Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании («ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании таблицы можно сформулировать следующие выводы: в 2015 году наблюдалось очень сильное снижение основных результатов деятельности. Спад показателей ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК объясняет строительством четвертого главного пути вблизи Москвы, вследствие чего увеличились интервалы движения поездов: иногда «окна» составляли до 15 часов[27]. Из-за этого произошло снижение объема перевозок. Другая причина заключается в замедлении темпов роста показателей на других полигонах обслуживания. Также в качестве причины можно выделить рост курса иностранной валюты в конце 2014-начале 2015, что привело к высоким показателям инфляции.

После показатели снова возросли исущественно увеличились по сравнению с «успешным» 2014 годом (объем перевозок увеличился на 7 процентов, пассажирооборот – на 12, транспортная работа – на 17). Это объясняется окончанием строительства 4-го главного пути (из-за чего и прекратились технические задержки в графике движения поездов), а также запуск скоростных поездов «Ласточка» и растущая популярность данного вида перевозок.

Помимо всего, стоит отметить постоянное увеличение средней дальности перевозок, что влечет за собой увеличение пассажирооборота компании, и, следовательно, доходов. Показатель населенности вагона в период с 2013 года по 2017 достаточно сильно колеблется, однако его рост в 2017 году свидетельствует о более эффективном использовании подвижного состава.

В таблице 6 представлена структура перевозок по основным группам пассажиров (платные пассажиры и разные виды льготных категорий).

Таблица 6 – Структура перевозок по группам пассажиров

Категория

 2015 г.

2016 г.

2017 г.

Тыс. пасс.

%

Тыс. пасс.

%

Тыс. пасс.

%

Общий объем

перевозок

46394

100,00%

52592

100,00%

55933

100,00%

Платные

35537

76,60%

40752

77,49%

43511

77,79%

федеральные

2953

6,37%

3235

6,15%

3347

5,98%

региональные

3922

8,45%

4110

7,81%

4160

7,44%

учащиеся

2681

5,78%

2914

5,54%

3181

5,69%

Военно-служащие

5,2

0,01%

5,8

0,01%

7,3

0,01%

Железно-дорожники

1295

2,79%

1576

3,00%

1727

3,09%

* Рассчитано по Годовому отчету АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» за 2017 год // АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2017.pdf.


Платные пассажиры – самая важная категория для любой пригородной пассажирской компании, так как количество перевезенных пассажиров по полной стоимости составляет почти 80% от общего числа. Соответственно, выручка от данной категории еще выше, так они не могут воспользоваться большими скидками на проезд, как льготные категории. Платные пассажиры являются наиболее чувствительными к колебаниям тарифов, на них действуют различные маркетинговые кампании, как, например, абонементные билеты или акции на проезд. Поэтому для компании постоянное увеличение доли платных пассажиров является очень важным.

В целом по сравнению с 2016 и 2015 годами вместе с общим увеличением объема перевозок в каждой категории, доля платных пассажиров возрастает (на 0,3% к 2016 году). Это обеспечивается за счет привлечения дополнительных пассажиров в скоростной сегмент рынка транспортных услуг.

Также важно рассмотреть структуру перевозок компании по полигону ее обслуживания. Данные о количестве отправленных пассажиров в разных регионах представлены в таблице 7 и на рисунке 5.

Таблица 7 – Структура перевозок по субъектам РФ

Субъект РФ

Отправление пассажиров, тыс. чел.

Доля, %

г. Москва

32230

57,62%

Московская область

17352

31,02%

Тверская область

6198

11,08%

Псковская область

60

0,11%

Новгородская область

7

0,01%

Ярославская область

5

0,01%

Всего

55933

100,00%

* Рассчитано по Годовому отчету АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» за 2017 год // АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2017.pdf.

Рисунок 5 – Структура перевозок по субъектам РФ

Как можно отметить, 89 процентов всех перевозок приходится на Москву и Московскую область и 11 процентов – на Тверскую область. В АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» направление Москва-Тверь является самым популярным и загруженным во многом из-за курсирования скоростных поездов «Ласточка». В свою очередь, Псковская, Новгородская и Ярославская области отличаются очень низкой плотностью пассажиропотока. Из-за крайне неравномерного распределения плотности пассажиропотока оценка операционных показателей может быть недостаточно полной. На рисунке 6 представлена динамика объема отправленных пассажиров по регионам.


