Файл: Менеджмент человеческих ресурсов. Мировой опыт и основные функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологии психологической поддержки персонала:

  • активное использование разнообразных инструментов моральной мотивации сотрудников как ключевого элемента системы психологической поддержки персонала (в этой области японский опыт радикально отличается от европейских и американских аналогов и практически полностью заимствован у СССР 1960–1970-х годов);
  • особое внимание психологов японских компаний к такому методу профилактики стрессов, как обучение основной части персонала, включая квалифицированных рабочих, методам аутотренинга.

1.2. Отечественный опыт управления персоналом

В процессе знакомства с некоторыми отечественными учебниками, вышедшими за последние полтора десятилетия, может возникнуть ошибочное представление о том, что российская национальная школа управления персоналом либо вообще отсутствует, либо начала формироваться уже после официального перехода экономики на рыночный путь развития. Между тем первый фундаментальный труд, в котором рассматривались в том числе и вопросы НОТ, был опубликован еще в Российской Империи, в 1912 г. Автором этой книги под названием «Тектология. Всеобщая организационная наука» был А. А. Богданов, известный философ, экономист, естествоиспытатель. В 1921 г., уже в Советской России, была издана первая книга А. К. Гастева «Как надо работать». Дальнейшие исследования этого ученого нашли отражение в работах «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). Но еще за год до издания своей первой книги, в 1920 г., А. К. Гастев создал первый в нашей стране научно-исследовательский Институт труда, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда. Наконец, в 1925 г. была опубликована книга О. А. Ерманского «Теория и практика рационализации», в последующие восемь лет переизданная пять раз. Таким образом, можно констатировать, что уже к середине 1920-х годов в нашей стране была создана полноценная научная школа в области пусть одного, но ключевого направления организации трудовых отношений. В дальнейшем российская школа управления персоналом развивалась и по другим направлениям. К основным инновациям в этой области, авторством на которые по праву обладают отечественные ученые и специалисты-практики, относятся:

  • создание институтов наставничества, а также соревнования между трудовыми коллективами и внутри них (1930-е годы);
  • разработка и внедрение централизованных и децентрализованных инструментов мотивации инициативного изобретательства и рационализаторства (1930–1940-е годы);
  • разработка и внедрение разнообразных форм моральной мотивации персонала (1930–1960-е годы);
  • разработка и внедрение новых форм экономической мотивации персонала, основанных на механизме внутрихозяйственного расчета (середина 1960-х годов);
  • создание института «дублеров руководителей» (середина 1970-х годов);
  • разработка и внедрение коллективной формы организации и оплаты труда персонала (первая половина 1980-х годов) и т. п.

В настоящее время отечественная научная школа управления персоналом продолжает уверенно развиваться, хотя и в принципиально новой экономической ситуации. Что касается уже накопленного в России опыта в области организации трудовых отношений на микроэкономическом уровне, то он также вполне востребован в современных условиях.[24]

В современной экономической ситуации конкурентоспособностью компаний выступают нематериальные активы. Важную роль в их структуре играет человеческий капитал - образование, знания, навыки, творческие способности, мотивация сотрудников. На стоимость компании влияет качество человеческих ресурсов, тогда как последнее находится в прямой зависимости от практик управления персоналом.

Во второй главе рассмотрим развитие бизнеса крупной торговой компании после создания в ней службы управления персоналом.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Организационная структура сети супермаркетов «Шамса Холдинг» Экономическая характеристика его деятельности. Кадровый состав и динамика труда в компании. SWOT-анализ корпоративной среды и концепция управления кадрами. Подходы к системе материального стимулирования.

Объект исследования: ООО «Шамса - Холдинг»,
Расположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Компания основана в сентябре 1990 года. На сегодняшний день - «Шамса» крупнейшая на Камчатке розничная сеть, крупные оптовые компании, современные торговые центры, логистический комплекс.

Фактическая численность персонала в Группе компаний «Шамса» на 2019 год - 1270 человек.

