Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В течение всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки, о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Жизнь человека не мыслима без общения. В процессе общения происходит не только обмен информацией, но и обмен эмоциями. В процессе коммуникации собеседник «транслирует» нам свои эмоциональные переживания.

Человек о своих переживаниях может просто нам рассказать, подобрав нужные слова, а может и не говорить, но все равно нам становится ясно, что он чувствует. Это связано с тем, что эмоции в процессе общения передаются не только посредством языка, вербально, но и на невербальном уровне, через характеристики голоса, через жесты, позу, мимику, походку, положение тела при разговоре и даже через дистанцию которую принимает собеседник в процессе коммуникации.

Невербальный канал несет в себе «львиную» долю информации об эмоциональном состоянии собеседника, причем эта информация формирует у нас истинное представление о том, что испытывает человек, что он хочет от нас скрыть, как он к нам относится и т.д.

Изучением вопросов, касающихся природы, механизмов возникновения, функций, классификации эмоций, влияния их на жизнь и поведение индивида занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин и др.

Выражение эмоций на невербальном уровне имеет свои особенности, знание которых дает возможность выстраивать эффективную коммуникацию, активно взаимодействовать друг с другом.

Исходя из этого, проблему изучения особенностей проявления эмоций невербальном уровне справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения.

Цель исследования: рассмотреть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: невербальные проявления эмоций.

Предмет исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний человека.


Задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятия эмоций и определить их функции;

- изучить основные формы и виды эмоциональных процессов;

- дать краткую характеристику стресса;

- рассмотреть основные подходы к изучению эмоций;

- определить взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности, между эмоциями и работоспособностью;

- провести краткое исследование эмоциональной сферы детей 3-4 лет при помощи графической методики «Кактус».

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; классификация и обобщение.

В качестве методов исследования я использовала теоретический анализ и синтез литературы по проблеме, классификацию и обобщение.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1 Понятие эмоций, их функции

Эмоциями называют особый класс психологических субъективных состояний, которые отражаются в форме ощущений неприятного и приятного, отношения человека к людям и миру, непосредственных переживаний, а так же процесс и его результаты деятельности в практике. К эмоциям относятся стрессы, аффекты, чувства, настроения. Эти эмоции называют как бы «чистые». Они все включены в состояние человека и все его психические процессы. Эмоции и воля находятся в тесной связи между собой, в особенности у ребёнка. В начале жизни человека, по сути воля и эмоция совпадают, и только лишь в ходе онтогенеза уже воля постепенно начинает управлять эмоциями, а не выражать как было до этого.

Воля как бы предполагает самоограничение, сдерживание сильных влечений, подчинение их другим, наиболее важным и значимым целям, а так же умение подавлять возникающие в данной ситуации импульсы и желания. Ещё 1 признак воли - наличие обдуманного плана его осуществления. Волевое действие практически всегда сопровождается отсутствием удовлетворения, но уже с успешным завершением связано его моральное удовлетворение, потому что удалось выполнить намеченное[4].

Личность определяет человека в совокупности приобретённых, социальных качеств. Это означает, что к личностных особенностям человека не относятся такие, которые физиологически обусловлены, и никаким образом не зависят от жизни их в обществе. В очень многих понятиях про личность подчёркивают, что к личностному числу не относят качества человека, которые характеризуют индивидуальный стиль его деятельности, и познавательные процессы, но исключаются те, которые больше проявляются в отношении в обществе и к людям. В определение «личность» в основном включаются свойства, которые больше или меньше устойчивы и свидетельствуют о человеке, о его индивидуальности, и определяет значимые поступки для людей.


Личностью называют человека, взятого в системе психологических характеристик, которые обусловлены и проявляются в общественных отношениях и связях, являются стойкими, а также определяют у человека нравственные поступки , которые имеют большое значение для окружающих и для него самого.

Структура личности, рассмотрим её. В неё включаются социальные установки, мотивация, эмоции, способности, характер, темперамент, волевые качества.

Эмоции совершенно неотделимы от личности, какими они бы не казались разными.

С.Л. Рубинштейн писал, что в проявления эмоции личности можно отметить 3 сферы: 1) нравственные, духовные потребности 2) её органическую жизнь 3)её интересы материального порядка. Он обозначил их как органическую чувствительность, элементарные неудовольствия и удовольствия, и предметные чувства.

У человека эмоции связаны в основном с его потребностями. Они показывают процесс и результат удовлетворения потребности, а также стресс. Эту мысль подчёркивали все исследователи эмоций, даже не зависимо, какой теории они придерживались. Учёные считали, что по эмоциям можно судить о потребности человека, что его волнует в этот момент, что для него актуально[16].

Люди даже в эмоциональном плане друг от друга сильно отличаются по разным параметрам; устойчивости эмоциональных переживаний, по возбудимости, а также доминированию отрицательных или положительных эмоций. Но более всего у развитых личностей эмоциональная сфера отличается по глубине и силе чувств, и по предметной отнесённости.