Рисунок 6 – Количество перевезенных пассажиров по субъектам РФ [28]

Несмотря на рост пассажиропотока на самых популярных направлениях, наблюдается падение показателей в Псковской и Ярославской областях. Рост объема перевозок на загруженных направлениях позволяет компании увеличить прибыль, однако вместе с этим ей приходится справляться с проблемой удовлетворения качества услуг и высокого спроса. Также проблемой компании являются непопулярные направления, которым необходимо уделять должное внимание. Из-за неравномерного распределения отправлений компании важнее работа основного полигона, так как успешность его показателей влияет на эффективность работы общества в целом.

Рассматривая финансовое положение компании, стоит проанализировать информацию о доходах и расходах, представленную в таблице 8.

Таблица 8 – Динамика финансовых показателей, млн рублей

2016

2017

% к 2016

2018

% к 2017

Доходы

Выручка

4919,196

5523,454

112%

6336,368

115%

Прочие доходы

173,39

211,041

122%

123,915

59%

Итог

5092,586

5734,495

113%

6460,283

113%

Расходы

Себестоимость

3734,618

3979,018

107%

4357,571

110%

Прочие расходы

728,858

875,774

120%

986,418

113%

Продолжение таблицы 8

2016

2017

% к 2016

2018

% к 2017

Итог

4463,476

4854,792

109%

5343,989

110%

Чистая прибыль

629,11

879,703

140%

1116,294

127%

* Рассчитано по бухгалтерской отчетности АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» за 2017 и 2018 годы // АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL:http://mtppk.ru/files/docs/buh-balance-2018/buhgalterskiy-balans-na-31-12-2018-god.pdf; http://mtppk.ru/files/docs/buh-balance-2018/buhgalterskiy-balans-na-31-12-2018-god.pdf

В первую очередь стоит отметить постоянное увеличение выручки предприятия в 2017 и 2018 году. Выручку предприятия составляет доход от основных видов деятельности компании, а именно от перевозки пассажиров пригородными поездами и скорыми поездами «Ласточка». Однако в 2018 году наблюдается снижение прочих доходов на 41%. К прочим доходам относят прибыль от дополнительных видов деятельности, а также проценты к получению компании и изменение отложенных налоговых обязательств или активов (которые могут как увеличить, так и уменьшить доход). В состав прочих доходов компания также включает субсидии. Несмотря на то, что размер прочих доходов сильно уменьшился, их доля в выручке компании колеблется в пределах 2-4%, поэтому общий доход компании за 2018 год вырос на 13%.


2.2 Оценка положения компании на рынке транспортных услуг

Основным конкурентом пригородного железнодорожного транспорта является автомобильный транспорт, а именно автобусные перевозчики, осуществляющие свою деятельность на тех же маршрутах. В таблице 9представлены объемы отправленных пассажиров автобусным и железнодорожным транспортом в 2017 году во всех областях, относящихся к полигону деятельности ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК.

Таблица 9– Структура перевозок пассажиров в пригородном сообщении по видам транспорта на полигоне обслуживания компании в 2017 г.

Субъект РФ

Кол-во отправленных пассажиров, автотранспорт, тыс.чел.

Доля отправленных пассажиров, автотранспорт, %

Кол-во отправленных пассажиров, ж/д транспорт, тыс.чел.

Доля отправленных пассажиров, ж/д транспорт, %

Московская обл.

589170

66,3

300024

33,7

Тверская обл.

46144

87,6

6520

12,4

Ярославская обл.

147297

98

3062

2

Новгородская обл.

49045

98,6

695

1,4

Псковская обл.

