Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональное состояние формирует настроение, которое продолжительное время окрашивает психический процесс, определяющий направленность субъекта и его отношение к явлениям, событиям, людям, окружающим его. Различные чувства, эмоциональные и психические состояния могут стать доминирующими и ведущими, а впоследствии оказывать сильное влияние на формирование характера человека.

Основные виды эмоциональных реакций[21]:

1. Аффект. Самый мощный вид эмоций. В целом, аффекты представляют собой очень и интенсивные и кратковременные эмоциональные вспышки. Данная реакция охватывает психику индивида в полном объеме, таким образом соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Особенность данной эмоциональной реакции состоит в том, что аффект заставляет человека выполнить какое-либо действие, при этом у последнего теряется чувство реальности, из-за чего он не может адекватно оценить данную деятельность. Объяснение данного явления состоит в том, что при аффекте наступает столь сильное эмоциональное возбуждение, которое обычно переходит уже в двигательное возбуждение. Так, могут совершаться различные неосознаваемые действия. Иногда возникает и противоположная реакция – реакция оцепенения.

Другой особенностью аффекта является изменения функционирования психических процессов. Например, переключение внимания становится крайне низким из-за того, что происходит сосредоточения на предмете, вызывающем столь сильную эмоциональную реакцию. Все остальные раздражители теряют свою силу[3].

Ситуации возникновения аффектов:

• Стихийные бедствия

• Технологические катастрофы

• Смерть близких и др.

Примеры аффектов:

• гнев,

• ярость,

• ужас,

• бурная радость,

• горе,

• отчаяние.

2. Эмоции. Отличия от аффектов:

• длительность (эмоции гораздо более длительные состояния)

• особенности реакции (эмоции рассматриваются как реакция на прошлые, настоящие, реальные и нереальные события).

Выделяют основные эмоции:

• радость (положительное эмоциональное состояние; связано с удовлетворением актуальной потребности);

• удивление (эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства);

• страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей);


• гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности);

• отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами;

• презрение;

• страх (отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности);

• стыд (отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике)[9].

3. Чувства. Эмоции носят характер ориентировочной реакции. Это значит, что они содержат в себе лишь первичную информацию о чем-либо. Они также могут быть осознаваемыми и недостаточно осознаваемыми. В противовес им, чувства обычно более конкретны и глубоки.

Виды чувств:

• нравственные, чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

К нравственным чувствам относят

1. чувство долга,

2. гуманность,

3. доброжелательность,

4. любовь,

5. дружбу,

6. патриотизм,

7. сочувствие и др.

К аморальным можно отнести:

1. жадность,

2. эгоизм,

3. жестокость и др.

Следует также отметить, что в разных культурах существует различная трактовка морали.

- эстетические - эмоциональное отношение человека к прекрасному в любой области реальности.

- интеллектуальные переживания возникают в процессе познавательной деятельности человека.

4. Настроение. Настроение, несомненно, самое длительное из эмоциональных реакций. Однако оно слабое по интенсивности. Специфика настроений – это создание общего эмоционального фона.

Некоторые виды настроения:

• радостное/печальное,

• веселое/угнетенное,

• бодрое/подавленное,

• спокойное/раздраженное и др.

Настроение, несомненно, зависит от многих факторов. Перечислим основные из них:

• состояние здоровья,

• особенности работы желез внутренней секреции,

• тонуса нервной системы.

Классификация эмоций

1. По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд),

2. По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.

3. По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.

4. По степени мобилизации организма: стенические и астенические.


В повседневности чувства и эмоции сигнализируют человеку о воздействии на него внешней среды, они, таким образом, свидетельствуют о процессах, происходящих в его организме. Бывает, что эмоции могут выступать и в качестве какого-либо заболевания, которое сопровождают они. На поведение людей и познавательную активность эмоции и чувства оказывают огромное влияние. К. Изард отмечал, что эмоции или другие мотивационные состояния могут влиять на восприятие. Для человека, чем-либо обрадованного, характерен взгляд на мир через «розовые очки», в то время как опечаленный или страдающий человек будет все интерпретировать критически. Субъект в состоянии страха видит лишь пугающие его объекты (эффект «суженного» зрения), а в состоянии гнева появляются только «сердитые мысли»[10].

Если возникают какие-либо ситуации, имеющие характер неопределенный и внутренне противоречивый, человек может испытать некоторое амбивалентное (т. е. двойственное) эмоциональное состояние, чувство, вызывающее повышенную тревожность и озабоченность. В этом случае вспоминается известный роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где следователь Порфирий Петрович умышленно оставлял в подобном состоянии Раскольникова, не желая его «психологически определять и успокаивать».

Если человек переживает сильное эмоциональное состояние, то это отражается в его эндокринной, нервной, сердечно-сосудиствой системе, в психомоторике, речи, выражении лица и в манере поведения. Так же это во многом и с вегетативной нервной системой, которая влияет на частоту пульса, функционирование внутренних органов, ритм дыхания, артериальное давление, интенсивность потоотделения и т. д.

Эмоциональное состояние играет большую роль в развитии межличностных отношений прокурора, следователя, защитника и судьи с разными участниками судопроизводства, при установлении и ними психологического контакта.

