Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- оптимизм – кактусы, изображённые в ярких цветовых оттенках, «радостные кактусы»;

- тревога - в рисунке больше тёмного цвета, присутствует внутренняя штриховка;

- женственность - в рисунке присутствуют украшения, цветы, рисунок наполнен мягкими линиями и формами;

- экстравертированность - в рисунке наличие других кактусов или цветов;

- интровертированность - на изображении один кактус;

- нужда в защите, наличие чувства семейной общности - в рисунке присутствует цветочный горшок, ребёнок изображает кактус как комнатное растение;

- наличие чувства одиночества - кактус изображён как дикорастущие растение, «пустынные» кактусы.

Оценка результатов.

3 балла (высокий уровень). В рисунках детей присутствуют рисунки светлых оттенков, изображены «радостные кактусы», присутствуют разного рода украшения. Отсутствуют признаки тревожности и агрессии, то есть, в рисунках нет изображений сильно торчащих иголок, дикорастущих кактусов. Словесный опрос детей показывает, что их кактусы добрые, домашние и имеют много друзей.

2 балла (средний уровень). Рисунки детей носят менее активный и радостный характер. Кактусы изображены более тёмных оттенков, наличие множественной штриховки. Признаки агрессии носят не выраженный характер. Присутствует в рисунках сильный нажим. Словесное описание носит нейтральный характер.

1 балл (низкий уровень). В рисунках детей выражены явные признаки тревожности и агрессии (наличие множества длинных иголок, присутствие сильной штриховки). Рисунок изображён маленьких размеров. Кактус рисуется одиноким и неприметным. Словесное описание носит тревожный, агрессивный характер. Ребёнок отказался рисовать или рисует на другую тему.

В ходе проведения методики «Кактус» были выявлены высокие результаты у 20% (2 ребёнка: Мария И., Лиза К.). Дети в своих рисунках изобразили кактусы с маленьким количеством иголок, на самих растениях были изображены цветы и бантики, также Лиза К. изобразила кактус с радостным лицом. Признаками отсутствия тревожности в работах детей свидетельствовало изображение других объектов: цветов, горшка, солнышка, людей, что свидетельствует о спокойном внутреннем состоянии и желании общаться. Описание своих рисунков носило радостный, спокойный характер, отмечалась семейная общность. Наличие агрессии явно отсутствовало.

60% показали средний уровень выполнения рисунка (6 детей: Вика В., Настя З., Пётр И., Гена К., Андрей С., Данил Д.). Рисунки детей и их словесное описание носило нейтральный характер. Кактусы были изображены с иголками в одиночестве, но описание было не тревожным и не агрессивным. Растение могло быть изображено в одиночестве, но формы были мягкие и спокойные. На некоторых рисунках отсутствовали горшки и дополнительные персонажи. Цветовая гамма в изображении этих детей была нейтральная.


Низкий уровень показали (20%) из общей выборки (2 ребёнка: Роман А., Кирилл А). Роман А. показал отказные реакции. Кирилл А. на рисунке изобразил кактус очень маленьких размеров и длинными иголками. На вопросы ребёнок отвечал, что кактус растёт один, у него нет друзей, и он кусается. Рисунок Кирилла А. был одноцветным без дополнительных деталей, рисовал он его простым карандашом.

Количественные результаты диагностического задания констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты методики «Кактус» (автор М.А. Панфилова)

Таким образом, в ходе проведения методики «Кактус» были выявлены 2 ребёнка (20%) имеющие признаки тревожности и агрессии. Остальные 8 детей (80%) показали, что реакции их эмоционально стабильные и отсутствуют признаки агрессии и тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человека, зачастую, можно понять по его невербальному поведению – это мимика, жесты, поза и т.д. В процессе общения, люди основное свое внимание обращают на невербальные проявления собеседника, именно они выступают показателем индивидно-личностных эмоций человека.

