Файл: Разработка конфигурации «Реализация билетов через розничные кассы» в среде 1С:Предприятие 8.3 (Основные задачи АСУ продажи билетов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 16
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии (IT-технологии) являются не просто инструментами для формирования электронной информационной среды, они меняют отношение к информации и способам доступа к ней, формируют новые коммуникативные навыки, влияя также на мыслительный процесс.
Тема работы является актуальной, так как современные темпы развития туристического бизнеса указывают на необходимость активного внедрения новых методов работы, соответствующих возросшим потребностям потребителей. В этой ситуации всё большее число руководителей турагентств задумывается об автоматизации туристического агентства. На сегодняшний день, на первый план выдвигается ускоренная компьютеризация, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Туризм - область деятельности, имеющая огромное количество часто меняющихся нюансов. Эта область зависит от политики, решений властей, моды, времён года и прочих факторов. Именно поэтому невозможно написание универсальной программы, способной охватить всё это многообразие. Однако есть возможность написания основы, которую можно настроить под конкретную фирму. Плюсы автоматизации туристической фирмы состоят в том, что информационная система помогает вести единый учёт данных, даже если его формируют несколько сотрудников.
Целью данной работы является разработка в системе «1С:Предприятие 8.2» информационной системы деятельности туристического оператора.
Задачами являются: описание предметной области, разработка констант, справочников, перечислений, регистров, документов, отчётов, интерфейса информационной системы. [1, 2]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ
1.1 Исторические аспекты продажи билетов
В пути следования пассажирскому билету отводится роль сопроводительного документа. И благодаря этому, он становится своего рода визитной карточкой и пассажира, и берущей того под свою ответственность железной дороги. А раз так, то внешний вид билета, качество исполнения документа должны соответствовать его назначению.
Первоначально проездной билет был многоразового использования, поскольку изготавливался из жести, в основном восьмиугольной формы. Пассажир покупал билет в «кассирном отделении», сдавал его кондуктору по прибытии на место, после чего билет вновь использовался для продажи. На первой в стране железнодорожной линии, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом, в обороте были жестяные жетоны в форме четырёхугольника.
В 1836 году ТЭдмондсон разработал и организовал в Манчестере (Англия) производство билетопечатающих прессов. Наних выпускались картонные билетные карточки, которые использовались как проездной документ. Цену на карточках набивали компостером, который позднее был изобретён Я. Ю. Барановским.
Картонные билеты на отечественных железных дорогах находились в обращении в конце XIX — первой половине XX века. Билет представлял собой прямоугольник из картона с трехмиллиметровым отверстием в центре, через которое нанизывался на шнур. Сверху на билете компостером прокалывали специальные дырочки. Их ряд состоял из семи или восьми цифр, обозначавших номер поезда, число, месяц и год. В 1930-е годы билетный кассир П. Аладин предложил компостировать билеты непосредственно в поездах.
Первая кассовая билетопечатающая машина (БПМ) типа «Волхов» (656 печатных клише и рабочий цикл 1,5 с) появилась в СССР в 1960-е годы. В 1966-м на вокзалах было в эксплуатации уже около 145 тыс. подобных билетопечатающих машин и автоматов. Только в пригородных кассах работало более 135 тыс. единиц такого оборудования, что позволило почти полностью автоматизировать продажу билетов пассажирам.
Полуавтоматическая билетопечатающая машина типа КЖ (клавишная железнодорожная), имевшая рабочий цикл 1,1—1,4 с, предназначалась для печати и выдачи кассиром единичных билетов для поездки в пригородном сообщении, механизации учёта проданных билетов и вырученных денег и т.д. К билетопечатающим автоматам без участия кассиров относился АБ2 (однозонный), который позволял продавать билеты «туда» и «обратно» назначением на одну из первых шести тарифных зон с возможностью оплаты четырьмя монетами; АБ-6М выполнял уже функции печатания и выдачи полных и детских пригородных билетов в пределах первых 13 тарифных зон.
В 1976 году с помощью билетопечатающих машин пригородным пассажирам было продано свыше 890 млн билетов (79 %), а с помощью автоматов — 100 млн билетов (более 90 %), благодаря рациональной организации рабочего места кассира и эффективному расположению автоматов в помещениях вокзала и станции.
В 1980-е годы бумажные билеты пришли на смену картонным. На железнодорожных станциях заготавливался запас готовых билетов с заранее нанесёнными на них типографским способом названиями станций, с которыми было сообщение. С конца 1990-х перешли на комбинированные или универсальные бланки, где указывались паспортные данные пассажира [1].
Автоматизация и механизация билетнокассовых операций освободили кассиров от необходимости ручного заполнения и компостирования билетов, облегчили условия работы, создали широкие возможности для улучшения и ускорения составления отчётности по пассажирским перевозкам, сэкономили значительное время у пассажиров. Однако само по себе наличие механизмов, насыщенность ими вокзалов и касс до конца не решали вопросов повышения производительности труда кассиров, экономии времени пассажиров, улучшения использования техники.
Дальнейшее развитие билетных технологий на железнодорожном транспорте было обеспечено, когда появился аппаратно-программный комплекс резервирования мест и билетно-кассовых операций АСУ «Экспресс».
1.2 Основные задачи АСУ продажи билетов
Основной задачей АСУ «Экспресс-1» являлась автоматизация управления билетно-кассовыми операциями в масштабе железнодорожного узла Москва, обслуживавшего в сутки до 250 тыс. пассажиров поездами прямого и местного сообщения. С 1972 года система коллективного пользования обслуживала предварительные кассы Киевского вокзала, а с 1974 по 1985 год осуществляла функцию продажи билетов в режиме реального времени на столичный железнодорожный узел только от Москвы со сроком резервирования от 10 дней до отправления поезда с помощью 580 автоматизированных билетных касс. Тем самым отпала надобность в расчёте стоимости проезда и заполнении бланков проездных документов, запоминании сведений о местах, передаваемых диспетчером, составлении отчёта о проданных билетах. Труд билетного кассира в новых условиях свёлся к работе оператора, находящегося за пультом.
