Файл: Сходство и отличие требований права и морали(Понятие, особенности и признаки правовой активности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В каждом обществе существует определенная система социальных норм, в которую входят право, мораль, обычаи, религиозные и корпоративные нормы и тому подобное. В общем социальные нормы возникают системой социальной ориентации, которую каждый человек получает от рождения в готовом виде, приспосабливается к ней, пытается определенным образом изменить. Социальные нормы являются важной частью духовного общества, его бытия.

Они институционализируются, формируются в стойкие и стабильные общественные отношения, изменения в которых обусловливают необходимость переосмысления роли этих социальных регуляторов, прежде всего это касается таких ценностных форм человеческого бытия, которые всегда оказали значительное влияние на развитие общества. От их взаимодействия зависит состояние законности и правопорядка в государстве, уровень правосознания граждан и др. Исследование взаимодействия права и морали в общественном регулировании всегда будет иметь важное значение, поскольку без учета их многоаспектной связи система законодательства является неэффективной. Построение стабильной экономической и политической системы, формирование гражданского общества и правового государства требует преодоления коллизий и противоречий между правом и моралью, достижения глубокого и гибкого взаимодействия между ними. Исследование взаимосвязи права и морали имеет важное значение для оптимизации процессов социального регулирования, может стать важной основой социального и духовного возрождения Российской Федерации.

Предмет исследования: сходство и отличие требований морали и права.

Объект исследования: соотношение морали и права в современном мире.

Цель исследования: выяснить основные сходства и отличия требований морали и права.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятия и особенности категорий морали и права з точки зрения теории государства и права.

2. Проанализировать сходства морали и права.

3. Охарактеризовать отличия морали и права.

Методы исследования: методологическую основу данной курсовой работы составляют общепризнанные методы научного познания, в первую очередь формально-логический, нормативный, сравнительно-правовой, системно-структурный.

За основу исследования взяты научные труды таких авторов как: Абдулаев М.И., Алексеев С.С., Адашкин В.Д., Бабенко А.Н., Бейтин Н.А., Баранов П.П., Белоновский В.Н., Буркановая О.А., Вегнеров А.Б., Вопленко Н.И., Галаган И.А., Денисов Ю.А., Радько Т.Н., Сырых В.М., и др.


Философско-правовые аспекты взаимосвязи права и морали рассмотрены в исследованиях А. К. Абросимов, Ю. М. Бондарь, П. Гетьмана, А. А. Гусейнова, А. Г. Данильяна, А. П. Дзебан, С. В. Дрожжина, А. Н. Елманова, Н. Н. Космо, О.Э.Лейста, Д. Ллойда, В. С. Нерсесянца, Г. Радбруха, Е. Ю. Соловьева и др. Об отдельных аспектах рассматриваемых феноменов говорится в работах по общей теории права, в частности С. С. Алексеева, М. С. Кельмана, Н. И. Матузова, Н. Н. Моисеева, А. Ф. Скакун, Г.Ф.Шершеневича.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, выводы и список использованной литературы.

Глава 1 Понятие и категориальные особенности предмета исследования

Правовые основы часто включают в себя рассмотрение некоторых близких по смыслу терминов, между которыми много и сходств и отличий. Одним из приоритетных заданий считается правильное определение морали и права как самостоятельных отраслей. В чем сходство и различия этих двух понятий, а также как правильно сформулировать взаимодействия и противоречия моральных и правовых норм, мы определим в первой главе курсовой работы.

1.1. Понятие, особенности и признаки правовой активности

При исследовании правовой активности мы исходим из того, что правовая активность в «широком» смысле может быть определена как целенаправленная деятельность всех субъектов правоотношений, осуществляется для реализации прав и законных интересов последних[27, c. 163]. Согласно такого понятия правовой активности ею могут владеть и такие субъекты правоотношений, как общественные институты (например, когда обращаются в суд за реализацией своих прав) и государство. Что касается правовой активности в «узком» смысле, то речь идет прежде всего о правовой активность лиц и их объединений, основанную на осознании индивидами положительной значимости права в целом и прав человека в частности [5, c.89]. В этом контексте правовая активность индивидов в некоторой степени является социальной целью, поскольку основывается не только на ценностном восприятии права и его отдельных проявлениях, но и на соотнесении частных интересов между собой, а также с общегражданским интересом [19, c. 58].