ООО «Шамса-Холдинг» – это мозговой центр многопрофильной корпорации «Шамса», центр обработки, анализа информации, принятия стратегических и операционных решений. Как юридическое лицо ООО «Шамса-Холдинг» было создано в 2010 году, когда группа компаний достигла такого уровня развития, что потребовалось создание управляющей компании, которая будет контролировать и объединять все бизнес процессы, а также разрабатывать, утверждать планы для всех структурных подразделений и отслеживать их выполнение. В этот же момент и отдел кадров вырос в HR – службу, получившую HR - директора по персоналу, входящего в состав совета директоров.

После прихода в компанию HR-директора начался комплексный аудит процессов компании:


  • анализ существующей организационной структуры, схемы взаимодействия подразделений и их эффективности;
  • анализ бизнес-процессов;
  • аудит системы документооборота, информационных каналов и информационных потоков;
  • оценка морально-психологического климата в компании;
  • анализ показателей текучести кадров, уровня лояльности сотрудников, данных о вакансиях;
  • аудит существующих должностных инструкций;
  • детальное рассмотрение действующей системы мотивации (материальной и нематериальной).

По результатам анализа был определен путь эффективного комплектования штата, решены вопросы бюджетирования. При этом была проведена серия встреч с руководителями подразделений для выяснения основных проблемных «узлов», требующих решения. Исследования позволили подготовить и представить на обсуждение Совета директоров отчет об управлении человеческими ресурсами в компании, внести предложения о путях решения текущих проблем и поставить задачи на перспективу.

На втором этапе работы HR-директора было определение основных задач деятельности подразделения, планирование его работы.

Советом директоров была определена бизнес-стратегия как «Дальнейшее развитие бизнеса и наращивание капитала». Для реализации стратегии принято решение интенсивно расширять торговую сеть в районах городов полуострова, наращивать сеть алкомаркетов «Пробочка». Основная задача отдела по управлению человеческими ресурсами в этом контексте — своевременное обеспечение необходимыми кадрами по всем позициям: директоров магазинов, торговых сотрудников (в том числе для открывающихся новых магазинов). Отдел должен работать в тесной взаимосвязи со всеми подразделениями компании.

Для достижения стратегической цели компании — увеличения стоимости бизнеса — необходимо было повысить уровень квалификации сотрудников. Поэтому в HR-стратегию были включены мероприятия по изменению системы обучения сотрудников. В частности, к обучению были привлечены ведущие тренеры, чья специализация — именно розничная торговля.

Не менее важной стратегической целью компании было следование ценностям и миссии, развитие корпоративной культуры, формирование клиентоориентированности каждого сотрудника как основного условия повышения культуры обслуживания клиентов. Задачами HR-службы стало создание и поддержание информационных каналов, развитие внутрикорпоративных коммуникаций, разъяснение всем сотрудникам основных целей и задач компании в целом и каждого ее подразделения в частности, формирование и укрепление лояльности работников, формирование позитивного внутреннего имиджа работодателя для своих сотрудников.


Все основные цели и задачи службы по управлению человеческими ресурсами были сформулированы в стратегических документах:

HR-политика — основополагающий документ, в нем сформулированы принципы, которыми мы руководствуемся в отношениях с работниками на пути достижения целей бизнеса.

HR-стратегия (краткосрочная и долгосрочная) — документ, в котором описываются способы, методы и этапы достижения целей, сформулированных в HR-политике, регламенты работы HR-службы.

Документы были представлены на Совете директоров и утверждены всеми его членами.

