Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие эмоций, их функции
1.2 Формы и виды эмоциональных процессов
1.4 Подходы к изучению невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности
2.2 Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Изучение эмоциональной сферы детей при помощи графической методики «Кактус»
Когда накопились данные о существовании огромного круга психических и физиологических реакций, которые схожи при положительных и отрицательных эмоциональных переживаниях, иначе говоря, о том, что неспецифичность проявлений стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями, тогда под «эмоциональным стрессом» стали понимать круг изменений психических проявлений, которые сопровождаются неспецифическими изменениями электрофизиологических, биохимических коррелятов стресса и так далее[14].
Психологический стресс относится к психическим состояниям, под которыми подразумевают целостное своеобразие всех процессов, происходящих в данный момент или за определенный отрезок времени в человеческой психике. А.М. Столяренко считает, что не стоит сводить психологический стресс только к эмоциональной реакции. Эмоция – это только одна из характеристик психической деятельности, которая всегда носит целостный характер и включает познавательные, мотивационные, психомоторные и волевые компоненты. Таким образом, термины «психологический стресс» и «эмоциональный стресс» не корректно соотносят друг с другом, понимая, что психологический стресс – это психологическая реакция на ситуацию.
Психологический стресс, в отличие от физиологического, намного больше зависит от индивидуальных психологических особенностей, а его характеристики однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса в большой мере зависит от осознания человеком своей ответственности за окружающих, за самого себя, за происходящее в экстремальных ситуациях, от психологической установки на какую-либо свою роль. Л.А. Китаев-Смык считает, что можно выделить 3 типа отношения человека при стрессе к себе[18].
1-ый тип – это отношение человека к себе как к «жертве» экстремальных условий, оно усиливает дистресс.
2-ой тип сочетает отношение к себе как к «ценности» с отношением к себе как к «жертве». Этот тип присущ опытным испытуемым, которые работают в экстремальных условиях, для летчиков-испытателей, для спортсменов высокого класса и так далее. Такое отношение к себе можно наблюдать также у людей, которые в критических условиях сохраняют чувство своего собственного достоинства. Данный тип отношения при стрессе к себе более характерен людям зрелого возраста.
3-ий тип сочетает в себе 2 предыдущих типа с сопоставлением проявлений стресса у других и у себя, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Оно наблюдается у лиц, которые изучают стресс, у себя, у ответственных за экстремальную ситуацию и участвующих в ней. При этом роль ответственности за самого себя возрастает, что способствует снижению значения представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. В том случае если социальная ответственность субъекта мала, то вид страдания или панические действия других людей могут усилить у него аналогичные проявления[17].
Психологический стресс – это особое психическое состояние, которое характеризуется неспецифическими изменениями активности человеческой психики, выражающими ее мобилизацию и организацию в связи с появившимися повышенными требованиями новой ситуации.
Психологический стресс не идентичен физиологическому стрессу, так как он обладает своими психологическими особенностями, может самостоятельно возникать, а также изменять и инициировать физиологический стресс.
1.4 Подходы к изучению невербальных проявлений эмоциональных состояний
В процессе общения эмоции могут передаваться по всем его каналам: вербально и невербально. Благодаря тому, что человек в процессе коммуникации воспринимает эмоции собеседника, а также транслируем ему свое эмоциональное состояние, происходит понимание собеседника, контроль за происходящей коммуникацией, становится понятна реакция другого человека на наше высказывание и т.д.
Вербальное общение по-другому называется знаковым, так как осуществляется при помощи слов. То есть основное средство вербального общения – это человеческая речь [4].
Речь человека может быть устной (разговор) или письменной и реализуется посредством языка.
Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения
Язык используется в самых разных функциях:
• Коммуникативная. Язык представляет собой главное средство общения людей между собой.
• Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основная часть информации об окружающем нас мире мы получаем посредством языка.
• Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек удерживает в сознании или в виде различных записей (дневники, письма, конспекты и т.д.), которые тоже осуществляются при помощи письменного языка.
• Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. В процессе общения человек облекает свои мысли в слова и преподносит их собеседнику, причем выстраивает свою речь, подчиняясь правилам и конструктам определенного языка
• Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. При обращении к незнакомому человеку мы используем конкретные фразы, обращаясь к нему устно или письменно. Также язык используется для возобновления контакта (в процессе общения между людьми был какой-то перерыв, однако они вновь встречаются и продолжают общение).
• Этническая. Язык как средство объединения народа. Язык является признаком принадлежности к определенному народу, национальности. Некоторые языки считаются «мертвыми», так как на них никто уже не говорит, но ученые стараются сохранить их.
• Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит.
Остановимся на последней функции более подробно[2].
Итак, человек может рассказать собеседнику о своих переживаниях, настроении, чувствах. В каждом языке есть много слов, обозначающих тонкие оттенки эмоциональных переживаний и состояний человека: «взволнованный», «напряженный», «легкая грусть», «легкое сожаление», «чрезмерная тревожность» и т.д. Когда мы рассказываем о своем эмоциональном состоянии другому человеку, мы надеемся на понимание и принятие [11].
В этом случае становится важным наличие у собеседника определенных личностных качеств, которые бы способствовали восприятию и пониманию эмоций другого. К таким качествам в первую очередь относится эмпатия.
Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – в чувствование в переживания другого человека. Эмпатия дает возможность как бы встать на место собеседника и окунуться в его переживания, благодаря чему происходит понимание его поведения, поступков, убеждений и т.д.