Следует отметить, что среди признаков правовой активности в «узком» смысле отдельного внимания требует инициативность субъектов права. Необходимость учета этой черты в понятии правовой активности связана, во-первых, с тем, что соответствующая деятельность должна происходить на основе собственного решения субъекта, основанного на осознании необходимости в активной деятельности, а не навязанного извне; во-вторых, с тем, что индивид готов лично начать соответствующую деятельность (например, обратиться с иском в суд) или брать участие в ней (например, присоединиться к акции общественного протеста) [23, c. 54].

Более того, индивид, выбирает активную правовую позицию, должен обладать достаточно высоким уровнем правосознания и правовой культуры, поскольку его активные действия в сфере права предусматривают наличие соответствующих правовых знаний; умений и, возможно, навыки использовать правовые нормы; небезразличного отношения к отдельным проявлениям права, в частности прав человека; способность к интерпретации определенной жизненной ситуации как правовой [4, c. 123].

Правовая активность личности характеризуется и наличием особого результата деятельности, который может быть определен как положительный. Итак, инициативная деятельность, не достигает нужного результата или достигает отрицательного (например, нарушение прав других лиц), не может быть признана собственно правовой активностью. Последняя, кроме того, тесно связана с правовой коммуникацией субъектов, поскольку такая активность проявляется во взаимодействии с другими индивидами, общественными институтами и государством [17, c. 82].

Как усматривается, правовая активность личности связана прежде всего с реализацией и защитой прав человека и проявляется на индивидуальном уровне (например, инициирование лицом судебного процесса по защите нарушенного права), на уровне общественных институтов (например, создание общественной организации или политической партии), на общесоциальном уровне (как участие в выборах и референдумах). Такая активность может иметь периодический или постоянный характер.

Так, к первой относится деятельность индивида по реализации отдельного права, а ко второй ‑ участие в управлении общественным объединением и тому подобное.

Следует отметить, что трансформация общества, которое стремится приобрести качества гражданского, должно учитывать силу таких нематериальных факторов ‑ общественных преобразований, как правосознание, правовая культура, в частности правовая активность [11, c. 71]. Правовая активность личности в условиях формирования гражданского общества связана в основном именно с развитием правосознания и правовой культуры, поскольку ни законодательное установление перечня и механизмов реализации прав человека, ни создание соответствующих структур для их защиты не гарантируют использование этих механизмов правообладателями [8, c. 139]. При этом воспитание правовой активности не следует проводить за счет навязывания преобладающего типа поведения и нельзя ожидать быстрого изменения менталитета индивидов в сторону восприятия активного поведения как нормального, привычного вида поведения в целом. Поскольку надлежащая реализация правовых возможностей человека совпадает с интересами гражданского общества и правового государства, воспитание правовой активности должно осуществляться за счет действий как общественных институтов (например, просветительская деятельность по реализации прав человека), так и государства (например, внедрение образовательных программ по изучению таких прав) [1, c. 267].


Учитывая то, что в реальности человек не является изолированным и много зависит от его окружения, возникают вопросы: как определить правовую позицию человека в конкретный момент, когда он оказывается в сфере общественных отношений, урегулированных правом.

Человек в своей деятельности должен опираться не только на имеющиеся социально-экономические и политические условия, но и иметь необходимые ценностно-правовые основания своего положения в обществе. Поэтому одной из важнейших целей анализа правовой активности человека является проблема свободы существования человека в естественно-правовом пространстве. Исследование правовой активности человека как важнейшего показателя его существования в естественно-правовом пространстве особенно актуально для понимания и стимулирования сознательной, волевой деятельности, а также образование новых ценностно-правовых атитюдов на основе ранее сформированных [2, c. 68]. Необходимо выработать единую концепцию понимания факторов, влияющих на положительную активность, а отсюда ‑ на правомерное существования человека в естественно-правовом пространстве на основе свободной воли и ценностных атитюдов.

