Файл: Роль рекламы в современном маркетинге ( На примере конкретной организации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты рекламы как средства маркетинговой коммуникации
1.1 Понятие рекламы и ее место в системе маркетинговой коммуникации
1.2. Эффективность рекламной деятельности организации
Глава 2. Анализ эффективности рекламной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2. Анализ рекламы на примере ОАО «АВТОВАЗ»
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности рекламной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Экономическая эффективность рекламы - это экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Экономическую эффективность рекламы можно выразить через эффективность затрат на продвижение. Эффективность затрат на рекламу - это отношение количественного выражения эффекта к затратам, вызвавшим этот эффект.
Основная часть проблемы при оценке эффективности затрат на рекламу заключается в определении числителя дроби. Иногда вид эффективности называют сбытовым, торговым или коммерческим. Для рекламодателя основным вопросом является увеличение прибыли, который получается в результате проведения рекламных кампаний. Так же можно проанализировать и сопоставить рекламные расходы и изменение объемов продаж. При рассмотрении данного вопроса определенную пользу приносят вспомогательные показатели реальной торговли.
Рассмотрим несколько видов:
- отношение прироста объемов продаж товара к сумме затрат на его рекламу;
- отношение прироста прибыли, которая была получена после рекламной кампании, к сумме рекламных затрат;
- динамика уровня рекламных затрат ( в общем объеме продаж);
- расходы на рекламу на тысячу потребителей, подвергшихся воздействию всех видов рекламы, а так же конкретного вида рекламы;
- количество покупок товара, подвергшихся рекламой;
- прирост объема сбыта за прошедший период после рекламной кампании[17].
На основании всех этих данных исследуем экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной кампании и рекламной деятельности в целом. Из выше сказанного следует, что измерение экономической эффективности рекламы представляет большие трудности, потому что реклама не дает эффекта сразу.
А рост товарооборота частично вызывается другими (нерекламными) факторами ( например изменением продаваемости продукции из-за роста цен и т.п.).
Таким образом, для того, чтобы получить те результаты, которые будут близки к реальным, следует рассмотреть изменения экономических показателей деятельности фирмы под действием рекламной кампании, не проводя других мероприятий по продвижению в одно и тоже время.
На сегодняшний день экономическая эффективность рекламы рассчитывается в виде следующих основных показателей:
Удельный вес рекламных расходов в выручке (обороте): (1)
где Эр - эффективность рекламы %,
Рр - расходы на рекламу руб.;
В – выручка руб.
- Отношение рекламных расходов к чистой прибыли [14]:
(2)
где Эр - эффективность рекламы,
%, Рр - расходы на рекламу руб.;
Чп - чистая прибыль руб.
Таким образом, экономическая эффективность рекламы - это экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Экономическую эффективность рекламы можно выразить через эффективность затрат на продвижение. Эффективность затрат на рекламу - это отношение количественного выражения эффекта к затратам, вызвавшим этот эффект. На сегодняшний день экономическая эффективность рекламы рассчитывается в виде следующих основных показателей: удельный вес рекламных расходов в выручке (обороте) и отношение рекламных расходов к чистой прибыли.
Глава 2. Анализ эффективности рекламной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» является крупнейшим промышленным предприятием в Российской Федерации, а также в странах СНГ, производителем легковых автомобилей и запасных частей. Это определяет важность предприятия для экономики города Тольятти, Самарской области и Российской Федерации в целом.
ОАО «АВТОВАЗ» является одним из уникальнейших автомобильных заводов в мире - на одной производственной площадке производится более 50% комплектующих к выпускаемой продукции. Так же обеспечивает запасными частями автомобили, которые были сняты с производства более 15 лет назад, что позволяет поддерживать их в технически исправном состоянии и нормально эксплуатировать.
Ассортимент производимой продукции предприятия очень широк и включает в себя как производство легковых автомобилей, так и запасных частей к ним. ОАО «АВТОВАЗ» представляет собой мощную жизнестойкую корпорацию, имеющую прочные взаимосвязи со всеми отраслями и секторами экономики страны. На сегодняшний день завод входит в число 20 компаний-лидеров в России.
Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» создано по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 1-Р от 05 января 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721[18].
Правовое положение предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», другими законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «АВТОВАЗ».
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Местом нахождения общества является место его государственной регистрации: Российская Федерация, Самарская область, город Тольятти, Южное шоссе, 36.
Основным видом деятельности является производство легковых автомобилей, производство запасных частей. Миссия данного предприятия – это создание качественных автомобилей по доступным ценам, принося при этом стабильную прибыль акционерам, тем самым улучшить благосостояние сотрудников и повысить уровень ценности нашего бизнеса.
В настоящее время ОАО «АВТОВАЗ» остается лидером отечественного автопрома, производя более 600 тысяч автомобилей в год, и около 100 тысяч из них отправляя на экспорт, и при этом стремится занять свое место в ряду крупнейших предприятий мировой автомобильной отрасли.
Основные производственные подразделения, задействованные в технологической цепочке, подтвердили соответствие требованиям международных стандартов, ведется работа по внедрению новых, более высоких требований ИСО/ТУ 16949, исполнение которого является предпосылкой для производства более конкурентоспособной продукции. В структуре ОАО «АВТОВАЗ» насчитывается более 30 функциональных подразделений (Производств, Дирекций и Управлений) общая численность персонала предприятия около 70 тысяч человек.
Органами управления предприятия являются:
− общее собрание акционеров;
− совет директоров;
− коллегиальный исполнительный орган (правление);
− единоличный исполнительный орган (президент). Общее собрание акционеров
- высший орган управления ОАО «АВТОВАЗ».
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом Общества к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется коллегиальным исполнительным органом Общества (правлением) и единоличным исполнительным органом Общества (президентом).