Однако, несмотря на то, что язык любой народности несет в себе огромное количество слов, обозначающих эмоции и эмоциональные переживания человека, несмотря на то, что в минуту человек может воспроизвести очень много слов в процессе общения, иногда мы можем понять эмоциональные переживания собеседника и без слов.
Это происходит потому, что эмоции передаются не только при помощи слов, то есть посредством вербального общения. Наибольший поток информации мы получаем через невербальный канал общения.
При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). ученые утверждают, что именно через этот канал мы получаем основной поток информации от собеседника (до 80 % от общей полученной информации), причем зачастую именно через невербальный канал мы понимаем истинные намерения, мотивы, мысли и эмоции другого человека [14].
К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.
Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов считается самым древним языком. Благодаря жестам стираются языковые границы, происходит установление контакта, понимание потребностей другого человека. Сегодня язык жестов активно добавляет общение на вербальном уровне, усиливая определенные слова, вкладывая в них дополнительный смысл и т.д.
В процессе исторического развития сформировались так называемые интернациональные жесты, то есть жесты, одинаково понимаемые большинством народов.
А. Пиз, исследуя невербальные средства общения, придавал жестам в процессе общения значимое место. Жесты подтверждают или опровергают вербальный посыл человека. Благодаря жестам можно понять, правду говорит человек, или старается что-то скрыть (например, открытые ладони всегда воспринимаются как открытость, честность, чистота намерений, а спрятанные ладони за спиной как стремление что-то скрыть, обмануть, утаить) [6].
Жесты очень хорошо демонстрируют эмоциональное состояние человека (сжатые ладони в кулаки свидетельствуют о сдерживаемой агрессии, трясущиеся руки – о волнении, скрещенные на груди – о стремлении закрыться от собеседника и т.д.).
Причем, если речь человек может контролировать достаточно хорошо (подбирает слова, тщательно выстраивает предложения), то жесты поддаются контролю достаточно меньше, так как являются посылом бессознательного.
Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.
В процессе речи каждое слово человека сопровождается мимикой, а когда человек молчит, мимика отражает его мысли. Поэтому очень важно в процессе общения видеть собеседника.
По так называемым мимическим морщинам можно определить, склонен человек к пессимизму или он оптимист (если морщинки имеют направленность вниз, то это пессимист, если морщинки как бы образуют солнечные лучи – это оптимист).
Если человек имеет определенные заболевания, связанные с тем, что наступает парез или паралич мимических мышц, мимическая деятельность нарушается, что может привести даже в барьерам в общении. Так, если собеседник рассказывает что-то, что его очень радует, а другой человек воспринимает информацию с «каменным лицом» из-за того, что мимическая деятельность нарушена, то у первого собеседника может сложиться впечатление, что его новости не вызывают отклика. Результатом такого общения может быть обида или даже разрыв отношений[5].
Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
По мнению А. Пиза, все тело человека несет в себе подробную информацию о его внутреннем эмоциональном состоянии, о его истинных намерениях, надо только уметь считывать эту бессознательную информацию.
Как уже отмечалось, в зависимости от того, какой канал восприятия является у человека ведущим (зрение, слух или ощущения), он обладает определенными особенностями проявления эмоций на невербальном уровне.
Таким образом, выражение эмоций в процессе общения происходит как на вербальном уровне, когда мы напрямую говорим собеседнику о своих чувствах и переживаниях, так и на невербальном уровне, когда через характеристики голоса, нашу мимику, жесты и пантомимику собеседник понимает наши эмоциональные переживания, даже если мы порой хотим их от него скрыть.
Наиболее полную и ценную информацию о эмоциональном состоянии человека несет именно невербальный канал коммуникации, так как именно на этом уровне происходит проявление бессознательных переживаний и порывов человека, истинных, не обработанных сознанием.
Умея «читать человека, как раскрытую книгу» (так говорил А. Пиз), мы можем понять его мысли и поступки, верно оценить его поведение и настроение, выявить истинные мотивы и намерения и, следовательно, выстраивать более эффективную для всех сторон коммуникацию [21].
Исходя из многочисленных работ в области психологии и философии языка, можно синтезировать две основные исходные позиции: первая — невербальная коммуникация не может осуществляться вне форм естественного языка; вторая — невербальная коммуникация есть принципиально иная материя, нежели вербальные языковые формы, и поэтому может существовать в полной независимости от естественного языка. Наряду с возможностью существования данных полярных точек зрения на невербальные средства выражения смысла не подлежит сомнению, что язык и мышление находятся в тесной связи, также как аналогичною связь устанавливают невербальные средства коммуникации и мышление. Однако абсолютная аналогия подходов к решению вопросов о связи языка и мышления, мышления и невербальных средств, что представляется нам интересным для выявления отношений вербальных и невербальных форм общения, — невозможна.
Особенный интерес для нас представляет идея В.З. Панфилова об этнической составляющей оговариваемой проблематики, что приводит к необходимости еще большей дифференциации знаковых систем, в частности — языка и невербальных средств выражения смысла [20]. В связи с этим возникает вопрос о том, как совместить с положением о единстве языка и мышления то обстоятельство, что, с психологической точки зрения, мышление имеет общечеловеческий характер, а язык — национальны? Наряду с этим невербальные средства коммуникации, как и речь, имеют ярко выраженный «национальный», а точнее, — региональный характер. Возникает еще один вопрос: каким образом реализуется тройственная связь мышления, языка/речи и невербальных средств выражения смысла?