Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании («ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные стратегические рекомендации будут касаться уменьшению всех угроз со стороны внешних сил. Касаемо фактора с низкой степенью угрозы (появление новых игроков) можно заключить, что компании стоит только отслеживать появление новых автотранспортных предприятий на рынке и оценивать их угрозу. Для борьбы с высокой конкуренцией стоит, в первую очередь, увеличивать качество обслуживания для повышения конкурентного преимущества.

Глава 3. Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»

3.1 Определение стратегических приоритетов развития компании

Одним из инструментов, помогающих компании осознать стратегические приоритеты, является SWOT-анализ ее деятельности. SWOT-анализ поможет определить сильные и слабые стороны компании, а также более четко обозначить возможности, которые она может использовать для повышения эффективности своей деятельности, и потенциальные угрозы [20]. SWOT-анализ деятельности АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» представлен в таблице 12.

Таблица 12 – SWOT-анализ АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»

Сильные стороны

Слабые стороны

-Независимость от автомобильных заторов

- Редкие задержки в расписании движения

- Комфорт скоростных поездов «Ласточка»

- Наличие льгот на проезд

- Высокая провозная способность

- Безопасность

- Удобство при провозе багажа, велосипедов, животных

- Независимость от погодных условий

- Ограниченная пропускная способность инфраструктуры

- Отсутствие движения внутри городов

- Низкий уровень модернизации подвижного состава

- Наличие отмен движения поездов

- Высокая себестоимость перевозки

- Отсутствие комфортных условий для проезда в обычных электропоездах

Возможности

Угрозы

- Появление новых остановочных пунктов в связи с расширяющейся застройкой крупных городов

- Организация перехватывающих парковок

- Создание новых абонементных билетов

- Улучшение комфортности проезда

- Развитие мультимодальных перевозок, сотрудничество с АТП

- Увеличение числа отмен или задержек пригородных поездов, снижающих привлекательность железнодорожных перевозок для пассажиров

- Нарушение сроков сдачи объектов инфраструктуры со стороны ПАО «РЖД»

- Увеличение себестоимости перевозок

- Увеличение уровня конкуренции

- Полная компенсация выпадающих доходов

- Рост мобильности населения

- Строительство новых станций метро в пригородах Москвы

- Демографический спад

- Увеличение числа безбилетных пассажиров

- Неполучение субсидий от субъектов РФ

* На основе Годового отчета АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» за 2017 // АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»:[сайт]. –URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2017.pdf


Так как основные конкурентные преимущества компании уже были выделены ранее, основной целью анализа было выявление стратегических возможностей для общества. В первую очередь, основной возможностью для развития у ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК является рост подвижности населения, направленный на крупные агломерации, в основном на г. Москва. Именно поэтому основной и самый популярный маршрут компании – участок «Москва-Тверь».

Удовлетворить потребность населения в передвижении между двумя городами помогает скоростной поезд «Ласточка», который преодолевает указанный маршрут за 1 час 42 минуты вместо 2 часов 44 минут, как обычный электропоезд[46].

Таким образом, еще одной возможностью для компании будет являться развитие скоростного движения. Однако во избежание высокого и тяжело регулируемого пассажиропотока компании также необходимо улучшать условия проезда в других электричках. Другие возможности касаются в основном расширения маршрутной сети за счет активной застройки и развития мультимодальных перевозок с помощью перехватывающих парковок и сотрудничества с автотранспортными предприятиями.

Основную угрозу для эффективной деятельности компании представляют плановые отмены поездов или задержки, которые часто вызывают недовольство среди пассажиров. Еще одной угрозой является строительство новых станций метро, вследствие чего для пригородных перевозок пассажиры будут использовать метрополитен, а не пригородные поезда.

Проведение SWOT-анализа помогает в дальнейшей разработке стратегии, так она должна быть направлена на соответствие внутренних возможностей компании внешней ситуации [19, c. 166]. Знание сильных и слабых сторон должно помочь компании реализовать свои рыночные возможности и избежать угрозы.

Согласно данным годовых отчетов за 2016 и 2017 год, около 30,3процентовот общей прибыли компании – прибыль от перевозок «Ласточкой» [28]. Со временем эта доля в общей выручке может увеличиваться. Таким образом, примерная выручка от перевозки в скоростном сегменте[23,24]:

- За 2018 год: 6336,368*0,303=1919,92 млн руб.;

- За 2017 год: 5523,454*0,303=1673,61 млн руб.;

- За 2016 год: 4919,196*0,303=1490,52 млн руб.

Можно увидеть, что выручка в скоростном сегменте постоянно растет, что свидетельствует о высокой привлекательности такого типа перевозок и об общем увеличении количества перевезенных пассажиров ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК.

