рассказывает о школе дома, не много друзей в классе. |
|
14 |
Ш. Е. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Отмечает, что не много друзей в классе, не нравиться одноклассники. |
|
15 |
Ш. С. |
Средний. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе |
Средний |
Нравится, когда отменяют уроки, менее строгий учитель. |