Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие эмоций, их функции
1.2 Формы и виды эмоциональных процессов
1.4 Подходы к изучению невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности
2.2 Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Изучение эмоциональной сферы детей при помощи графической методики «Кактус»
Важное значение в разработке данных вопросов имеет работа Л.С. Выготского «Мышление и речь», в которой ученый утверждает, что мышление, речь и невербальные средства выражения смысла имеют различные корни, но это не является основанием для отрицания тесной связи между ними [4].
Суммируя точки зрения указанных авторов, можно сделать следующие выводы, касающиеся невербальных средств коммуникации:
— в развитии мышления и невербальных средств общения имеются различные эволюционные корни того и другого процесса;
— в развитии невербальных средств коммуникации можно выделить «до-интеллектуальную стадию» (термин Л.С. Выготского) так же, как и в развитии мышления — стадию, которая не соотносится с невербальными средствами выражения смысла [4];
— до определенного момента и то и другое развитие идет по различным линиям, независимо одно от другого;
— в определенном стадиальном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление коррелирует с невербальными средствами коммуникации, которые, в свою очередь, становятся интеллектуальными;
— с этого же момента, по мере роста автоматизма владения традиционным жестом, линии развития мышления и невербальных средств коммуникации расходятся.
При развитом мышлении кодирование невербального сообщения проходит сложный путь от мысли к жестикуляции. Он начинается с возникновения мотива, рождающего потребность что-либо передать другому человеку, мотив воплощается в замысле или мысли, которая представляет собой лишь самую общую схему невербального сообщения. Уже оформившаяся мысль, оречевляясь с помощью механизма внутренней речи, перекодируется в невербальную структуру будущей жестикуляции, которая далее разворачивается в собственно невербальное сообщение.
Можно сказать, что внутренняя речь отличается от невербального сообщения не по природе, а по степени, и дело здесь не в физической манипуляции руками и телом, это не причина, а следствие, вытекающее из природы внутренней речи. Жестикуляция есть процесс превращения мысли в жесты, ее материализация. Из этого утверждения вытекает структура внутренней речи со всеми ее отличиями от структуры жестикуляции. Как пишет Л.С. Выготский, «внутренняя речь есть мышление чистыми значениями» [1].
Развитие познавательных процессов осуществляется само по себе, а развитие невербальных средств коммуникации следует за ним и отражает его. Необходимо также отметить, что невербальные средства коммуникации часто опосредуют внутреннюю и внешнюю речь. Так, существует целый ряд мыслительных процессов, которые можно назвать доязыковыми и неязыковыми. Например, многим известен процесс поиска «нужного» слова или наиболее подходящего способа выразить свою мысль. Часто данный процесс сопровождается жестикуляцией, поэтому можно сказать, что в определенной степени жест первичен по отношению к слову.
Ф. Кайнц, посвятивший свой многотомный труд исследованию проблемы отношений мышления и речи, отмечает, что прежде чем человек начинает говорить, смысл должен быть уже добыт мышлением, должен уже существовать, и только в звучащем языке этот смысл получает свое полное воплощение. То же можно сказать и о зарождении жеста.
Человеческое сознание обладает таким свойством, что любая мысль не привязана навсегда к какой-либо форме выражения, будь то языковая или невербальная формы. Для выражения мысли, в том числе сложных мыслей, или для ее идентификации достаточно самой минимальной невербальной формы, чтобы выразить свою мысль в целом. Особенно это характерно для ситуаций, когда коммуниканты обладают полным знанием этнической системы жестикуляции и находятся в контексте сложившейся ситуации. Именно поэтому невербальная коммуникация часто «экономнее» вербальной.
Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что жестикуляция как разновидность невербальных средств коммуникации, как правило, сопровождается процессом мышления, реже — внутренней речью, но обратное обязательно далеко не всегда. Мысль и жест — явления взаимозависимые и в то же время — автономные[7].
Уметь понимать особенности проявления эмоций на невербальном уровне в процессе коммуникации дает возможность избежать многих противоречий и конфликтов, обеспечивает истинное понимание мотивов и потребностей собеседника, установить более тесные контакты при взаимодействии, повысить продуктивность деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ
2.1 Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности
В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность - это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств [10].
Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др. [10].
Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмоциям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны сильные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спокойны и сдержанны в эмоциональном плане.
Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.
Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко создает трудности в общении, препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном общении. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повышения коммуникативной компетентности, например, включены специальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах общения[9].
Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устойчивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздражитель [3].
Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижают ее эффективность. Человек может сохранять контроль над своими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от психологических факторов. К первым относятся свойства нервной системы, ко вторым - сложные механизмы саморегуляции и контроля поведения, формируемые в процессе воспитания личности.
Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит сложная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления [1]. С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению.
Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно сосредоточено прямо на них [4]. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями [4]. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.
Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышенная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспособность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают более низкие результаты при выполнении ответственных контрольных работ или на экзаменах.
Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности. Эмоциональная устойчивость является необходимым условием успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности. Но при этом эмоции оказывают непосредственное влияние и на работоспособность человека.
2.2 Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью
Работоспособность — это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.
Можно выделить следующие стадии работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный «порыв».
В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей организации процесса деятельности.
К. Маркс писал, что труд — это прежде всего процесс, совершающийся между человеком И природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек, имеющий хорошее здоровье. Для того чтобы трудиться, человек должен иметь: средства производства, т.е. орудия труда; условия труда (дороги, здания, рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и самоутверждение личности. Таким образом, труд — это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы.
Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность — все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе[15].
Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание. Таким образом, все — и здоровье и творчество — зависит от самого человека.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Изучение эмоциональной сферы детей при помощи графической методики «Кактус»
Исследование проводилось на базе ДОУ №23, г. Санкт-Петербург. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.
Методика исследования: «Кактус» (автор М.А. Панфилова)
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Технологи реализации. Ребёнку предлагается на листе бумаги формата (А4) нарисовать кактус так как он его себе представляет. Дополнительные объяснения и вопросы не допускаются. Рисование ребёнка во времени не ограничивается. В ходе завершения рисования с ребёнком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию полученных результатов:
1. Какой твой кактус домашний или дикий?
2. Можно его потрогать? Он колется? Сильно?
3. Твоему кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Твой кактус растет один или с растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
В рисунках детей мы будем делать акцент на таких качествах как:
- агрессия - присутствие в рисунке иголок. Торчащие сильно, длинные, близко расположенные друг от друга иголки;
- импульсивность - линии отрывисты и с сильным нажимом;
- зависимость - рисунок маленьких размеров в низу листа;
- скрытность, осторожность - по контору и внутри кактуса расположены зигзаги;