Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговой системы можно разделить на:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. Примеры построения таких налоговых систем неизвестны.
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным. К данной группе можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

1.2. Формирование налоговой системы РФ

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

В подсистеме налогообложения реализуются фискальная и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования – контрольная функция налогов.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке сформировать адекватную налоговую систему.


Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 гг. (для сравнения – 12,2% в 2005 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых)12, с. 85.

Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.

Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильности совокупности налогов, введенных с 1992 г. Эта совокупность дополнялась новыми налогами сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3 – 4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, транспортный налог с коммерческих организаций, налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда и др.

Частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость налоговой системы расширяют возможности для произвола власти и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим были обозначены следующие направления реформирования налоговой системы:

  • кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;
  • расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
  • установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
  • кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов в целях устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

Осуществление принципов налоговой реформы должно привести к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенному ослаблению уклонения от уплаты налогов, стабилизации номинальных ставок налогов.

Развитие российской системы налогообложения «методом проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).


Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени на экономику и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.

В начале 2001 г. с проведением кардинальной налоговой реформы был подчеркнут стратегический приоритет – рациональное, справедливое налогообложение природных ресурсов – основного богатства России, недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота.

В течение последующих лет были отменены некоторые налоги и сборы, в том числе связанные с результатами деятельности, но привязанные к объемам оборота: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка – 2,5% выручки от реализации товаров и услуг). Были отменены десятки других малозначительных налогов и сборов, снижены ставки по ряду оставшихся налогов: налогу на прибыль – с 35 до 20%; налогу на доходы физических лиц – до 13% (в части обложения трудового дохода); единому социальному налогу – с 39 до 35,6% с 2001 г. и 26,0% с 2005 г.; налогу на добавленную стоимость – с 20 до 18%12, с. 91.

Взамен малозначительных платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых, также изменены основные элементы регионального налога на имущество организаций (сужен объект налогообложения за счет изъятия запасов и затрат, но увеличена ставка налога – с 2,0 до 2,2%).

В силу политических и экономических интересов преобразования в российской политике налогообложения носят скорее спорадический характер, нежели системный. Любой закон о налогах только тогда станет действенным механизмом преобразований, когда, будучи встроенным в реальные воспроизводственные процессы, начнет способствовать развитию общественного производства.

За последние годы преобразования в налоговой сфере уже стали приносить результаты – выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики. И чтобы перейти к эффективной налоговой системе, она должна быть справедливой, не позволяющей уклоняться от налогов и более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса.

Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых:

  • количественный состав налогов и сборов;
  • количественный состав и структура налогоплательщиков;
  • налоговый потенциал экономики;
  • налоговое бремя экономики;
  • собираемость налогов и сборов;
  • состояние налоговой дисциплины.

Рассмотрим перечисленные характеристики применительно к налоговой системе РФ.

В РФ на начало 2020 г. установлены девять федеральных налогов и сборов, три региональных и два местных налога, т.е. всего 14 (для сравнения: 55 на начало 1999 г.).

Кроме налогов в российской налоговой системе предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Функционирующая подсистема налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами формирует налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. Налоговый потенциал - это составная часть финансового потенциала и в силу этого является производным от экономического потенциала страны и одновременно фактором его роста. Другими словами, мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы общественного воспроизводства и через это меру налогового потенциала последующих периодов.

Развитие экономического потенциала страны, конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках зависит от налоговой политики государства.

Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:

  • налоговые поступления в бюджетную систему страны по итогам финансового года;
  • недоимку по налогам и сборам;
  • льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя на экономику представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей налоговой системы. Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е совокупностью и содержанием функций, реализуемых институтами власти, и зависит от уровня экономического развития и качества жизни, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.


Характеристика налогового бремени будет неполной, если не провести её структурный анализ по субъектам плательщикам, по соотношению прямых и косвенных налогов, по удельному весу федеральных, региональных и местных налогов и сборов:

  • доля налоговых доходов бюджетной системы составляет 92,7%;
  • уровень налогового бремени превышает 33,4%;
  • доля прямых налогов доходит до 60%, косвенных – 40%;
  • около 90% налогов и сборов поступает от организаций и чуть более 10% - от физических лиц;
  • на долю федеральных налогов и сборов приходится 94% налоговых поступлений и лишь 6% обеспечивается за счет региональных и местных налогов.

Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков. Уровень собираемости конкретного налога рассчитывается путем деления фактических поступлений по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу.

После августовского кризиса финансовой системы России уровень собираемости налогов стал возрастать и достиг на настоящее время 98% по налогу на добычу полезных ископаемых, 97% - по налогу на прибыль, 93% - по НДС.

1.3. Структура налоговой системы РФ

Налоговая система РФ как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

Для каждого государства общее содержание и характер его налоговой системы определяется налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими её отношения с другими государствами. При этом важно иметь такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а с другой стороны, не лишает предпринимателей и население в целом стимулов к высокоэффективному труду.

В настоящее время налоговая система РФ состоит из следующих взаимосвязанных элементов – подсистем, формирующих её структуру.

1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой системы является законодательство РФ о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются двухпалатным парламентом и утверждаются Президентом РФ.