Файл: Построение и анализ организационной структуры Муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночного механизма хозяйствования обусловило глубокие социально-экономические и организационные преобразования, требующие решения принципиально новых задач управления деятельностью предприятий и организаций. К таким задачам относится проблема исследования систем управления. В центр внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации предприятия в изменяющейся внешней среде. При этом меняется характер самого процесса управления. Оно приобретает все более творческий, креативный характер.

В этих условиях развитие и совершенствование деятельности предприятия должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует проведения всестороннего исследования процесса и системы управления. Исследование представляет собой важную составную часть менеджмента, без него невозможно эффективное управление предприятием. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Важное место в исследовании систем управления занимает исследование организационной структуры управления.

В данной курсовой работе речь пойдет о Муниципальном казенном учреждении "Центр социальной помощи семье и детям" (МКУ "Центр Семья"), на примере которого можно показать необходимость совершенствования структуры управления в современных условиях.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления организаций в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие организационной структуры управления и раскрыть ее основные элементы;
  2. Изучить основные модели организационных структур управления;
  3. Рассмотреть общую характеристику Муниципального казенного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" и проанализировать его организационную структуру;
  4. Разработать перспективы развития организационной структуры МКУ "Центр Семья".

Объектом исследования курсовой работы является Муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям".

Предмет исследования – система совершенствования организационной структуры управления организации.

Для решения поставленных задач и в курсовой работе использовались следующие методы исследования:


1. Теоретический анализ и обобщение литературы и периодических изданий;

2. Анализ нормативно-правовых актов и статистических данных;

3. Систематизация и обобщение материалов сети Internet.

При написании работы использовались как учебно-методические пособия, так и публикации отечественных авторов.

Структура представленной работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающий 21 источник информации и приложений. В первой главе, которая включает в себя три параграфа, рассматриваются теоретические аспекты организационных структур управления, а именно, понятие организационной структуры управления и ее основные элементы, модели, а также классификация организаций. Во второй главе анализируется организационная структура управления МКУ "Центр Семья". В частности, глава рассматривает общую характеристику учреждения, его организационная структура, а также перспективы развития организационной структуры.

1. Теоретические аспекты организационных структур управления

1.1. Понятие организационной структуры управления и ее основные элементы

Под структурой организации понимается ее внутреннее строение. Однако в связи с тем, что организация представляет собой сложное образование, состоящее из большого количества подсистем разной природы, ее внутреннее строение не так просто представить, как схему. В таких случаях, как правило, прибегают к выявлению структуры в нескольких сечениях или аспектах. Другими словами, структура организации — это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.[1]

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и сотрудников. Как правило, выделяют несколько отличительных особенностей структуры организаций:

  • степень разделения деятельности на различные функции или сложность;
  • степень заранее установленных правил и процедур или формализация;
  • соотношение централизации и децентрализации (количество уровней управления, на которых принимаются решения).[2]

Структура организации — схема взаимосвязей отделов, департаментов и других ее составных частей. Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:

  1. реальных взаимосвязей между конкретными людьми;
  2. политики руководства и методов управления;
  3. полномочий и функций работников.[3]

Основными элементами организационной структуры являются должности и структурные блоки, включающие в себя совокупность должностей определенной квалификации (департаменты, лаборатории, отделы и т.д.), и связи между ними.[4]

Исходя из этого, можем смело утверждать, что структурный подход к организации предусматривает, в первую очередь, описание: формальных и неформальных структур внутри организации; вопросов разделения труда; вопросов контроля; вопросов департаментализации.[5]

Рассмотрим более подробно каждый из вышеупомянутых аспектов:

  1. Формальные и неформальные структуры организации.

Формальная организация — это вид организации, в которой спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций. Структура формальной организации устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации, она определяет набор функций, позволяющих достигать цели организации. Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций — есть их исчерпывающее описание, определены процедуры выполнения.

В свою очередь, неформальная организация — вид организации, в которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закрепленного характера. Формируется такая организация на основе каких-либо общих интересов группы работников, вопросов личной безопасности и т. д.[6]

  1. Разделение труда в организации.

В теории менеджмента выделяется два типа разделения труда – вертикальное и горизонтальное. В первом случае, речь идет об управлении руководителем верхнего уровня деятельностью руководителей среднего и низшего уровня. Вертикальное разделение труда связано с иерархией управления в организации: чем больше ступеней иерархической лестницы, тем сложнее организация. (Приложение 1).

Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения его между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний, тем она сложнее. Горизонтальная специализация направлена, в первую очередь, на дифференциацию функций. (Приложение 2).[7]


  1. Система обеспечения контроля в организации.

Структурный подход к организации также требует рассмотрения модели контроля, предполагающей осуществление прямого контроля руководителем высшего уровня над руководителями среднего уровня (например, по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу). В свою очередь, руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, последние — над определенным числом исполнителей. Однако существует другой подход, подразумевающий сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю, что способствует возникновению структуры управления в виде высокой пирамиды с узким основанием.[8]

  1. Модель департаментализации, применяемая в организации.[9]

В интересах повышения эффективности управления организация разделяется на структурные блоки — отделы, службы, департаменты такой подход называется департаментализационным. В настоящее время теория организаций сформировала следующие пять видов подобных подходов:

  • Функциональная департаментализация, наиболее часто применяющаяся схема организации. Многие организации группируют работников в соответствии с функциями — производство, маркетинг, финансы, бухучет, сбыт, управление персоналом;
  • Территориальная департаментализация, часто встречающийся подход, при котором возникает необходимость создания группы на территориях, где за деятельность отвечает конкретный руководитель;[10]
  • Производственная департаментализация, возникающая с увеличением масштаба организации и подразумевающая создание производственных подразделений. Деятельность и персонал в них группируются по видам продукции и технологиям;
  • Проектная департаментализация, применяющаяся, когда персонал сосредоточен в подразделениях временно, под текущий проект.[11]

Таким образом, рассмотренные подходы к построению организаций, а именно — разделение труда, охват контролем и департаментализация свидетельствуют о взаимосвязи между структурой и моделью управления.

1.2. Модели организационных структур управления

Под графической моделью организационной структуры обычно понимается схематическое отображение ее структурных блоков и связей между ними. Неоспоримыми достоинствами графической модели являются простота построения и доступность понимания. Есть у нее, однако, и серьезные недостатки: во-первых, она статична, в ней отражаются устойчивые связи, возникающие в процессе функционирования организации. Такая модель быстро устаревает, жизнь же требует оперативного внесения определенных дополнений и изменений в структуру организации, что, однако, не делается. Во-вторых, в этих моделях организационных структур не отражаются неформальные отношения, что снижает их практическую значимость.[12]


Исторически первой считается общинная модель, появившаяся еще в Средние века на предприятиях, где не было четкого разделения функций, и главная роль отводилась партнерству и мастерству. [13]

По мере развития общества и с появлением мануфактур и ремесленных предприятий возникла двухуровневая модель, где главную роль стал играть управляющий, который сосредоточил в своих руках власть и выполнял все управленческие функции. Сейчас такой руководитель называется линейным, а структура организации — линейной организационной структурой управления. (Приложение 3).[14]

Усложнение организаций и увеличение численности сотрудников способствовали возникновению специальных служб, получившие название функциональных. Использование таких служб, непосредственно подчиненных руководителю, позволило увеличить объем контроля, более квалифицированно осуществлять управление. Такая модель получила название линейно-функциональной организационной структуры управления. (Приложение 4).[15]

Однако с развитием специализации и усложнением организаций функциональные службы стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением их роли прежние четкие и простые взаимоотношения между линейным руководителем и ними стали невозможными. Появились модернизированные организационные структуры управления: линейно-функционально-штабные, шахтные и дивизиональные. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Линейно-функционально-штабная организационная структура управления отличается наличием особого структурного подразделения — штаба, который выполняет роль мозгового центра организации, обрабатывая и обобщая всю информацию, поступающую с нижних уровней управления организации и из внешней среды.

В задачи штаба входит обеспечение руководства организации обобщенной информацией, аналитическими обзорами, подготовка проектов решений, прогнозирование ситуации, а также осуществление многих других функций, которые первый руководитель ему делегирует. (Приложение 5).[16]

Шахтная организационная структура управления представляет собой линейно-функциональную структуру, где одноименные функциональные службы находятся на всех уровнях управления. Такое построение целесообразно для больших организаций, представляющих собой многоуровневые иерархические пирамиды. (Приложение 6).[17]