1.3 Характеристика стресса

Впервые определение стресса было дано канадским физиологом Гансом Селье. Согласно его пониманию, стрессом называется все, что преждевременно приводит к появлению старения или болезней. Стресс в переводе с английского означает «напряжение, давление, нажим». В то же время по энциклопедическому словарю стресс толкуется как совокупность физиологических защитных реакций, которые возникают в организме человека (или животного) в результате воздействия на него стрессоров (неблагоприятных факторов) [15].


Согласно теории Ганса Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз:

- импульс;

- стресс;

- адаптация.

То же самое можно сказать другими словами, если стресс наступает, то стрессовое состояние вскоре пойдет на убыль, так как человек в любом случае начинает успокаиваться. Если же этап адаптации нарушается или же отсутствует вообще, то возможно возникновение различных расстройств или психосоматических заболеваний.

Итак, стресс – это часто встречающееся, обычное явление. Во все времена человек данное состояние испытывал, например, некоторые во время выступления перед большой публикой могут испытывать дискомфорт, ощущение пустоты в глубине желудка, или же перед важнейшим событием ощущать повышенную раздражительность, бессонницу. Незначительные стрессы неизбежны и не наносят никакого вреда организму. Для человека проблемы могут появиться в результате чрезмерного, продолжительного стресса. Необходимо понимать, что стресс от жизненной деятельности человека неотъемлем, но нужно различать степень стресса допустимую и степень стресса повышенную. Нулевой стресс практически невозможен.

Физиологический стресс

В 30-50-е гг. 20 в. Г. Селье разработал физиологическую теорию стресса. Ее основное положение гласит, что стресс это неспецифический ответ организма на любое требование предъявляемое ему. Г. Селье назвал стресс, который положительно сказывается на активности организма эустрессом. Воздействия и сильные требования ситуации сопровождаются возникновением дистресса, который ухудшает поведение и состояние человека.

Физиологический стресс является природным защитным механизмом, стереотипной реакцией человеческого организма на какой-либо тип воздействий. При этом в организме происходят такие изменения, как усиление кровообращения, учащение, углубление дыхания, сдвиг в обмене веществ, напряжение мышц, преобладание процессов метаболизма и так далее[13].

В физиологической адаптации, иначе говоря, в приспособлении к стрессу, выделяют 3стадии:

-стадия тревоги – экстренная мобилизация защитных функций организма;

-стадия истощения – возникновение дезадаптации, спад сил;

-стадия сопротивляемости – устойчивое поддержание достигнутого уровня адаптированности.

Сегодня под стрессом подразумевается состояние, которое вызвано чрезмерно сильным воздействием на организм. Стресс вызывают стрессовые ситуации, к которым относятся все нервно-психические и физические нагрузки, к ним относится перегрев и охлаждение, тяжелая работа, недостаток кислорода заболевания, гипогликемия, раны, операции, внезапный испуг, шумовое воздействие, беспокойство, гнев и боль.


Известно, что большинство повреждающих эффектов сильного воздействия обусловлены не стрессором, а реакцией на него человека. Стресс – это функциональное состояние организма, которое характеризуется сдвигами в деятельности нейрофизиологических систем всех уровней: от психических процессов до гормоносекреции.

Стресс, возникающий у некоторых людей в экспериментальных ситуациях, выражается в дезорганизации поведения и интеллектуальных процессов. Исследование природы состояния стресса показало, что оно наступает в результате отрицательных воздействий: при травмирующем психическом или эмоциональном воздействии, при неблагоприятных социальных отношениях и условиях, при угрозе болевого воздействия, в ситуации повышенной материальной или оральной ответственности. Особым видом стресса является состояние, которое возникает в непривычных условиях, в невесомости, в условиях перегрузки, сенсорной изоляции.

Множество причин, которые вызывают стрессовые состояния, обусловливается разнообразием форм его проявления[19].

Психологический и эмоциональный стресс

Понятие об эмоциональном стрессе в психологию ввел Р. Лазарус. Он считает, что эмоциональный стресс находится в связи с активизацией познавательной деятельности, с помощью которой человек определяет степень угрозы и соотносит возникающие трудности с возможностями их преодоления. По мнению Китаева-Смык, понятие «эмоциональный стресс» сформировало разночтение обозначенных им явлений. В содержание данного термина входят:

-первичные эмоциональные психические реакции, которые возникают при критических психологических воздействиях,

-эмоционально-психические симптомы, которые порождены телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, которые лежат в их основе.

Понятие «эмоциональный стресс» в научной литературе претерпел ряд трансформаций, которым подвергалось и понятие «стресс». Изначально под эмоциональным стрессом подразумевалась ситуация, которая порождает сильные эмоции. Концепция стресса привлекла внимание специалистов по разработке режимов человеческой жизнедеятельности в экстремальных ситуациях. Увлеченные изучением только неблагоприятных проявлений стресса для организма, специалисты обозначали данным термином те адаптационные эмоциональные реакции, которыми сопровождались вредные психофизиологические и физиологические изменения для организма. Под эмоциональным стрессом подразумевались аффективные переживания, которые сопровождают стресс и ведут к отрицательным изменениям в человеческом организме.