Так как ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК не предоставляет данные о точной величине затрат на электропоезд «Ласточка», рассчитать именно рентабельность такого типа перевозок проблематично. Однако большую часть затрат, влияющих на величину себестоимости перевозок, составляет закупочная деятельность АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК». По данным отчета 2017 года, общая сумма закупок составила 1925,71 млн руб., 954,4 млн руб. из которых составляет аренда подвижного состава «Ласточка» (Рисунок 7).


Рисунок 7 – Структура расходов ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК на закупки

Таким образом, 954 миллиона рублей приходится на аренду самого состава, что составляет около 57% от общей выручки с перевозок поездами 7000-й нумерации. Однако помимо аренды в себестоимость перевозок также включены и другие затраты, к которым относится обслуживание подвижного состава, заработная плата сотрудников, ремонт и обслуживание АСОКУПЭ и т.д. Затраты, которые могут добавиться к аренде поезда, достаточно велики, вследствие чего встает вопрос об окупаемости этих перевозок.

Если перевозки скоростными поездами могут быть убыточными или слабо окупаемыми для общества, то компания может отказаться от аренды «Ласточки», таким образом уменьшая свои расходы. Этот вопрос может быть рассмотрен для повышения стратегической эффективности компании.

3.2 Разработка сценариев позиционирования ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК в скоростном сегменте рынка транспортных услуг

Можно выделить три варианта взаимодействияЦЕНТРАЛЬНАЯ ППКв скоростном сегменте рынка транспортных услуг: отказаться от аренды скоростного подвижного состава «Ласточка» и передать осуществление перевозки дирекции скоростного сообщения (ДОСС), отказаться от аренды и осуществлять продажу билетов на скоростные поезда в качестве агента или оставаться перевозчиком.

Так как спрогнозировать значения для этих всех трех сценариев было бы проблематичным, то можно рассчитать возможные показатели работы общества в 2019 году. К рассчитываемым показателям относятся: количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, средняя дальность, транспортная работа, выручка с перевозочной деятельности, себестоимость перевозок и финансовый результат.

Первый сценарий предполагает пассивную деятельность ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК, направленную на развитие общества. Таким образом, основная деятельность компании будет направлена на развитие перевозок обычными поездами на электро- и теплотяге, получение субсидий от регионов в полном размере, сокращение числа безбилетных пассажиров и т.д. Перевозками пассажиров на скоростных поездах «Ласточка» в этом случае будет заниматься структурное подразделение материнской компании – Дирекция скоростного сообщения (далее – ДОСС).


Отказ от аренды поездов «Ласточка» может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для компании. К положительным последствиям можно отнести в первую очередь сокращение величины затрат. Как уже было отмечено, около миллиарда рублей компания тратит на арендуподвижного состава, кромеэтого, также присутствуют затраты на обслуживание самих поездов, заработную плату контролеров и т.д.

Еще одним благоприятным последствием станет отсутствие необходимости постоянного регулирования и оптимизации загруженных маршрутов, вследствие чего у компании будет возможность развивать менее загруженные направления. Общество сможет повышать конкурентные преимущества обычных электропоездов, искать способы снижения конкуренции со стороны автотранспорта, например, посредством организации мультимодальных маршрутов.

К негативным последствиям можно отнести снижение прибыли компании и отток пассажиров. Помимо уменьшения прибыли и количества пассажиров на те значения, которые сейчас связаны с «Ласточкой» (13,5 миллионов пассажиров и около 1,5 миллиарда рублей выручки), компания понесет еще большие потери. ДОСС, занимаясь только скоростными перевозками, может сильнее развивать привлекательность «Ласточки» для пассажиров, из-за чего пассажиропоток там может быть больше. Кроме того, многие пассажиры постепенно пересаживаются с обычных электричек на «Ласточку».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование посвящено повышению логистической стратегии в пригородной пассажирской компании (АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»).

На основе проведенного исследования можно сделать некоторые выводы. В первую очередь, составление стратегии для любой пригородной компании является достаточно проблематичным, так как необходимо соответствовать государственным целям, изложенным в основных нормативных документах, и вектору развития своей материнской компании (холдинга ПАО «РЖД»). Таким образом, повышение стратегической эффективности должно осуществляться в соответствии со всеми указанными приоритетами.

После проведения анализа финансовых и производственных показателей деятельности выбранной компании (АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»), было выяснено, что компания успешно реализует свою деятельность и имеет положительную чистую прибыль благодаря скоростным перевозкам поездами «Ласточка». Однако, аренда скоростных поездов также сопряжена с увеличением расходов компании. Анализ пяти сил Портера показал также, что компания находится в тяжелом положении на рынке, связанным с сильной конкуренцией со стороны автотранспорта и властью ПАО «РЖД», как поставщика.


Проведение SWOT-анализа подтвердило основные проблемы и угрозы компании, такие как высокая себестоимость перевозок, конкуренция и так далее. Вследствие этого было разработано три сценарных варианта развития компании в зависимости от того, будет она арендовать «Ласточку» или нет, так как именно аренда скоростного поезда является достаточно неоднозначным решением компании.

Однако, на основе разработанных сценариев, было выяснено, что именно аренда «Ласточки» помогает компании удерживать большую долю на рынке пригородных перевозок и иметь положительный финансовый результат. Таким образом, аренда скоростного поезда является для общества необходимой.

Также были даны основные стратегические рекомендации для компании, способствующие улучшению эффективности ее деятельности. К ним относятся различные меры по увеличению пассажиропотока и прибыли, а также устранению основных угроз.

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение стратегической эффективности в транспортной компании достигается за счет тщательного стратегического анализа и точного расчета возможных сценариев развития. Только на основе осуществления этих методов возможно принятие стратегических решений, способствующих развитию компании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом [Текст]: Распоряжение Правительство РФ от 19.05.2014 №857-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – №21. – ст. 2755.
  2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 №877-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №29. – ст. 3537.
  3. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989. – 303 с.
  4. Басовский Л.Е. Экономический анализ [Текст]: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; Под ред. Л.Е. Басовского. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
  5. Василенко, Е.Н., Ворожбит, О.Ю. Управление денежными потоками в соответствии с МСФО [Текст] / Е.Н. Василенко, О.Ю. Ворожбит // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1. – с. 338-343.
  6. Высоцкий, А.Е. РЖД: опыт реформирования естественной монополии [Текст] / А.Е. Высоцкий // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 4(32). – с. 354-356.
  7. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 236 с.
  8. Литвак, Б.Г Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. – М. : Юрайт, 2019. – 508 с.
  9. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент [Текст]: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
  10. Машина, О.И. Специфика разработки стратегии развития пригородных пассажирских компаний [Текст] / О.И. Машина // Инновационное развитие транспорта. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Санкт-Петербург, 12-13 мая 2016 г.). – СПб: ООО «Редакционно-издательский центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС», 2016. – с. 101-103.
  11. Мишарин, А.С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты [Текст] / А.С. Мишарин // Инновационный транспорт. – 2015. – № 1(15). – с. 3-7.
  12. Набиуллин, А.Ф., Файзуллина, С.Х. Стратегия развития железнодорожного транспорта в условиях экономических реформ [Текст] / А.Ф. Набиуллин, С.Х. Файзуллина // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. – № 3(11). – с. 67-73.
  13. Попов, С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения [Текст]: учеб.-практич. пособие / С. А. Попов. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 448 с.
  14. Рожкова, Е.В., Сазанова, А.А. Стратегический менеджмент: становление и развитие [Текст] / Е.В. Рожкова, А.А Сазанова // Вестник университета. – 2016. – № 5. – с. 201-203.
  15. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для академического бакалавриата / М.Б. Шифрин. – М. : Юрайт, 2019. – 322 с.
  16. Cândido, C., Santos, S.P. Implementation obstacles and strategy implementation failure [Text] // Baltic Journal of Management. – 2019. – Vol. 14(1). – P. 39-57.
  17. Porter, M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors [Text] / M. Porter. – 1998. – 456 p.
  18. Subba Rao, P. Strategic Management [Text] / P. Subba Rao. – 2010. – 190 p.
  19. Thompson, A.A., Strickland, A.J. Strategic management: concepts and cases [Text] / A.A. Thompson, A.J. Strickland. – 2003. – 450 p.
  20. Tovstiga, G. Strategy in Practice: A Practitioner’s Guide to Strategic Thinking [Text] / G. Tovstiga. – 2013. – 270 p.
  21. Warner, A. G. Strategic analysis and choice: A structured approach [Text] / A. G. Warner. – 2010. – 158 p.
  22. Weichrich, H. The TOWS matrix: a tool for situational analysis [Text] // Long Range Planning. – 1982. – Vol. 15(2). – P. 54‐66
  23. Бухгалтерский баланс за 2018 год [Электронный ресурс] // Документы АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/buh-balance-2018/buhgalterskiy-balans-na-31-12-2018-god.pdf (Дата обращения: 23.04.2019).
  24. Бухгалтерский баланс за 2017 год [Электронный ресурс] // Документы АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/buh-balance-2018/buhgalterskiy-balans-na-31-12-2017-god.pdf (Дата обращения: 23.04.2019).
  25. Все о Сапсане [Электронный ресурс] // Туту.ру: [сайт]. – URL: https://sapsan.tutu.ru/content/vse_o_sapsane/ (Дата обращения: 12.03.2019).
  26. Годовой отчет за 2014 год [Электронный ресурс] // Документы АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2014.pdf (Дата обращения: 01.05.2019).
