Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
1.2. Формирование налоговой системы РФ
1.3. Структура налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 Эффективность налоговой политики 2019 года
2.2. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Еще одним острым моментом, говорящим о необходимости быстрого и эффективного выполнения возложенных на данные территории функций, выступает фактор того, что размер выпадающих налоговых доходов в бюджет достаточно велик и разнится в оценке. Так, на 2014 г., по оценкам Министерства финансов, сумма выпадающих налогов составила 1,7 трлн р., а уже по оценке Счётной палаты – 5 трлн р.
Это говорит о необходимости оптимизации льготной политики государства: улучшить эффективно действующие льготы и заменить ненужные льготы на новые, отвечающие современным потребностям общества. Однако сложность льготной политики заключается в том, что упразднить (даже неэффективные и невостребованные льготы) трудно, так как это сказывается на репутации властей и государства в целом.
Говоря о перспективных направлениях развития налоговой системы России, можно выделить несколько наиболее актуальных, далее отметим их. Во-первых, в рамках законодательной деятельности у налоговой системы есть актуальные направления деятельности – это развитие налоговой базы в области электронной коммерции, налогообложение операций с нематериальными активами, возможность налогового учета цифровых аккредитивов и т. д. Мы должны понимать, что развитие цифровой экономики ведет и к развитию налоговой системы.
Во-вторых, еще одна область развития налоговой системы – это сотрудничество в международном плане. Россия входит в международный проект по борьбе с размыванием налоговой базы – план BEPS. По этому плану становится возможным избегать двойного налогообложения компаний. Но, также увеличивается и количество форм отчетности для этих международных компаний, чтобы их деятельность была видна каждой стране, в которой они работают.
В-третьих, приведенный выше пример увеличения отчетности компаний сводится к еще одной тенденции налоговой системы, как мировой, так и национальной, – тенденции «прозрачности» налогового процесса. Например, налоговая система страны настроила свою работу так, что она может отследить всю цепочку уплаты НДС (от производителя до конечного потребителя). Также экспертами и учеными рассматривается и рассчитывается возможность отслеживания расходов экономических субъектов и их дальнейшее сопоставление с доходами субъекта. Отмечается, что такой сценарий на данный момент имеет высокие трудозатраты, но будет эффективен и целесообразен в качестве борьбы с сокрытием доходов, если в будущем будет введен прогрессивная налоговая ставка.
В четвертых, интересным предложением является применение «предварительного соглашения» с налоговой инспекцией. Данный алгоритм используется в сфере трансфертного ценообразования, но многие специалисты видят логичным его применение и в других сферах. Например, практику «предварительного соглашения» можно использовать, когда в сложных ситуациях у налогоплательщика возможны консультация и соглашение с налоговой инспекцией. Как результат – они договариваются о порядке налогообложения, который будет наиболее оптимальным и эффективным в данном случае.
В пятых, необходимо выровнять приоритет функций налоговой системы. Видно, что неэффективная работа в области распределительной функции налогов привела к проблемам пенсионного обеспечения. А недостаточный эффект стимулирующей функции тормозит развитие малого и среднего предпринимательства, в то время как преобладание фискальной функции ставит под удар экономическое развитие крупного предпринимательства. Контрольная функция налогов тоже не может в полной мере обеспечить справедливое и эффективное взимание налогов. Другой вопрос, что «достойное выравнивание» функций – это сложный и долгосрочный процесс, но его необходимость всем понятна и нуждается в исполнении.
Можно заключить, что в налоговой системе России есть элементы, тормозящие её развитие и эффективную работу, но также есть и стимулы для дальнейшего роста. В частности, несмотря на непродолжительную историю становления и функционирования российской налоговой системы, эксперты ставят её в объективное сравнение с европейскими. Стоит отметить, что по ряду показателей отечественная налоговая система в большей степени социально ориентированная и щадящая по отношению к налогоплательщикам.
В проведенном исследовании мы постарались выделить наиболее значимые проблемы налоговой системы страны. Как видно, на их наличие повлияли объективные причины перехода экономики страны к рыночной системе, неэффективность применения к переходному типу экономики зарубежных налоговых практик, «активные» и несистемные процессы в налоговой законодательной практике, неоптимизированная льготная политика и т. д. Проведенная нами классификация данных проблем помогла нам выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути их решения. Данные меры, на наш взгляд, помогут не только решить насущные проблемы налоговой системы России, но и станут опорой для её дальнейшего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы:
1. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных её элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый их которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
3. Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени на экономику и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.
4. Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.
5. Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектами налогообложения в лице налогоплательщиков. Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементов внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней.
6. Основные недостатки налоговой системы: нестабильность налоговой политики, чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика, уклонение от уплаты налогов, чрезмерное распространение налоговых льгот, отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики, эффект инфляционного налогообложения, а также проблемы обеспечения стабильности налоговой системы и её максимального упрощения, изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование.
7. Корректировку налоговой системы нужно осуществлять безболезненно для налогоплательщиков. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство. Целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с 1 января следующего года и ни в коем случае – задним числом.
8. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет приоритеты экономического развития, что требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.
9. Весьма перспективной представляется разновекторная модель налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы.
10. Имеются лишь два направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.
11. Совершенствование налоговой системы неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения налоговой системы в фактор экономического роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации – М.:АСТ: Астрель, 2006. – 64 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая):
- Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г. – 304 с.
- Васильева М.В., Соловьев К.А. Стратегические тенденции в процессе совершенствования современных систем налогообложения экономики развитых стран // Финансы и кредит. – 2008. - № 37. – с. 64 – 68
- Кашин В.А. Налоговая система: как её сделать более эффективной? / Финансы. – 2008. - № 10. – стр. 39-42.
- Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д.Г. – М.: МЦФЭР, 2008, - 528 с.
- Алиев Б. Х., Мусаева Х. М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / под ред. Б. Х. Алиева. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. – 439 с.
- Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. – № 42. – С. 43.
- Оломская Е. В. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 5.
- Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электрон- ный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3546–3550. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85710.htm.
- Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Указ. соч.
- Оломская Е. В. Указ. соч.
- Григорьева К. С. Противоречия интересов и конфликтов в системе налоговых отношений // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 4.
- Дворникова Ю. В. Разработка методического подхода к оценке экономической эффективности сов- местного финансирования инновационного проекта // Вестник самарского государственного эконо- мического университета. – 2010. – № 11 (73). – С. 28–31.
- Дворникова Ю. В., Кузнецова О. А. Проблемы диагностики оборотного капитала организации и направления повышения эффективности его использования // Наука и образование транспорту: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. – Самара: СамГУПС, 2017. – С. 172–174.
- Шеварёва Л. В., Мазий В. В. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на при- мере бюджета Аксайского района) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Т. 9. – № 3. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN317.pdf.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018). Ст. № 14–15.
- Краткая история налогов и налогообложения в России // Официальный сайт НП ЦДО «Элита- риум». – URL: http://www.elitarium.ru/nalogi-nalogooblozhenie-ussr-rossija-poshlina-bjudzhet-istorija/.
- Дворникова Ю. В., Кузнецова О. А., Ишеева И. А. Оценка состояния и эффективности развития региональных кредитных организаций в современной экономической ситуации // Вестник Сам- ГУПС. – 2015. – № 3 (29). – С. 61–65.