50624

99,4

310

0,6

*Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики // ФСГС: [сайт]. – URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

Для сравнения был убран город федерального значения Москва, так как большая часть автобусных перевозок по Москве осуществляется именно в городском сообщении, что сильно искажает данные. В областях же, где отсутствуют крупные агломерации и хорошо развито межмуниципальное сообщение, статистика более репрезентативна. Для начала стоит отметить, что наибольшую долю железнодорожный транспорт имеет в Московской области, что обусловлено и большим развитием агломерации (следовательно, большей мобильностью населения) и развитием Московского центрального кольца, что увеличило спрос на пригородные железнодорожные перевозки. Однако стоит отметить, что основная доля пригородных пассажирских перевозок осуществляется другими компаниями – АО «Центральная пригородная пассажирская компания» и ООО «Аэроэкспресс». ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК, в свою очередь, осуществляет перевозки лишь на маршруте «Москва-Тверь».


В Ярославской, Новгородской и Псковской областях наблюдается очень маленький процент железнодорожных перевозок по сравнению с автомобильными. На территории этих трех субъектов также ведут деятельность Северная ППК [40] и Северо-Западная ППК[41], и во всех компаниях перевозки в данных областях не отличаются большим объемом отправленных пассажиров [30; 31].

Поскольку для многих пассажиров выбор вида транспорта достаточно актуален, стоит выделить преимущества железнодорожного транспорта над автомобильным. Анализ конкурентных преимуществ пригородной компании представлен в таблице 10.

Таблица 10 – Анализ конкурентных преимуществ железнодорожного и автомобильного транспорта [28]

Преимущества железнодорожного транспорта

Преимущества автомобильного транспорта

- большой выбор тарифов (скорые поезда, льготы, абонементы и т.д.)

- безопасность

- возможность провоза багажа, велосипедов и т.д.

- большая пассажировместимость

- независимость от сезона и погодных условий

- независимость от автозаторов

- комфорт

- наличие фиксированного расписания

- небольшие интервалы движения;

- высокая скорость движения

- независимость от рельсовой сети и контактно-кабельных путей

- отсутствие дополнительных операций (покупка билета, прохождение турникета, поиск платформы и т.д.)

- протяженность маршрутов и внутри города

- большое количество остановок

- большое разнообразие маршрутов

Оценить выбор жителей России между автобусами и электричками можно с помощью данных Фонда общественного мнения и Всероссийского центра исследования общественного мнения. Согласно исследованию ФОМ в 2014 году, 11% населения в целом предпочитают для пригородных поездок электропоезда, а 36% – автобусы. Причем, чем меньше население города, тем больше пассажиров предпочитают автобус электричке, в то время как, например, в Москве большее количество пассажиров выбирает именно поезд [35]. Из этого можно сделать вывод, что в небольших городах, где трафик и время в пути не так важны, пассажиры выбирают автобус именно из-за большей маршрутной сети и частоты отправления.

На сегодняшний день конкуренция все равно очень высока, поэтому угрозу можно также оценить как высокую.

Итог проведенного анализа представлен в таблице 11.

Таблица 11 – Анализ пяти сил Портера

Параметр

Значение

Описание

Направление работ

Угроза со стороны товаров заменителей

Высокая

Уникальность услуги – в скорости перевозки, установленном расписании, однако конкуренция с автомобильным транспортом все равно очень высока.

Повышение конкурентных преимуществ

Угроза со стороны новых игроков

Низкая

Несмотря на то, что появление нового АТП на рынке не составляет большой сложности, занять большую долю на рынке достаточно проблематично, особенно нелегальным перевозчикам.

Мониторинг появления новых компаний на рынке и их маршрутов обслуживания

Угроза нестабильности поставщиков

Средняя

Монополия на рынке поставщиков, однако с помощью государственного регулирования их власть снижается.

-

Угроза потери текущих клиентов

Средняя

Платная категория пассажиров составляет большую часть общего объема перевозок, поэтому они всегда будут очень чувствительны к повышениям цены, однако преимущества железнодорожного транспорта позволяют не терять пассажиров.

Проведение акций, создание абонементных билетов

Угроза внутриотраслевой конкуренции

Высокая

Рынок пригородных перевозок является высоко конкурентным.

Возможность работы с АТП совместно

* НаосновеPorter, M. Porter, M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors / 1998. p. 40