Невербальные средства общения человека – это такие, которые сигнализируют об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия собеседников. Они находят выражение в одежде, прическе, мимике, жестах, занимаемой позе человека. Умелое распознание и понятие их служит наивысшей степенью взаимопонимания в диалоге, ведь они позволяют понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества партнера

В течение всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки, о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Мной было проведено исследование на базе ДОУ №23, г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Методикой исследования стала «Кактус» (автор М.А. Панфилова), целью которой было выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. В ходе проведения методики «Кактус» были выявлены 2 ребёнка (20%) имеющие признаки тревожности и агрессии. Остальные 8 детей (80%) показали, что реакции их эмоционально стабильные и отсутствуют признаки агрессии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабанова Е.Д. Психология управления эмоциями / Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 322-354
  2. Валун О.К. Смешанные эмоции (конвергенция эмоций) / В сборнике: EurasiaScience Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 3-4.
  3. Гох О.В. Управление эмоциями виртуального собеседника посредством графических пиктограмм / Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2011. № 9 (14). С. 221-223.
  4. Грейдина Н. Л. Эмоциональный аспект в невербальной речи / Вестник Пятигорского государственного университета. 2012. № 2. С. 156-158.
  5. Загидуллина Д.Н. Управление эмоциями / В сборнике: Материалы студенческого научного кружка «Человек. Общество. Современность» Москва, 2016. С. 123-124.
  6. Кармышева О.Е. Конспект открытого мероприятия. тренинг «управление эмоциями в конфликте» / Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 138-141.
  7. Карпова Ю.А Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения / Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4. С. 73-89.
  8. Ковалев А.Г. Психология. Учебное пособие для педагогических институтов/под ред. А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина — М.: Издательство «Просвещение», 2014.
  9. Крюкова Е.А. Управление эмоциями как фактор эффективного менеджмента / Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. С. 1937-1948.
  10. Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Феномен сензитивности к эмоциям разной модальности / В сборнике: Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. 2013. С. 123-130.
  11. Мужичкова Ю.Е., Шевалдина К.В. Эмоциональный интеллект как основа эффективного делового общения будущего финансиста / В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ. Тула, 2012. С. 70-80.
  12. Назаренко Е.А. Управление эмоциями в процессе взаимодействия руководителя и подчиненного офиса / В сборнике: Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме // Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 284-286.
  13. Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г. Невербальные формы выражения эмоций в межкультурной коммуникации / В сборнике: Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Константинов; Пензенский государственный университет. 2015. С. 493-501.
  14. Пиотровская Л.А. «Язык выражения» VS «Язык описания» эмоций / В сборнике: Слово. Словарь. Словесность: Экология языка Материалы Всероссийской конференции. К 250-летию со дня рождения А.С. Шишкова. 2012. С. 101-103.
  15. Пиотровская Л.А. «Язык описания эмоций» и «язык выражения эмоций»: новое решение старой проблемы / В сборнике: Язык и эмоции: номинативные и коммуникативные аспекты сборник научных трудов к юбилею Виктора Ивановича Шаховского. Волгоградский государственный педагогический университет, Научно-исследовательская лаборатория «Язык и личность», Институт социально-экономических и гуманитарных исследований ВолГУ. Волгоград, 2014. С. 74-85
  16. Пиотровская Л.А. Эмоции в языке и речевой деятельности: описание, выражение и отражение эмоций / Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 776-781.
  17. Пьянкова Т.С. Вербальные и невербальные формулы выражения прощания в русскоязычной практике / Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2012. № 5. С. 161-163.
  18. Розалиев В.Л. Построение модели эмоций по речи человека / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 9 (35). С. 65-68.
  19. Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 157-158.
  20. Чеботарева С.А., Холдеева Е.Ю. Невербальные способы выражения чувств и эмоций у мужчин и женщин (на материале английского языка) / Молодежный вестник ИрГТУ. 2015. № 4. С. 71.
  21. Шунейко А.А., Овчинников В.И. Эмоции как объект исследования / Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 2. С. 41-43.