Среди наиболее важных задач HR – службы «Шамса – Холдинг» можно выделить следующие:

  • способствовать достижению целей компании, повышению стоимости компании;
  • обеспечивать компанию высококвалифицированными и мотивированными сотрудниками, формировать имидж «Перспективный работодатель»;
  • эффективно использовать человеческие ресурсы, формировать и обучать кадровый резерв;
  • организовывать обучение и развитие персонала, повышать компетентность сотрудников, стимулировать их к повышению квалификации;
  • способствовать росту удовлетворенности сотрудников своей работой, формировать мотивацию к труду, стимулировать и укреплять их лояльность;
  • создавать и поддерживать позитивный трудовой и моральный климат в коллективе;
  • обеспечивать эффективные двусторонние связи службы управления персоналом со всеми сотрудниками, поддерживать систему внутренних и внешних коммуникаций (PR).

На первом этапе построения работы службы персонала был подготовлен и утвержден пакет регламентирующих документов:

  • «Положение о Совете директоров компании»;
  • организационную структуру компании;
  • положения о службах и отделах;
  • штатное расписание;
  • «Положение об оплате труда персонала компании ООО «Шамса – Холдинг»
  • должностные инструкции всех сотрудников предприятия;
  • методологию подбора персонала;
  • политики: найма, адаптации, кадрового мониторинга, обучения и развития, мотивации и стимулирования.

В итоге сформировался и был утвержден перечень функции HR- службы в группе компаний «Шамса»:

  • кадровый учет;
  • подбор персонала;
  • планирование резерва персонала;
  • вопросы, связанные с развитием корпоративной культуры;
  • обучение;
  • мотивация персонала;
  • аттестация и оценка качества труда;
  • периодическая ревизия компании.

Структура HR-службы сети компаний «Шамса»


Название должности

Функции

Кому подчиняется

HR-директор по работе с персоналом

Формирует и контролирует исполнение стратегии компании в области управления персоналом.

Президенту компании

Начальник кадровой службы

Организует оптимальные условия для реализации стратегии в области управления человеческими ресурсами

HR-директору

Тренинг-менеджер (менеджер по обучению и аттестации персонала)

Организует оптимальные условия для обучения, развития и контроля за знаниями персонала

Начальнику кадровой службы

Менеджер по развитию корпоративной культуры компании

Организует оптимальные условия внешнего облика персонала, корпоративных правил…

Начальнику кадровой службы

Начальник отдела кадров

Формирует основные принципы кадрового документооборота и организует его эффективное исполнение в соответствии со стратегией и тактикой компании и требований законодательства.

Начальнику кадровой службы

Директор по логистике персонала.

Обеспечивает максимальную эффективность работы персонала. Оптимизирует роли и обязанности персонала.

HR-директору

Менеджер по подбору и оценке персонала

Производит подбор и отбор кандидатов.

Директору по логистике персонала

Менеджер по экономике персонала

Производит расчет стоимости рабочих мест, соотносит их с требованиями бизнес-процессов и определяет степень экономической эффективности каждого сотрудника.

Директору по логистике персонала

Таблица 1. Структура HR - службы в компании «Шамса – Холдинг»

В таблице кратко представлены основные обязанности старших менеджеров HR-службы компании в разрезе должностей, функций и подчинённости.

Вывод:

С момента создания управляющей копании «Шамса – Холдинг» и создания HR-службы, со стороны клиентов был заметен активный рост торговой сети, доступность торговых точек, внедрение новых социальных проектов, что означало развитие и успешную деятельность самой крупной торговой сети полуострова.

Для специалистов же показателем правильности принятых решений, могут быть только цифры. По данным Росстата выручка компании выросла с 170,7 мил. рублей в 2010 году до 607,2 мил. рублей в 2017 году.
Рыночная стоимость компании с 202 мил. рублей в 2010 году до 912,2 мил. рублей к 2017 году. Таким образом выручка с момента создания HR-службы и за семь лет выросла более чем в 3 раза. Рыночная стоимость компании более, чем в 4 раза. Что подтверждает предположение, о том что качество человеческих ресурсов влияет на стоимость бизнеса. Все рассматриваемые в третей главе функции активно используются в ООО «Шамса – Холдинг» и отражают современный российский опыт управления человеческими ресурсами.