Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним острым моментом, говорящим о необходимости быстрого и эффективного выполнения возложенных на данные территории функций, выступает фактор того, что размер выпадающих налоговых доходов в бюджет достаточно велик и разнится в оценке. Так, на 2014 г., по оценкам Министерства финансов, сумма выпадающих налогов составила 1,7 трлн р., а уже по оценке Счётной палаты – 5 трлн р.

Это говорит о необходимости оптимизации льготной политики государства: улучшить эффективно действующие льготы и заменить ненужные льготы на новые, отвечающие современным потребностям общества. Однако сложность льготной политики заключается в том, что упразднить (даже неэффективные и невостребованные льготы) трудно, так как это сказывается на репутации властей и государства в целом.

Говоря о перспективных направлениях развития налоговой системы России, можно выделить несколько наиболее актуальных, далее отметим их. Во-первых, в рамках законодательной деятельности у налоговой системы есть актуальные направления деятельности – это развитие налоговой базы в области электронной коммерции, налогообложение операций с нематериальными активами, возможность налогового учета цифровых аккредитивов и т. д. Мы должны понимать, что развитие цифровой экономики ведет и к развитию налоговой системы.

Во-вторых, еще одна область развития налоговой системы – это сотрудничество в международном плане. Россия входит в международный проект по борьбе с размыванием налоговой базы – план BEPS. По этому плану становится возможным избегать двойного налогообложения компаний. Но, также увеличивается и количество форм отчетности для этих международных компаний, чтобы их деятельность была видна каждой стране, в которой они работают.

В-третьих, приведенный выше пример увеличения отчетности компаний сводится к еще одной тенденции налоговой системы, как мировой, так и национальной, – тенденции «прозрачности» налогового процесса. Например, налоговая система страны настроила свою работу так, что она может отследить всю цепочку уплаты НДС (от производителя до конечного потребителя). Также экспертами и учеными рассматривается и рассчитывается возможность отслеживания расходов экономических субъектов и их дальнейшее сопоставление с доходами субъекта. Отмечается, что такой сценарий на данный момент имеет высокие трудозатраты, но будет эффективен и целесообразен в качестве борьбы с сокрытием доходов, если в будущем будет введен прогрессивная налоговая ставка.


В четвертых, интересным предложением является применение «предварительного соглашения» с налоговой инспекцией. Данный алгоритм используется в сфере трансфертного ценообразования, но многие специалисты видят логичным его применение и в других сферах. Например, практику «предварительного соглашения» можно использовать, когда в сложных ситуациях у налогоплательщика возможны консультация и соглашение с налоговой инспекцией. Как результат – они договариваются о порядке налогообложения, который будет наиболее оптимальным и эффективным в данном случае.

В пятых, необходимо выровнять приоритет функций налоговой системы. Видно, что неэффективная работа в области распределительной функции налогов привела к проблемам пенсионного обеспечения. А недостаточный эффект стимулирующей функции тормозит развитие малого и среднего предпринимательства, в то время как преобладание фискальной функции ставит под удар экономическое развитие крупного предпринимательства. Контрольная функция налогов тоже не может в полной мере обеспечить справедливое и эффективное взимание налогов. Другой вопрос, что «достойное выравнивание» функций – это сложный и долгосрочный процесс, но его необходимость всем понятна и нуждается в исполнении.

Можно заключить, что в налоговой системе России есть элементы, тормозящие её развитие и эффективную работу, но также есть и стимулы для дальнейшего роста. В частности, несмотря на непродолжительную историю становления и функционирования российской налоговой системы, эксперты ставят её в объективное сравнение с европейскими. Стоит отметить, что по ряду показателей отечественная налоговая система в большей степени социально ориентированная и щадящая по отношению к налогоплательщикам.

В проведенном исследовании мы постарались выделить наиболее значимые проблемы налоговой системы страны. Как видно, на их наличие повлияли объективные причины перехода экономики страны к рыночной системе, неэффективность применения к переходному типу экономики зарубежных налоговых практик, «активные» и несистемные процессы в налоговой законодательной практике, неоптимизированная льготная политика и т. д. Проведенная нами классификация данных проблем помогла нам выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути их решения. Данные меры, на наш взгляд, помогут не только решить насущные проблемы налоговой системы России, но и станут опорой для её дальнейшего развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы:

1. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных её элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый их которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

3. Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени на экономику и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.

4. Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

5. Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектами налогообложения в лице налогоплательщиков. Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементов внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней.

6. Основные недостатки налоговой системы: нестабильность налоговой политики, чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика, уклонение от уплаты налогов, чрезмерное распространение налоговых льгот, отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики, эффект инфляционного налогообложения, а также проблемы обеспечения стабильности налоговой системы и её максимального упрощения, изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование.

7. Корректировку налоговой системы нужно осуществлять безболезненно для налогоплательщиков. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство. Целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с 1 января следующего года и ни в коем случае – задним числом.


8. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет приоритеты экономического развития, что требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

9. Весьма перспективной представляется разновекторная модель налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы.

10. Имеются лишь два направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.

11. Совершенствование налоговой системы неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения налоговой системы в фактор экономического роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Конституция Российской Федерации – М.:АСТ: Астрель, 2006. – 64 с.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая):
  • Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г. – 304 с.
  • Васильева М.В., Соловьев К.А. Стратегические тенденции в процессе совершенствования современных систем налогообложения экономики развитых стран // Финансы и кредит. – 2008. - № 37. – с. 64 – 68
  • Кашин В.А. Налоговая система: как её сделать более эффективной? / Финансы. – 2008. - № 10. – стр. 39-42.
  • Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д.Г. – М.: МЦФЭР, 2008, - 528 с.
  • Алиев Б. Х., Мусаева Х. М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / под ред. Б. Х. Алиева. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. – 439 с.
  • Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. – № 42. – С. 43.
  • Оломская Е. В. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 5.
  • Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электрон- ный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3546–3550. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85710.htm.
  • Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Указ. соч.
  • Оломская Е. В. Указ. соч.
  • Григорьева К. С. Противоречия интересов и конфликтов в системе налоговых отношений // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 4.
  • Дворникова Ю. В. Разработка методического подхода к оценке экономической эффективности сов- местного финансирования инновационного проекта // Вестник самарского государственного эконо- мического университета. – 2010. – № 11 (73). – С. 28–31.
  • Дворникова Ю. В., Кузнецова О. А. Проблемы диагностики оборотного капитала организации и направления повышения эффективности его использования // Наука и образование транспорту: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. – Самара: СамГУПС, 2017. – С. 172–174.
  • Шеварёва Л. В., Мазий В. В. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на при- мере бюджета Аксайского района) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Т. 9. – № 3. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN317.pdf.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018). Ст. № 14–15.
  • Краткая история налогов и налогообложения в России // Официальный сайт НП ЦДО «Элита- риум». – URL: http://www.elitarium.ru/nalogi-nalogooblozhenie-ussr-rossija-poshlina-bjudzhet-istorija/.
  • Дворникова Ю. В., Кузнецова О. А., Ишеева И. А. Оценка состояния и эффективности развития региональных кредитных организаций в современной экономической ситуации // Вестник Сам- ГУПС. – 2015. – № 3 (29). – С. 61–65.