Файл: Разработка конфигурации «Реализация билетов через розничные кассы» в среде 1С:Предприятие 8.3 (Основные задачи АСУ продажи билетов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 16
- продажа билетов с указанием места не только с начального, но и с промежуточных пунктов следования поезда;
- выбор одним запросом сложных маршрутов с пересадками;
- поиск проездных документов, идентификация поездки пассажира и информации о перевозках для восстановления именных проездных документов в случае их утери;
- анализ динамики продажи;
- анализ отправления и корреспонденции пассажиропотоков;
- оценка экономической эффективности поездов [4].
АСУ «Экспресс-3» включает в себя подсистемы, в которых были расширены их функциональные возможности. В их числе:
- Подсистема планирования и управления пассажирскими перевозками опирается на базу данных, в которой содержится информация обо всех перевозках, выполняемых российскими железными дорогами. АРМ с помощью специального ключа доступа обслуживает абонента АСУ «Экспресс-3», который в ходе выполнения заказа определяет содержание выходной информации. Регулирование пассажирских перевозок основывается на полученных данных.
Подсистема продажи и учёта проездных документов во всех видах сообщений позволяет регистрировать пассажиров в процессе продажи билетов, при их проходе через турникеты. Тем самым осуществляется контроль пассажиров при отправлении, формируется информация о доходах, получаемых от перевозок, и о перевозимых пассажирах. В дальнем сообщении номер места пассажира указывается на билете.
- Подсистема комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКАСИС) позволяет получать информационные справки во всех видах сообщений по телефону, в офисах, через интернет и т.д.
Подсистема управления багажной работой (АСУБР) включает все операциис багажом (погрузка, выгрузка, розыск и т.д.) для регулирования багажных перевозок с целью получения максимального дохода от перевозочного процесса.
Таблица 2
Сравнение АСУ «Экспрес‑1», «Экспресс‑2» и «Экспресс‑3»
Показатель |
АСУ «Экспресс-1» |
АСУ «Экспресс-2» |
АСУ «Экспресс-3» (Москва) |
Сфера назначения |
Для железнодорожных узлов |
Для регионов железнодорожной сети |
Для полигонов по дальним пассажирским поездам |
Период предварительного резервирования мест, сут. |
10 |
63 |
60 |
Число резервируемых мест в сутки |
до 200 тыс. |
до 450 тыс. |
до 450 тыс. |
Число обслуживаемых касс |
580 |
до 2000 |
до 10000 |
Число обслуживаемых поездов: |
|||
с учётом хранения мест |
300 |
до 600 |
до 600 |
без учёта хранения мест |
нет |
до 2600 |
до 2600 |
Число обслуживаемых маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов в одном поезде |
4 |
до 16 |
до 16 |
Нумерация дальних пассажир.поездов |
трехзначная (по узлу) |
пятизначная (по всей сети) |
пятизначная |
Нумерация станций и вагонов |
четырёхзначная (по узлу) |
пятизначная (международная) |
пятизначная |
Максимальное число станций, обслуживаемых системой по пути одного поезда |
нет |
до 256 |
до 256 |
Число разных видов брони на места |
3 |
до 24 |
до 24 |
Число разных работ (заказов), выполненных кассирами |
7 |
до 100 |
до 100 |
Среднее время оформ. билета, сек. |
49,5 |
45 |
45 |
Число возможных вариантов поездки в одном заказе |
1 |
до 6 |
до 5 |
Тип ЭВМ |
Маршрут-1 |
ЕС ЭВМ разл. модиф. |
ЕС IBM-3270, 2780 |
Производительность (заказов/сек) |
4 |
15 |
до 50 |
- Подсистема управления парком пассажирских вагонов (АСУПВ) автоматизирует технологические процессы по эксплуатации и ремонту пассажирских вагонов. Она опирается на АРМ по отслеживанию безопасности движения, планированию ремонта вагонов, подготовке составов в рейс и т.д.
- Подсистема финансового и статистического учёта пассажирских перевозок (АФИС) предоставляет отчётность по пассажирским перевозкам ежесуточно, по месяцам, декадам и т.п. С её помощью осуществляются взаиморасчёты за пассажирские перевозки между железными дорогами России и других государств. АФИС ведёт учёт и контроль финансовой деятельности билетных и багажных кассиров, а также поступлений на железные дороги бланков строгого учёта проездных и перевозочных документов и их расход каждым кассиром.
- Подсистема сервисного обслуживания пассажиров предоставляет пассажирам сервисные услуги по оформлению гостиницы, такси, проката автомобилей, питанию и т.д.
- Подсистема «Расписание» контролирует в реальном масштабе времени прохождение поездов по установленному графику. В случае отклонения от расписания подсистема выдаёт реальную информацию на табло и платформенных указателях. Кроме того, она используется для подготовки служебных расписаний движения поездов дальнего и пригородного сообщения.
- Подсистема взаимодействия с другими АСУ обеспечивает работу с системами, функционирующими на железных дорогах или относящимися к иным видам транспорта.
В состав технических средств АСУ «Экспресс-3» входят: два центра обработки данных в Москве и С. - Петербурге, специализированные кассовые терминалы, принтеры для тиражирования железнодорожных билетов, сканеры считывания штриховых кодов с проездных документов, визуальные программные системы, предназначенные для коллективного доступа, сетевая инфраструктура на базе сети TCP, специализированные технические и программные средства обеспечения информационной безопасности серверов на основе технологии VipNet[3].
Сравнение основных показателей модификаций АСУ «Экспресс», которое дано в таблице 2 [3—5], служит своеобразным отправным моментом, чтобы подвести итоги билетной истории.
Изначально, на выбор материала, из которого делались пассажирские билеты, повлияли возможность их многократного использования (жесть), изготовление на билетопечатающих прессах (картон), необходимость нанесения названий станций типографским способом для подготовки стратегического запаса (бумажные бланки), а в эпоху сетевых технологий естественный переход — к электронным билетам.
Усложнение технических устройств по выпуску пассажирских билетов было вызвано стремлением механизировать (билетопечатающий пресс, компостер) и автоматизировать технологический процесс билетнокассовых операций (полуавтоматическая билетопечатающая машина, билетопечаю-щий автомат и др.).
Совершенствование системы управления пассажирскими перевозками через аппаратно-программный комплекс «Экспресс» осуществлялось путём информатизации основных технологических процессов в пассажирском хозяйстве (вторая половина 1970-х гг. - по настоящее время). Автоматизация билетно-кассовых операций шла в направлении её расширения (столичный железнодорожный узел, выделенный полигон сети, межгосударственная система резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками) и улучшения качества обслуживания населения (от сокращения времени на приобретение до продажи билетов с промежуточных пунктов следования поезда, увеличения сроков резервирования и поиска билетов).
Прогноз дальнейшего развития АСУ «Экспресс» с использованием возможностей современных средств программирования и проектирования может быть осуществлён с помощью методики оценки исторической обусловленности и целесообразности внедрения новой техники (системы) на железнодорожном транспорте [6]. Из этапов, подлежащих оценке, наиболее значимым является предполагающий оценку ожидаемых последствий внедряемого образца новой системы на основе сопоставления с историей внедрения образца-аналога. Причём оценивать прогнозируемые приращения аналитик-историк должен с учётом повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте, улучшения пассажиро- и грузоперевозок, влияния нововведения на экологию, разумного соотношения экономических затрат, долговременности позитивных и негативных последствий внедрения, общей позиции вышестоящих инстанций, хронологии разработки и реализации проекта, изменения психологии пользователей (обслуживающего персонала и пассажиров) после внедрения новаций (на основе анализа СМИ).
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РЕАЛИЗАЦИИ БИЛЕТОВ»
2.1 Разработка констант
Объект конфигурации константа предназначен для создания в базе данных структур, в которых будет храниться информация, которая не изменяется во времени или изменяется очень редко. Каждый объект конфигурации Константа описывает структуру для хранения одного значения. [3, С.51].
В разработанной системе 4 константы:
- НазваниеОрганизации;
- АдресОрганизации;
- Контакты;
- Примечания.
Форма констант и вид в пользовательском режиме отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 –Вид формы констант в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Вставь текст, нельзя чтобы глава или раздел заканчивался таблицей или рисунком
2.2 Разработка перечислений
Объект конфигурации перечисление является прикладным объектом и предназначен для описания структуры хранения постоянных наборов значений, не изменяемых в процессе работы конфигурации. На основе объекта конфигурации перечисление платформа создает в базе данных информационную структуру, в которой может храниться набор некоторых постоянных значений. [3, С.78].
В системе было создано одно перечисление «Пол»: Мужской/Женский. Используется для справочника «Сотрудники».
2.3 Разработка справочников
Объект конфигурации справочник предназначен для описания списков данных. Его характерной особенностью является то, что пользователь в процессе работы может самостоятельно добавлять новые элементы в справочник.
Каждый элемент справочника, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая более подробно описывает этот элемент. Набор такой информации является одинаковым для всех элементов справочника, и для описания такого набора используются реквизиты. [3, С.95].
В системе разработано 4 справочника.
- Иерархический справочник «Туры» содержит в себе информацию о турах по областям Республики, который представлен на рисунках 2, 3, 4 и имеет следующие реквизиты:
- Наименование (стандартный реквизит);
- КраткоеОписание (тип Строка)
Рисунок 2 –Вид справочника «Туры» в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рисунок 3 –Вид справочника «Туры» в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рисунок 4 –Вид формы справочника «Туры».
Примечание - Источник: собственная разработка.
- Справочник «Договоры», который заполняется автоматически при формировании «Заявки на отдых», представленном на рисунке 5, содержит в себе номер договора с клиентом, самого клиента, код, а так же дату заключения договора с клиентом.
Реквизиты справочника:
- Наименование (стандартный реквизит);
- Код (стандартный реквизит);
- Владелец (стандартный реквизит);
- ДатаЗаключенияДоговора (тип Дата).
Рисунок 5 –Вид справочника «Договоры» в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
- Справочник «Контрагенты» представлен на рисунках 6 и 7. В него заносятся и хранятся все покупатели путёвок. Если клиент обращается и покупает путёвку в туристической фирме не в первый раз, то его можно будет выбрать из этого списка при формировании «Заявки на отдых» и документа «Продажа путёвок».
Реквизиты справочника «Контрагенты»:
- Наименование (стандартный реквизит);
- Код (стандартный реквизит).
Рисунок 6 –Вид справочника «Контрагенты» в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рисунок 7 – Вид формы справочника «Контрагенты».
Примечание - Источник: собственная разработка.
2) Иерархический справочник «Сотрудники» содержит в себе группы категорий должностей и информации о самих сотрудниках. Его вид в пользовательском режиме представлен на рисунках 8, 9, 10.
Реквизиты справочника «Сотрудники»:
- Наименование (стандартный реквизит);
- Код (стандартный реквизит);
- Пол (тип ПеречислениеСсылка.Пол);
- Адрес (тип Строка);
- Дата Рождения (тип Дата);
- Электронная почта (тип Строка);
Рисунок 8 –Вид справочника «Сотрудники» в пользовательском режиме.
Примечание - Источник: собственная разработка.
В каждой категории записываются фамилия и инициалы сотрудника, код, пол (который мы выбираем из раскрывающегося списка перечисления), адрес проживания, дата рождения и электронный почтовый ящик, если таковой имеется у сотрудника.