Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (ООО «Адамант Тур»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения коммуникационных барьеров
1.1 Понятие коммуникаций в деловом общении
1.2 Сущность и виды коммуникационных барьеров
2. Исследование внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Адамант Тур»
2.2 Анализ коммуникаций и выявление коммуникационных барьеров в организации
3. Повышение эффективности внутренних коммуникаций в ООО «Адамант Тур»
Рис. 10. Структура тренинга по командообразованию
Групповая динамика тренинга показана в таблице 7.
Таблица 7
Групповая динамика тренинга
Блоки |
Групповая динамика |
Введение, определение правил, целей |
Подготовка |
Получение навыка взаимодействия к команде; осознание значимости командной работы для повышение эффективности работы, понимание термина «Команда», выявление признаков эффективности командной работы |
Осознание |
Обратная связь |
|
Вместе мы сильнее; Мой вклад в команду; Закрепление навыков командного взаимодействия |
Переоценка |
Мы команда. Осознание себя как команды. Командная ответственность; Проектная работа - ориентация на командную цель, взаимодействие в команде |
Действие |
Завершение, обратная связь, Конструктивное, позитивное взаимодействие |
Рефлексия |
Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
2. Что качается проблемы недостаточно эффективных инструментов лояльности, то исследование показало, что треть опрошенных благосклонно относятся к руководству предприятия, примерно столько же относится снисходительно. Отрицательным фактором можно отметить, что часть сотрудников осуждают руководство. Формирование лояльности персонала к коллективу, руководителю и в целом организации является одной из ключевых задач, стоящих перед организацией для ее эффективного существования на рынке. Основные используемые при этом инструменты представлены в таблице 8.
Таблица 8
Инструменты формирования лояльности членов коллектива
Инструмент |
Описание инструмента |
Информирование и вовлечение |
Необходимо начать с опроса персонала о том, как повысить качество выполняемых задач. Обычно, большая их результатов учитывается при разработке стандартов работы. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко. |
Командообразующие мероприятия |
Тренинги (см. выше). |
Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования |
Введение новой прозрачной системы оплаты труда резко повысит лояльность персонала. Этому способствует и борьба со слухами и сплетнями, которая сама по себе выступает отдельным, самым сложным видом работы по формированию лояльности. |
Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом |
Одним из способов ее повышения является разъяснение сотрудникам их нового социального статуса, который они приобрели путем освоения навыков работы и описание получаемых при этом преимуществ. Также можно показать документальный фильм об иностранном опыте работы с тем, чтобы люди поняли: инновации помогут приблизить условия труда к европейским нормам. |
Учет возможной нелояльности при подборе персонала |
Можно начать использовать блок методик, направленных на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности мотивации, что в результате позволит предприятия сформировать команду членов, склонных к лояльному поведению. |
Несомненно, такого рода мероприятия добавят энергии коллективу предприятия для более эффективного выполнения своих функций, тем самым повысится результативность процесса коммуникаций.
Такие мероприятия необходимо проводить, пока команда предприятия не станет «зрелой», что включает в себя следующие характерные черты:
- все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
- умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
- организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
- в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
- развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
- созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
- команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
- отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
По результатам исследования опрошенные члены коллектива отметили редкость личного сообщения среди каналов внутренней коммуникации предприятия. Гораздо чаще используются такие каналы, как еженедельные совещания, общие собрания коллектива, электронная почта.
Для решения проблем организации по оперативному решению проблем и задач (эффективному принятию решений, личной коммуникации и обратной связи с руководителями) предлагается следующее мероприятие: тактическое планирование по сферам ответственности.
Суть такого планирования заключается в том, что помимо участия в решении общих и частных вопросов на совещаниях, члены коллектива путем, например, мозгового штурма проводят поиск оптимальных решений по повышению эффективности работы и конкурентоспособности организации. К такому виду совещания могут быть привлечены или все члены коллектива, или те, которые более всего разбираются в анализируемой проблеме (в зависимости от проблемы).
Мозговой штурм – все еще редко применяющийся метод в российских организациях, где все построено на жесткой иерархии. С учетом того, что руководитель придерживается демократического стиля управления, как было выяснено в результате интервьюирования сотрудников организации, а сам метод подтвердил свою эффективность, то считаем его внедрение возможным в исследуемом предприятии для повышения мотивации персонала при помощи фактора участия в делах предприятия.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) включает в себя два этапа:
1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.
2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.
Суть метода - в отделении процесса генерации идей от их анализа и отбора. Проводить такое мероприятие рекомендуется в свободное от основной работы время не реже, чем раз в полгода или по мере возникновения проблемы. Разработанная форма плана-отчета представлена в таблице 9.
Таблица 9
Образец формы для формирования тактического плана путем мозгового штурма
Срок действия плана |
||||
Мероприятие |
Описание мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
Необходимо также придерживаться следующих правил при составлении такого плана:
- основной упор необходимо сделать на достижении целей предприятия;
- запрещается переходить на открытую критику деятельности конкретных сотрудников предприятия;
- планы не должны быть многословны, необходимо выдержать принципы целеполагания: реалистичность, достижимость, эффективность.
Думается, что внедрив такую процедуру в практику работы предприятия, руководитель повысит эффективность коммуникаций принимаемых им решений. Кроме того, сможет также выявить перспективные направления развития, не высказанные вслух во время тренингов по командной работе.
3. Коммуникации, командообразование, лояльность, морально-психологический климат, мотивация, организационная культура диалектически связаны между собой. На основании изучения поиска возможных решений предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию моральной мотивации (таблица 10).
Таблица 10
Мероприятия по развитию коммуникаций с использованием инструментов мотивации и организационной культуры
Мероприятие |
Дата проведения |
Конкурс и премия «Работник квартала» |
В конце каждого квартала |
Празднование Дня туризма |
27.09.2020г. |
Благодаря внедрению описанных мероприятий, формирование коммуникаций в организации будет иметь значительное влияние на эффективность деятельности всего предприятия.
Решением проблем коммуникаций и с целью снижения уровня конфликтности в коллективе предлагается также разработка Кодекса корпоративного поведения. Он представлен в Приложении 2.
Расчет экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию коммуникаций в коллективе ООО «Адамант Тур» показан в таблице 11. Расчет приводится для 25 человек – непосредственно персонала, работающего с клиентами.
Таблица 11
Эффективность мер по преодолению коммуникационных барьеров на 2020г.
№ п/п |
Мероприятие |
Стоимость организации, тыс. руб. |
Эффект |
1 |
Организация командообразующих тренингов |
2 тренинга по 12-13 чел. * 10000руб. = 20,0 |
Повышение производительности труда за счет командной работы. Экономия семейного бюджета, внимание со стороны руководства повышает мотивацию сотрудников к труду Рост выручки повысится на 2% (прогноз), т.е. эффект составит 24938,8*0,02 = 498,8 тыс. руб. |
2 |
Конкурс и премия «Работник квартала» по сменам |
10,0*2 смены (группы работников)* 4 квартала = 80,0 |
|
3 |
Празднование Дня туризма |
25сотр.*2500руб. = 62,5 |
|
4 |
Организация мозговых штурмов |
4 штурма*3000 (кофе-брейк) = 12,0 |
|
Итого, тыс. руб. |
174,5 |
498,8 |
Прогнозы основаны на результатах исследований о влиянии коммуникаций на систему управления персоналом, мотивацию персонала и результаты деятельности предприятия.
Экономический эффект рассчитывался как разница между приростом прибыли (за счет получения дополнительных доходов, сокращением расходов организации от внедренных мероприятий) и затратами на осуществление указанных мероприятий. Общий экономический эффект от предложенных мероприятий по прогнозу составит 324,3 (498,8-174,5) тыс. руб. в год их внедрения.
Следует также отметить, что мероприятия несут в себе и необходимый социальный эффект, и повышение качества услуг. Социальный, мотивационный эффект и эффект от снижения влияния коммуникационных барьеров сложно измерить сразу, он несет более перспективный характер:
- рост командного духа в коллективе;
- развитие положительных элементов организационной культуры;
- совершенствование морально-психологического климата в организации;
- снижение уровня конфликтности и др.
Таким образом, мероприятия по преодолению коммуникационных барьеров в ООО «Адамант Тур» являются обоснованными и целесообразными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы.
1. В коммуникационный процесс входят отправитель информации, получатель информации и процесс информационного обмена. Как правило, коммуникации подразделяют на две формы: вербальную форму и невербальную.
К коммуникативным барьерам относят помехи, которые препятствуют достижению цели общения, которая состоит в донесении информации до аудитории в различных формах (в виде сообщений-действий и сообщений-фактов), передать эмоции, побудить к определенным поступкам, и т. д.
Основные группы барьеров коммуникации: психологические барьеры, социальные барьер, организационные барьеры, языковые барьеры.
2. Объект исследования - ООО «Адамант Тур» - туристическое предприятие со стажем, которое активно работает на рынке туризма г. Москва не первый год.
По результатам анализа можно отметить рост показателей продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Относительный показатель роста в 2018 году по сравнению с 2016г. составил соответственно 21 и 31,6%.
Среднесписочная численность персонала ООО «Адамант Тур» в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6 чел. и составила 35 чел.
3. В ООО «Адамант Тур» из многих видов коммуникаций получили распространение следующие:
- коммуникация между любыми двумя сотрудниками;
- коммуникации внутри отдела по туризму или коммуникации «расширенного администрирования» - управляющего, бухгалтера и начальника отдела туризма;
- коммуникации внутри отдела туризма с другими сотрудниками организации;
- коммуникации с органами власти, перевозчиками и пр.
В организации активно используется как вербальная (устная и письменная), так и невербальная формы коммуникаций.
По результатам интервью с директором следует заметить, что руководитель для взаимодействия со своими сотрудниками руководитель подразделения в г. Москва выбирает различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Руководитель предпочитают использовать несколько методов коммуникации, которые дополняют и усиливают друг друга.
4. Для исследования качества коммуникаций было опрошено 30 сотрудников в сентябре 2019г. Более половины ответивших (63%) довольны коммуникациями в коллективе. В то же время, доля работников предприятия, которые неудовлетворены существующим уровнем коммуникаций, составляет 17%; ответ «когда как» был отмечен 20% респондентов.