Положительная активность человека в научной мысли рассматривается, как правило, в контексте правомерного и неправомерного поведения, а также на основе анализа отношений между людьми, проявляющиеся в психологическом и моральном отношении человека к человеку, к объектам его интересов и потребностей [3, c. 339]. Этой проблематике касаются работы таких известных ученых, как: Т. Гарасимов, В. Лозовой, А. Маковецкий, С. Сливка, А. Хёффе, В. Ядов и другие.

Несколько меньше внимания ученые-правоведы, философы права уделяли особенностям воздействия свободы и ценностных правовых атитюдов на положительную активность человека в естественно-правовом пространстве [4, c. 82].

В общем, несмотря на значительное количество научно-исследовательской литературы по этой тематике, считаем, что целесообразно анализировать природу и сущность человека, основываясь на проблемы его самооценки, системы ценностей, ценностных ориентаций и свободной воли.

Положительная правовая активность является результатом усвоения человеком правовых требований, превращение их в привычку и потребность соблюдать закон. Для выяснение внутренних процессов, влияющих на поведение человека, имеет важное значение изучение механизмов формирования правового атитюда.

Атитюды (англ. Attitude ‑ отношение, установка) ‑ это внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествующего его поведению [1, c. 12]. Атитюды формируются на основании предварительного социально-психологического опыта, на осознанном и неосознанном уровнях и регулируют поведение человека.


Атитюды человека могут быть правовые (правомерные и неправомерные). Обоснованным является повышенный интерес не только философии права, но и ряда других отраслевых наук с особенностями правового воспитания человека, формирования его активной жизненной позиции. Одним из основных регуляторов поведения людей является их аттитюды [15, c. 94].

К общим факторам, влияющих на формирование правового аттитюда, можно причислить: уровень развития общественного правосознания, систему духовных ценностей общества, имеющуюся правовую систему и ряд других, ведь невозможно точно предсказать, что именно повлияет на человека в тех или иных условий [16, c. 283].

Развитие юридической психологии, социологии права, криминологии способствует исследованию аттитюдов человека в естественно-правовом пространстве. Опираясь на труды упомянутых ученых, можно сделать вывод, что аттитюды в естественно-правовом пространстве является частью социо-природных установок и имеют общие признаки. Наука давно установила, что решающее влияние на поведение человека имеют общественные условия, в которых развивается человек и проявляется социальная направленность его сознания. Как система потребностей, интересов, взглядов, идеалов, направленность является одной из центральных характеристик аттитюдов на всех уровнях.

На основе осознания окружающей действительности, в частности естественно-правового пространства, и своего поведения в обществе у человека формируется отношение к окружающей действительности, является определяющим звеном в выборе аттитюдов на тот или иной вид активности в обществе. Разное отношение человека к условиям действительности, к бытийного пространства в целом является главным признаком, с помощью которого можно определить аттитюды человека, его направленность и поведенческую готовность [20, c. 51]. Отсюда отношение характеризуется определенной универсальностью, поскольку оно может рассматриваться и как признак аттитюдов человека, и как причина возникновения соответствующего аттитюда, а также отношение в определенном смысле и частью содержания аттитюда. Когда мы говорим о аттитюде человека в естественно-правовом пространстве, то прежде всего речь идет об общественных ценностях человека (мораль, право, культура и т.д.), как основу классификации аттитюдов, которые и определяют их направленность и является их важными признаками [28, c. 67]. Скажем, одной из главных ценностей общества есть право, которое, с одной стороны, служит интересам народа, выступает в роли мощного инструмента в построении правового общества и защиты прав и свобод человека и гражданина, а с другой ‑ является ценностью само по себе, как совокупность природно-правовых норм.