Предпосылками создания АСУ «Экспресс-2» стали ограниченный набор функций «Экспресс-1», технологическая и информационная революция в странах Запада в 1960—1980-е годы, потребность внедрения компьютеризации в СССР. АСУ «Экспресс-2» (1982—2005 гг.) была разработана на базе десятилетнего опыта эксплуатации своего аналога. Набор функций «Экспресс-2» расширился за счёт резервирования мест и продажи билетов от 45 дней до прихода поезда на станцию назначения. Если АСУ «Экспресс-1» предназначалась для комплексной автоматизации билетнокассовых операций в крупных железнодорожных узлах, то новая АСУ управляла продажей билетов и пассажирскими перевозками уже в масштабе регионов (полигонов), выделяемых на сети железных дорог. В регион, обслуживаемый АСУ «Экспресс-2», могла входить территория одной или нескольких дорог.
Эффективность АСУ «Экспресс-2» определялась показателями сокращения времени, затрачиваемого пассажиром на приобретение билетов; улучшения использования мест в пассажирских поездах и обслуживания пассажиров, следовавших с пересадками и приобретавших билеты на обратный поезд. АСУ была рассчитана на круглосуточную работу с коэффициентом готовности не менее 0,99, что соответствовало 99 % полезного времени работы.
Для управления технологическими процессами продажи билетов через «Экспресс-2» при ЭВЦ, управлениях дорог и управлениях министерства путей сообщения (МПС) были созданы специальные технологические отделы, бюро и группы. Технологические отделы ЭВЦ осуществляли контроль за выполнением процесса в АСУ, корректировку информационных массивов при переходе на новые сутки и при смене расписаний, открытие и закрытие билетных касс, обеспечивали соответствие видов и режимов работы системы, решение различных задач и подготовку на их основе необходимых рекомендаций для железных дорог и МПС. Технологические отделы при управлениях дорог и министерства через дистанционные терминальные устройства автоматически получали всю нужную информацию от действующих на сети АСУ «Экспресс-2» (сведения о пассажирских перевозках, работе билетных касс, пунктов продажи билетов, использовании подвижного состава, потребностях пассажиров, рекомендациях системы и т. п.) и подготавливали адекватные ситуации распоряжения.
Через пятнадцать взаимодействующих между собой АСУ «Экспресс-2» были автоматизированы все процессы управления продажей билетов с учётом транзитных поездов, включая распределение нормы и продажу мест по станции формирования поезда и пути следования поездов; продажу мест через бюро заказов по телефону, оформление прямой плацкарты и групповых заявок. Выдача билетов осуществлялась в свободной продаже и по номеру брони. Каждому номеру брони из общего банка мест выделялась норма, которая могла быть изменена в зависимости от хода текущей продажи. Все номера являлись идентичными для любой АСУ на сети дорог. Бронь могла накладываться на вагон и отдельные места [2].
АСУ «Экспресс-3» — это вычислительная сеть по обслуживанию пассажиров для автоматизации продажи билетов и резервирования мест в поездах, а также оперативного управления пассажирскими перевозками со сроком резервирования от 45 дней до отправления поезда. Система действует с 2005 года на территории РФ, СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии и является полноправным членом международного сообщества систем резервирования мест, взаимодействуя с европейскими электронными системами в рамках вычислительных сетей ОСЖД/МСЖД.
Создание системы управления пассажирскими перевозками имеет целью снижение расходов, повышение доходов и предоставление новых услуг пассажирам. Другая группа целей связана с необходимостью замены устаревшего оборудования и использования современных цифровых каналов связи.
Объектами АСУ «Экспресс-3» стали пассажирские и финансовые хозяйства железных дорог по их основным информационно-технологическим направлениям. Структурно все АСУ системы объединены в единую вычислительную сеть, работающую в реальном режиме времени и едином технологическом режиме для пассажиров и специалистов железных дорог.
АСУ «Экспресс-3» связана с европейскими железными дорогами, благодаря взаимодействию Московского центра с системой «KURS-90»; с СНГ и Балтией — через сеть передачи данных (СПД) и инфо- сеть 21.
В единую аналитическую базу данных по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» поступают все проездные документы и информация об исполненных рейсах поездов и вагонов, обслуживании пассажиров (таблица 1) [3].
Таблица 1
Содержание информации
Содержание
№ пп. |
Информация |
|
1 |
Показатели поезда |
Схема состава Календарь обращения Объёмы перевозок:
Доходные поступления:
Вагоно-км Пассажиро-км Населённость:
Рентабельность поезда |
2 |
Статистика |
Количество пассажиров Объём багажа, грузобагажа и почты Доходы от перевозок во всех видах сообщений Пассажиро-км Вагоно-км Средняя дальность поездки и т.п. |
3 |
Отчётность |
По кассам По пунктам продаж По дорогам По странам |
4 |
Маркетинг |
Изучение рынка Анкетирование Аналнз работы Оперативное реагирование Рентабельность |
5 |
Наличие мест |
До отправления После отправления |
6 |
Доход |
Старый тариф Новый тариф |
7 |
Спрос |
Недельный Годовой |
База содержит около 120 млн проездных документов и 3,5 млн рейсов вагонов. Срок хранения этой информации — 12 лет. На основе аналитической базы данных решаются следующие задачи управления перевозками: