Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (ООО «Адамант Тур»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения коммуникационных барьеров
1.1 Понятие коммуникаций в деловом общении
1.2 Сущность и виды коммуникационных барьеров
2. Исследование внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Адамант Тур»
2.2 Анализ коммуникаций и выявление коммуникационных барьеров в организации
3. Повышение эффективности внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»
Итак, можно заключить, что ООО «Адамант Тур» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, организационная структура построена согласно специфике предприятия и соответствует заявленным требованиям. Профессиональный и должностной состав кадров определен согласно необходимым потребностям предприятия.
2.2 Анализ коммуникаций и выявление коммуникационных барьеров в организации
В ООО «Адамант Тур» из многих видов коммуникаций получили распространение следующие:
1. Межличностная коммуникация - это коммуникация с другим человеком[1]. В этом типе коммуникации индивидуумы действуют и как принимающая, и как посылающая сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является взгляд или звук, а обратной связью - ответ каждого участника этой коммуникации.
В данном анализе – это коммуникация между любыми двумя сотрудниками.
2. Коммуникация в малой группе - возникает, когда небольшое количество людей собирается вместе с какой-то целью. В малой группе каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же.
В данном анализе – это коммуникации внутри отдела по туризму или коммуникации «расширенного администрирования» - управляющего, бухгалтера и начальника отдела туризма.
3. Внутренне оперативная коммуникация состоит из структурированной коммуникации в пределах организации. Непосредственно направленной на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация - часть деятельности организации.
В данном анализе – это коммуникации внутри отдела туризма с другими сотрудниками организации.
4. Внешне оперативная коммуникация связана с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и теми образованиями, которые существуют вне ее.
В данном анализе – это коммуникации с органами власти, перевозчиками и пр.
В организации активно используется как вербальная (устная и письменная), так и невербальная формы коммуникаций. При вербальной коммуникации в качестве символа используют слова человеческого языка. Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела. В таблице 4 показаны основные методы коммуникации в анализируемой организации.
Таблица 4
Формы и методы коммуникации в ООО «Адамант Тур»
Формы коммуникации |
Основные методы (средства) коммуникации |
Устная |
Совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы |
Письменная |
Письма, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта |
Невербальная |
Поведение человека, гримасы, лица, взгляд, интонация, тембр голоса, поза |
Интервью с директором, Бабийчук Михаилом Владимировичем, проходило в непринужденной обстановке, на нейтральной территории. Говорили о сложившихся отношениях между сотрудниками, коммуникациях, внутреннем имидже организации. Выдержка из интервью приведена ниже.
Автор - Михаил Владимирович, какие основные задачи стоят перед Вами?
М.В. - Несмотря на оптимизацию структуры вопросов меньше не стало, а по некоторым направлениям их количество даже возросло. Основная из них – это организация коммуникация и адаптация сотрудников. Мы являемся той структурой, которая организует, направляет и методически помогает сотрудникам в их повседневной служебной деятельности.
Другая важная задача заключается в оказании помощи в планировании и проведении мероприятий по работе с персоналом, направленных на поддержание на должном уровне его морально-психологического состояния.
Автор - Думаете, это действительно необходимо?
М.В. - Безусловно. Большое значение отводится организации психологической работы в нашем коллективе. В минувшем году психологическое тестирование прошли сотрудники, непосредственно работающие с клиентами.
Автор - Что Вы можете сказать о системе внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»?
М.В. - Вижу, что все стараются поддерживать на должном уровне отношения внутри коллектива, общаться корректно и дружелюбно, а я, как управляющий, пытаюсь взрастить сотрудников, которые были бы настоящим «тылом» для предприятия в наше непростое время. В коммуникациях мы используем собрания коллектива, индивидуальные встречи, совместное отмечание праздников и т.п. Проблемы, конечно, еще остались, но уверен, что в скором будущем мы положительно решим вопросы с формированием эффективной системы коммуникаций и преодолеем все коммуникационные барьеры.
Автор - Спасибо Вам за ответы и уделенное время.
По результатам интервью следует заметить, что руководитель для взаимодействия со своими сотрудниками руководитель подразделения в г. Москва выбирает различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Руководитель предпочитают использовать несколько методов коммуникации, которые дополняют и усиливают друг друга.
Как показали наблюдения автора, в компании для персонала характерна некоторая степень озабоченности и неудовлетворенности своим положением в предприятия (рисунок 6). Было опрошено 30 сотрудников в сентябре 2019г. Анкета представлена в Приложении 1.