  27. Годовой отчет за 2015 год [Электронный ресурс] // Документы АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2015.pdf (Дата обращения: 13.04.2019).
  28. Годовой отчет за 2017 год [Электронный ресурс] // Документы АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК»: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/godovoy-otchet-mtppk-2017.pdf (Дата обращения: 15.04.2019).
  29. Годовой отчет ПАО «РЖД» за 2017 год [Электронный ресурс] // ПАО «РЖД»: [сайт]. – URL: https://ar2017.rzd.ru/ru#anniversary(Дата обращения: 05.02.2019).
  30. Годовой отчет ОАО «СППК» [Электронный ресурс] // ОАО «Северная пригородная пассажирская компания»: [сайт]. – URL: http://www.sevppk.ru/information-disclosure/godovoy-otchet-obshchestva/ (Дата обращения: 12.04.2019).
  31. Годовые отчеты ОАО «СЗППК» [Электронный ресурс] // ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания»: [сайт]. – URL: http://ppk-piter.ru/about/document/require.php (Дата обращения: 12.04..2019).
  32. Документы [Электронный ресурс] // Московско-Тверская пригородная пассажирская компания: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/fst.html (Дата обращения: 12.05.2019).
  33. Железнодорожные «Ласточки»: оценки пассажиров [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [сайт]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8904(Дата обращения: 24.04.2019).
  34. Железную дорогу до Магадана исключили из планов [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. – URL: https://rg.ru/2018/10/18/reg-dfo/zheleznuiu-dorogu-do-magadana-iskliuchili-iz-planov.html (Дата обращения: 12.03.2019).
  35. Какой транспорт выбирают россияне для поездок по стране [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения: [сайт]. – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/11576 (Дата обращения: 24.04.2019).
  36. Московское центральное кольцо [Электронный ресурс] // Московский метрополитен: [сайт]. – URL: http://mosmetro.ru/mcc/ (Дата обращения: 05.04.2019).
  37. Мультимодальные перевозки [Электронный ресурс] //ПАО «РЖД»: [сайт]. – URL: http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5302 (Дата обращения: 02.04.2019).
  38. Новости компании [Электронный ресурс] // Московско-Тверская пригородная пассажирская компания: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/news/693 (Дата обращения: 07.05.2019).
  39. Новости компании [Электронный ресурс] // Северо-Западная пригородная пассажирская компания: [сайт]. – URL: http://ppk-piter.ru/press_center/company_news/109571/ (Дата обращения: 02.05.19).
  40. О компании [Электронный ресурс] // ОАО «Северная пригородная пассажирская компания»: [сайт]. –URL: http://www.sevppk.ru/about/(Дата обращения: 12.04.2019).
  41. О компании [Электронный ресурс] // ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания»: [сайт]. – URL: http://ppk-piter.ru/about/activities/(Дата обращения: 12.04.2019).
  42. Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава [Электронный ресурс] // Техэксперт: [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/542630871 (Дата обращения: 12.05.2019).
  43. Одобрен первый участок высокоскоростной железнодорожной магистрали [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ: [сайт]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3859533?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop(Дата обращения: 15.03.2019).
  44. Основные итоги реализации Федеральной программы «Развитие транспортной системы в РФ» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации: [Сайт]. – URL: https://www.mintrans.ru/documents/8/7402Дата обращения: 03.03.2019).
  45. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. – URL: http://bit.do/eTpa6(Дата обращения: 11.05.2019).
  46. Расписание электричек Москва-Тверь [Электронный ресурс] // Туту.ру: [сайт]. – URL: https://www.tutu.ru/rasp.php?st1=20000&st2=83010 (Дата обращения: 03.05.2019).
  47. Стратегия Холдинга ПАО «РЖД» до 2030 года [Электронный ресурс] // РЖД Документы: [сайт]. – URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5101&id=6396(Дата обращения: 20.02.2019).
  48. Типовая структура стратегии развития дочернего общество ПАО «РЖД» (ДО) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. –URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&dst=100009&n=491425&req=doc(Дата обращения: 03.03.2019).
  49. Транспорт[Электронный ресурс] // Федеральная служба государственный статистики: [сайт]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/#(Дата обращения: 01.03.2019).
  50. Устав АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК» [Электронный ресурс] // Московско-Тверская пригородная пассажирская компания: [сайт]. – URL: http://mtppk.ru/files/docs/ustav_oao_mtppk.pdf (Дата обращения: 29.04.2019).
  51. Федеральная программа «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы) [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm(Дата обращения: 03.03.2019).
  52. Формула фонда заработной платы [Электронный ресурс] // Solverbook: [сайт]. – URL: http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-ekonomike/formula-fonda-zarabotnoj-platy/ (Дата обращения: 15.05.2019).
  53. Энциклопедия статистических терминов: экономическая статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/stbook11/tom4.pdf (Дата обращения: 15.05.2019).