Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Подсистема налогов и сборов представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке.

3. Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства включает налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и её территориальных органов.

Основными задачами налоговых органов являются контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами о налогах и сборах. В рамках данной подсистемы таможенные органы выполняют в том числе следующие функции:

  • участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют её;
  • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции.

4.Правоохранительная подсистема обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы.

Задачами федеральных органов внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их работников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей.

Таможенные органы в рамках правоохранительной подсистемы также выполняют следующие функции:

  • защищают экономические интересы РФ;
  • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещенным через таможенную границу РФ;
  • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление.

5. Подсистема судопроизводства обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками – организациями и физическими лицами. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в отношении дел, связанных с рассмотрением налоговых споров, являются обязательными к исполнению на всей территории РФ.

6. Банковская подсистема обеспечивает через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерального, территориальных и местных. Важная роль в обеспечении бесперебойной работы этой подсистемы отводится банкам. Открытие банком счета налогоплательщику производится только при предъявлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или иного обязанного лица банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную главой 18 НК РФ.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течении одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектами налогообложения в лице налогоплательщиков. Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементов внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Налоговая политика России

Налоговая политика на 2019- 2020 гг. — это публичная информация, которую Минфин размещает на своем сайте (как правило, это происходит до начала наступающего года). Опираясь на эти сведения, можно понять, какие будут созданы фискальные условия для развития частного бизнеса, какой набор инструментов будет использоваться для сокращения теневого сегмента, удастся ли полностью сбалансировать бюджеты и какие законодательные нововведения будут приняты для решения таких задач. 

Получение прибыли вне налогообложения – это крайне актуальная проблема для экономики страны. Предприятия и физлица, которые не платят фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, вследствие чего наблюдается явный дефицит его доходной части. Но Минфин намерен бороться с теневым сегментом, используя все доступные ему инструменты и методы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон. 

С этой целью в рамках реализации налоговой политики на 2019-2020 годы будут использованы такие меры:
• переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать свои продажи. При использовании таких касс платежные данные мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи; 
• ужесточение таможенного контроля, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта); 
• формирование нового госреестра актов гражданского состояния; 
• создание единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы сведения о гражданах; 
• запуск автоматического обмена налоговыми данными, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д. 

Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, Минфин намерен полностью систематизировать процесс взимания фискальных сборов и упорядочить налогообложение. 


Для этого в ходе выполнения тезисов налоговой политика РФ на 2019-2020 годы планируется:
• провести ревизию всех обязательных сборов и выявить неналоговые платежи, которые фактически имеют налоговую природу для последующего включения их в Кодекс; 
• усовершенствовать трансфертное ценообразование, чтобы отказаться от контроля за ценами по сделкам предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории одного региона страны; 
• предоставить льготы по оплате налога на прибыль налогоплательщикам определенных субъектов РФ, а также изменить порядок расчета таких платежей; 
• усовершенствовать методику взимания НДС; 
• повысить акцизы на табачную продукцию и вина, предварительно исключив вероятность манипулирования запасами уже готовой к продаже продукции (когда в ожидании изменения акцизов производители накапливают на складах запасы алкогольных (табачных) изделий); 
• ввести налог на недвижимое имущество, которое принадлежит физлицам, не оформившим должным образом право собственности; 
• провести работу над НДПИ, сформировать определение термина «участок недр», разработать методику, благодаря которой можно будет увеличить объем поступлений в бюджет без введения дополнительной налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании; 
• усовершенствовать налоговое администрирование, провести работу по расчету адекватного размера пени для юрлиц; 
• подготовить базу для поэтапной отмены действующих льгот и т. д. 

С другой стороны, для нефтедобывающих предприятий будет разработана альтернативная система налогообложения – НДД (налог на добавленный доход). В первую очередь это коснется пилотных объектов, которые расположены на месте зрелых и новых месторождений. При этом налоговой базой будет считаться доход от добычи углеводородов за вычетом совокупных расходов по разработке этих недр. Предполагается, что ставка по НДД составит около 50%.

Не оставит без внимания Минфин и физических лиц, на что указывают другие положения утвержденной налоговой политики РФ на 2019-2020 годы. Основная задача в данном направлении – это сокращение числа неофициально трудоустроенных лиц и самозанятых граждан, которые предоставляют услуги или продают товары, не оплачивая фискальных платежей. 

2.3 Эффективность налоговой политики 2019 года


Эффективность выбранной налоговой политики заключается в оптимальном сочетании фискальной и социально-экономической функции налогов, и базируется на следующих принципах:

1. Стабильность, понятность и прозрачность налоговой политики, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства. С этой целью, в процессе проведения налоговой реформы следует предусмотреть мораторий на внесение изменений в законодательные акты по вопросам налогообложения. 2. Установление равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков и отмены необоснованных льгот по налогообложению.

3. Создание эффективной налоговой системы, которая обеспечит сбалансированность общегосударственных и частных интересов, будет способствовать развитию предпринимательства и наращиванию национального богатства РФ. Реализация этого принципа налоговой политики в процессе реформирования налоговой системы заключается в том, что рост объемов налоговых поступлений обеспечивается путем ускорения оборачиваемости капитала и повышения деловой активности субъектов хозяйствования. Баланс между фискальной и регулирующей функцией налогов может быть достигнут путем установления рационального соотношения между прямыми и косвенными налогами, входящими в налоговую систему, отказа от политики финансирования бюджетного дефицита за счет расширения налоговой базы и увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Об эффективности такого сочетания указанных функций должен свидетельствовать процесс легализации теневой экономики, переток капиталов, задействованных в ней, в легальный сектор. 

4. Обеспечение социальных гарантий и защиты в отношении малообеспеченных слоев населения. Следует отказаться от налогообложения доходов, которые не превышают уровня черты малообеспеченности, поскольку они являются незначительными, и расходы на их администрирование превышают бюджетные поступления от их налогообложения. Поэтому необходимым условием введения действенного механизма налогообложения доходов физических лиц считается повышение уровня необлагаемого минимума официальной черты малообеспеченности, а также переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов, определяется значительной дифференциацией последних в РФ.

5. Стимулирование переоснащения предприятиями основных фондов и обновления материально-технической базы. Реформирование прямых налогов должно исходить из того факта, что основные фонды на большинстве предприятий морально и физически устарели и требуют немедленного обновления. В связи с этим, следует вывести из-под налогообложения налогом на прибыль средства, направляемые предприятиями на инновационную деятельность, расходы на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, фундаментальные исследования.