Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
1.2. Формирование налоговой системы РФ
1.3. Структура налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 Эффективность налоговой политики 2019 года
2.2. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения.
Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. На различных этапах своего функционирования оно решает различные задачи – политические, экономические, социальные и т.д., для осуществления которых необходимы соответствующие финансовые ресурсы. При этом налоги и сборы являются одними из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Право государства взимать налоги и обязанность юридических и физических лиц их уплачивать вытекают из самой сути существования государства в интересах всего общества и отдельных лиц. По мере развития государства расширяются его функции, соответственно возрастает потребность в денежных средствах, а значит, возрастает и значение налоговых поступлений.
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа.
Совокупность взимаемых налогов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему государства.
Одним из актуальных и значимых для развития политики налогообложения представляется изучение проблем налоговой системы, а именно следующих проблем: нестабильность налоговой политики, чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика, уклонение от уплаты налогов, чрезмерное распространение налоговых льгот, отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики, эффект инфляционного налогообложения, а также проблемы обеспечения стабильности налоговой системы и её максимального упрощения, изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование.
Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации и проблем её совершенствования.
Выше поставленная цель достигается путем постановки и решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие налоговой системы;
2) выявить основы формирования налоговой системы;
3) проанализировать различия систем налогообложения, существующих в мире;
4) выявить недостатки налоговой системы России;
5) рассмотреть пути совершенствования налоговой системы РФ.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система.
В связи с этим крайне необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественно-экономическим отношениям и при этом не только соответствовала лучшим образцам мирового опыта построения таких систем, но и учитывала национальные особенности развития российской экономики на современном этапе.
Важно определить, какой смысл вкладывается в понятие «налоговая система». Все дело в том, что понятие «налоговая система» НК не содержит, а соответственно не раскрывает.
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российских Федерации» от 27 декабря 1991 г № 2118-1. Согласно ст. 2 данного Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Данное определение имеет две отличительные особенности.
Во-первых, в налоговую систему был включен не только перечень налогов в классическом их понимании и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Таким образом, законодатель, разграничивая понятия налога, сбора, пошлины и платежей неналогового характера, тем не менее осознанно предполагал под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.
Во-вторых, налоговая система характеризовалась, по сути, как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных элементов такой системы, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествлял один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.
В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых являлись: более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качестве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему элементов.
Из всего многообразия предлагавшихся трактовок можно условно выделить три основных подхода к совершенствованию понятия «налоговая система». Суть этих подходов схематично представлена на рис.110, с. 186, а также приведены характерные примеры соответствующих определений.
Первый подход характеризуется стремлением детализировать основные элементы, характеризуя при этом налоговую систему как простую совокупность данных элементов. Очевидным его преимуществом является внесение ясности в проблему множественности элементов, образующих налоговую систему, и необходимости учета и анализа всей их совокупности. Вместе с тем данный подход не позволяет охарактеризовать налоговую систему как качественно более высокий уровень организации действий отдельных образующих её элементов по сравнению с простым суммированием их действий. Иными словами, в любой системе, в том числе и налоговой, должен проявляться эффект от взаимосвязи элементов, рассмотрение же простой совокупности элементов не создает предпосылки для выделения такого эффекта.
Второй подход во многом устраняет данный недостаток, делая основной акцент именно на взаимосвязанной совокупности элементов налоговой системы. Однако при этом упускается из виду, во-первых, обязательность целостности этих элементов в системе, каждый из которых, имея свое четко определенное предназначение, является неотъемлемым и главное – недублирующим атрибутом системы. Во-вторых, не ясно, что же это за элементы, без которых система не сможет функционировать.
Сущность подходов к совершенствованию понятия «налоговая система»
Рис.1. Существующие подходы к уточнению понятия «налоговая система»
Третий подход, определяющий налоговую систему как систему экономико-правовых отношений между государством и налогоплательщиками, основывается, по сути, на самих налоговых отношениях и взаимосвязи субъектов этих отношений. Очевидным его преимуществом является включение налогоплательщиков как обязательного элемента налоговой системы, однако при этом упускается организационный аспект, т.е. конкретный административный механизм, обеспечивающий функционирование всей налоговой системы.
Следует согласиться с Н. Г. Кузнецовым, подчеркивающим, что «отсутствие законодательного закрепления понятия «налоговая система» не дает основания говорить о её фактическом отсутствии. Необходимость теоретического изучения категории «налоговая система», её элементов и свойств объективна,, поскольку именно такой подход позволяет систематизировано и всесторонне подойти к изучению специфики правового регулирования налоговых правоотношений»14, с. 26.
Таким образом, существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Следовательно, данное понятие можно и нужно изучать.
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных её элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый их которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов. Вместе с тем понятие «налоговая система» идентично по своему содержанию понятию «система налогообложения».
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделить самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем её свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности территориального построения.
Подытоживая вышеизложенное, можно выделить характеристики (признаки) налоговой системы страны (рис. 2)10, с. 193.
Рис. 2. Основные признаки налоговой системы
Выделенные признаки позволяют дать общую теоретическую характеристику налоговой системы, построенной в той или иной стране. Более практическую её характеристику дают конкретные показатели, к наиболее важным из которых следует отнести показатели: налогового бремени, соотношения прямого и косвенного налогообложения, уровня централизации налоговых полномочий, уровня неравенства доходов после их налогообложения.
Классификация налоговых систем в зависимости от этих показателей представлена на рис. 310, с. 194.
Рис. 3. Основные классификации налоговых систем
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить на:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% от ВВП. К этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% от ВВП. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% от ВВП. Такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно разделить на:
- подоходные, делающие основной акцент на обложение доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% от совокупных налоговых доходов. К этой группе относятся налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% от совокупных налоговых доходов. Данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные, делающие основной акцент на обложение потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% от совокупных налоговых доходов. Такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана. К этой же группе относится налоговая система России.
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы можно разделить на:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% от консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% от консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% от консолидированных налоговых поступлений. К этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.