Большое внимание оказывает на возникновение эмоций не только вегетативные реакции, но и такие как внешние — субъективная, пристрастная интерпретация последствий воздействия на эмоции этого стимула.

Развиваются ли чувства и эмоции у человека в течении жизни. Существуют две разные точки зрения. Первая утверждает, что эмоции не развиваются, так как они связаны с такими особенностями организма, которые называются врождёнными. Вторая точка зрения противоположна, и говорится о том, что это эмоциональная сфера и она развивается в течении жизни[7].

Когда совершенствуются высшие чувства и эмоции -это говорит о личном развитии этого человека. Это развитие может идти в разных направлениях. Первое, это связанное с включением в сферу эмоциональных переживаний новых предметов, объектов, людей и событий. Второе направление — по лини повышения уровня волевого, сознательного контроля и управления чувств со стороны человека. Третье, постепенное включение в нравственно более высокие нормы и ценности: ответственности, порядочности, чувство долга и совести.


В литературе выделяют следующие функции эмоций[8]:

1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция связана с приспособлением к среде и ее основная цель – предупредить индивида об изменениях, происходящих вокруг него, а также о возможной опасности, возникающей вследствие этого.

2. Регулятивная

Под воздействием негативных эмоций у человека могут развиваться различные заболевания, тогда как под воздействием позитивных может ускоряться процесс выздоровления. Эмоции индивида определяют выбор действий (активные действия при положительных эмоциях и избегание действий при негативных)

3. Отражательная

Обобщенная оценка о значимости происходящего или ситуации. Благодаря тому, что эмоциональные состояния охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие .

4. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Эмоции способствуют определению вектора поиска, в результате которого достигается удовлетворение потребности и решается насущная задача.

5. Подкрепляющая

Связана с обучением и приобретением опыта. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминается. Позитивные эмоции, связанные с конкретной деятельностью, прививают любовь к данной активности, негативные способны навсегда погасить к ней интерес.

6. Переключательная.

Данная функция связана с доминирующим мотивом или потребностью, а также необходимостью переключаться с одной потребности (мотива) на другую. Что касается целей, то это связано с сознательно регулируемым эмоциональным состоянием.

7. Коммуникативная

Невербальная сторона проявления эмоций (мимика, пантомимика, голос и т.д.) позволяет индивиду сообщать о своих переживаниях другим людям, передавать свои эмоциональные состояния другим (эффект заражения), а также вызывать ответные эмоции со стороны окружающих (сочувствие, сопереживание и т.д.).

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания [12].

1.2 Формы и виды эмоциональных процессов


Эмоция – форма психического отражения внешнего мира в форме кратковременных переживаний человека, которые выражают субъективное отношение его к происходящему. Проявляются в эмоциях человеческая субъективная чувствительность в области его межличностных отношений, а так же и его индивидуальный стиль переживаний. Эмоциями выражается оценочное, личностное отношение человека к возможным или складывающимся ситуациям, к собственной деятельности и проявлениями себя в них. Возникновению эмоций способствуют ситуации необычности и новизны.

Эмоции связаны исключительно с переживанием удовлетворения или неудовлетворения каких-либо наиболее важных потребностей человека. Эмоции могут оказывать огромное воздействие на поведение человека, особенно в тех ситуациях, когда они выходят из-под контроля сознания. Эмоциональные состояния иногда могут носить характер неопределенности, «диффузный» характер, частично изменяясь, смешиваясь, и вследствие этого могут возникнуть другие новые эмоциональные состояния. Из-за этого человек может пережить целый эмоциональный комплекс. Например, гнев, презрение, отвращение и др. подобные эмоции могут образовать некоторый эмоциональный симптом – враждебный комплекс, перерастающий в чувство враждебности, которые лежит в основе противоправного агрессивного поведения. На поведение людей в мотивационной сфере личности доминирование подобных эмоций может влиять по-разному, при социальном взаимодействии друг с другом уменьшая или, напротив, увеличивая вероятность совершения противоправных действий (конечно же, с учетом и других факторов)[11].

По сравнению с эмоциями более емкими и в большей степени интеллектуально, социально насыщенными проявлениями психики являются чувства. Они, как и эмоции, представляют собой некоторую форму психического отражения действительности, которая выражает отношение человека к внешнему миру. В то время как эмоции определяются ситуацией, чувства обусловлены влиянием социальных, нравственных, общественно-исторических факторов, которые влияют на формирование личности. Характеризуются она большей глубиной, устойчивостью и продолжительностью переживаний. По этой причине мы говорим не о эмоции, а о чувстве – любви, нравственного долга, патриотизма, сострадания и т. д.

При длительном переживании эмоциональных комплексов или отдельных эмоций зачастую может произойти переход в довольно сложное, стойкое, а порой и противоречивое психическое состояние, которое рассматривается как динамическое, целостное и относительно устойчивое личностное образование, определяющее во многом своеобразие психики человека, а разных этапах его жизни.