Исполнительные органы ОАО «АВТОВАЗ» (правление и президент) подотчетны совету директоров и общему собранию акционеров Общества. К компетенции исполнительных органов относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров Общества.
Подразделения предприятия действуют на основе Положений о данных подразделениях, утвержденных Генеральным директором, каждый работник имеет должностную инструкцию согласно штатному расписанию. Проанализируем основные организационно-экономические показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2016-2018 гг. (табл. 1).
Проанализируем основные показатели организационно-экономической деятельности предприятия, приведенные в табл. 1 за 2016-2018 гг. Как следует из данных табл. 1, относительное изменение объема продаж продукции в 2017 г. по отношению к 2016 г. возросло 8,12 %, а в 2018 г. к 2017 г. сократилось на 10,93%. Увеличение объема продаж продукции в 2017 г. по отношению к 2016 г. составило 14 218 тыс.руб., а сокращение объема продаж продукции в 2018 г. по отношению к 2017 г. составило 20 696 тыс.руб. Численность персонала за исследуемый период практически сокращается: в 2017 году по сравнению с 2016 годом происходит сокращение на 20,41%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом - на 12,91%. Несмотря на значительное сокращение численности сотрудников ОАО «АВТОВАЗ», за исследуемый период 2016-2018 гг. происходит увеличение среднегодовой выработки на одного работающего - на 35,84% в 2017 году по сравнению с 2016 годом и на 2,27% в 2018 году по сравнению с 2017 годом.
Таблица 1
Основные организационно-экономические показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2016-2018 гг
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное |
Относительное |
|||||
1 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|||||
2 |
Объем продаж продукции |
млн. руб. |
175 152 |
189 370 |
168 674 |
14 218 |
-20 696 |
8,12 |
-10,93 |
3 |
Численность работающих |
чел. |
69 175 |
55 057 |
47 950 |
-14 118 |
-7 107 |
-20,41 |
-12,91 |
4 |
Среднегодовая выработка на одного работающего |
млн. руб. |
2,53 |
3,44 |
3,52 |
0,91 |
0,08 |
35,84 |
2,27 |
5 |
Фонд заработной платы работающих |
млн. руб. |
25 865 |
26 104 |
27 204 |
239 |
1 100 |
0,92 |
4,21 |
6 |
Среднегодовая заработная плата работающего |
млн. руб. |
0,37 |
0,47 |
0,57 |
0,1 |
0,09 |
26,8 |
19,66 |
7 |
Коэффициент опережения темпов роста производительн ости труда над темпами роста заработной платы |
раз |
- |
1,07 |
0,85 |
- |
-0,22 |
- |
-20,22 |
8 |
Полная себестоимость продукции |
млн. руб. |
178 649 |
195 028 |
188 522 |
16 379 |
-6 506 |
9,17 |
-3,34 |
9 |
Затраты на 1 рубль продаж |
руб. |
1,02 |
1,03 |
1,12 |
0,01 |
0,09 |
0,97 |
8,52 |
10 |
Прибыль (убыток) от продаж |
млн. руб. |
-3 497,00 |
-5 658,00 |
-19 848,00 |
-14 190,00 |
61,80 |
250,80 |
|
11 |
Уровень рентабельности продукции |
% |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Уровень рентабельности продаж |
% |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
-- |
- |
- |
Кроме того, несмотря на сокращение численности сотрудников ОАО «АВТОВАЗ» происходит увеличение фонда заработной платы в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,92%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом - на 4,21%. При этом растем и среднегодовая заработная плата одного работающего: с 0,37 млн.руб.в 2016 году до 0,47 млн. руб.в 2017 году и до 0,57 млн.руб. в 2018 году. Себестоимость продукции ОАО «АВТОВАЗ» в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 9,17%, что было связано, в первую очередь, с увеличением объема продаж. В 2018 году по сравнению с 2017 г. она уменьшилась на 3,34%, что также явилось следствием сокращения объема продаж.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что представленные показатели свидетельствуют о значительном снижении эффективности деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за исследуемый период.
2.2. Анализ рекламы на примере ОАО «АВТОВАЗ»
Для того чтобы компания была востребована на рынке услуг, и узнаваемой у потребителей, необходимо заявить о себе. Самым эффективным способом для достижения этой цели, является реклама.
ОАО «АВТОВАЗ» использует следующие виды рекламы:
- реклама в прессе. В основном это реклама в журналах: «Автомир», «За рулем», «5 колесо». С некоторыми изданиями заключен договор, согласно которому компании предоставляется скидка на размещение рекламы, а компания взамен предоставляет место для распространения журналов. Так же в автомобильных журналах регулярно выходят статьи о работе ОАО «АВТОВАЗ», новых услугах и эксклюзивных предложениях. Стоит отметить, что сфера продвижения выбрана правильно и целевая аудитория четко ограничена автолюбителями.
- Реклама на радио. Запущена реклама на популярных радиостанциях Тольятти и Самарской области. Основную целевую аудиторию радиостанций составляют автолюбители, слушающие радио в дороге.
- Реклама на телевидении: ОАО «АВТОВАЗ» для продвижения своей продукции использует рекламу на телеканалах, преимущественно федеральных. В эфире запушены ролики «Лада Приора», «Лада Калина», «Лада Гранта». Во всех роликах автомобили АВТОВАЗа представлены как практичное средство транспорта для прагматичных людей - реальные машины для реальной жизни.
Реклама марки автомобиля «Lada Priora». В ролике про автомобиль «Приора» противопоставляется «подводной лодке для тебя и для нее», которая символизирует дорогие иностранные автомобили. Модные иномарки показаны глупым выбором в глазах человека с практичной точки зрения. Слоган: Реальные машины для реальной жизни.