Рис. 6. Оценка положения сотрудников в предприятия, %
Трудно однозначно определить какой из категорий персонала живется лучше, а какой хуже. На этом фоне закономерен вопрос: может ли это означать, что произошел сдвиг в сторону прагматических (бытовых) ценностей и организационные, а также профессиональные ценности «исчезают».
Если бы это было так, то предприятие испытывала бы острый дефицит кадров и очевидно, резкое снижение производительности труда «соседствовали» бы с острыми формами недовольства и престижа сотрудников, нарушениями служебной субординации.
Автором выявлено, что для большинства респондентов (44 %) профессиональные ценности определяют их отношение к работе. Это естественно, так как без профессионального воспроизводства, институционального контроля складывается организационная солидарность, круговая порука.
На вопрос об удовлетворенности коммуникациями в организации были даны следующие ответы (рисунок 7).
Рис. 7. Степень удовлетворенности внутренними коммуникациями в организации, %
Таким образом, в среднем, более половины ответивших (63%) довольны коммуникациями в коллективе. В то же время, доля работников предприятия, которые неудовлетворены существующим уровнем коммуникаций, составляет 17%; ответ «когда как» был отмечен 20% респондентов.
На вопрос об уровне конфликтности в коллективе были получены следующие ответы (рисунок 8).
Рис. 8. Уровень конфликтности в коллективе, %
15% респондентов отметили, что для них конфликты - редкое явление; 80% признали уровень конфликтности выше среднего и 5% отметили постоянную конфликтную напряженность в работе коллектива.
На вопрос «Зависит ли ваш уровень работоспособности от эффектиавности коммуникаций» были получены следующие ответы (рисунок 9).
Рис. 9. Мнение респондентов о зависимости работоспособности от эффективности коммуникаций, %
Из рисунка видно, что большинство сотрудников ставит свою производительность в зависимость от состояния коммуникационного процесса. Это может означать, что коммуникационные бьарьеры снижают качество работы сотрудников данного предприятия.
Важнейшие коммуникационные барьеры и недостатки управления ими на предприятии показаны в таблице 5.
Таблица 5
Коммуникационные барьеры и недостатки управления ими в ООО «Адамант Тур»
Проблема |
Недостатки управления проблемой |
Пути решения |
1. Отсутствие взаимного доверия между исп. директором и нач. отдела продаж |
– нежелание выяснить суть проблемы; – гендиректор не может распределить обязанности между указанными сотрудниками |
Повышение корпоративной культуры |
2. Наличие неконструктивной критики между старшими менеджерами |
– исполнительный директор открыто предпочитает одного старшего менеджера другому |
Командообразующие тренинги |
3. Сложности высказывания мыслей рядовому члену коллектива |
– нет практики проведения мозговых штурмов; – решения принимаются единолично директором |
Командообразующие тренинги |
4. Наличие сотрудников–детракторов (нелояльных сотрудников) |
– детракторы – необходимые и опытные менеджеры со стажем |
Повышение лояльности персонала |
Исследование показало, что те сотрудники, у кого прекрасные отношения с членами коллектива, а также те, кто дружит с некоторыми членами коллектива, ценят взаимопомощь и положительные результаты работы в рамках командной работы. Для сотрудников-«одиночек» более важны параметры удовлетворения работой и ощущения уверенности.
При этом, для достаточно значительного процента сотрудников конфликтность и социально–психологическая напряженность в коллективе негативно отражаются на всех сторонах его жизнедеятельности. Особенностью работы исследуемой организации является обслуживание потребностей людей, поэтому негативные эмоции сотрудника в системе внутренних коммуникаций обязательно отображаются на работе с клиентами, что недопустимо.
Далее рассмотрим пути повышения эффективности внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур».
3. Повышение эффективности внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»
На примере исследуемого предприятия ООО «Адамант Тур», при диагностике, автором выявлены следующие проблемы формирования и развития системы внутренних коммуникаций, а также предложены мероприятия по совершенствованию коммуникационного процесса (таблица 6).
Таблица 6
Проблемы развития системы внутренних коммуникаций ООО «Адамант Тур» и пути их решения
Проблема |
Направление решения проблемы |
недостаточная сплоченность коллектива; |
повышение «командного духа», сплоченности и командных компетенций персонала путем проведения тренингов по командообразованию |
недостаточная лояльность членов коллектива; |
комплексное использование инструментов лояльности, моральной мотивации и коммуникаций в коллективе; |
несовершенный морально-психологический климат и высокий уровень конфликтности в организации. |
внедрение Кодекса корпоративного поведения |
1. Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинги по взаимодействию в организации. Целью данных тренингов является сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- получить удовольствие от совместной работы.
Участники: члены коллектива. Время проведения: около 6 часов. Структура тренинга включает в себя три блока (рисунок 10).
В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.