Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Веста»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТИ
1.1 Факторы формирования стилей управления их особенности
1.2 Стилей руководства в системе управления: достоинства и недостатки
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ООО «ВЕСТА»
2.1 Характеристика деятельности организации ООО «Веста»
2.2 Анализ кадрового потенциала ООО «Веста»
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия эффективного руководства дает представление о том, как будет осуществляться управление бизнесом, стратегия так же важна, как производственная и финансовая стратегии[1].
Большое влияние оказывают на формирование отношений в коллективе и социально-психологический климат руководитель, стиль и метод руководства компанией. Перед руководителем стоит задача эффективно воздействовать на коллективную мотивацию, формировать и управлять социально-психологическим климатом, получать высокую отдачу и результативность от подчиненных. Минимизировать конфликтные ситуации и затраченное на них время.
Цель исследования заключается в раскрытии и оценке деловых качеств и особенностей стиля руководства, а также их влияния деятельность предприятия в целом.
Чтобы достичь цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать оценку деловых качеств руководителя;
- рассмотреть степень влияния стилей управления руководителя на процесс деятельности предприятия;
- проанализировать влияние стиля руководства на социально-психологический климат на предприятии на производительность труда;
- провести диагностику причин, препятствующих развитию благоприятного климата на предприятии, основанных на стиле управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию методов управления в коллективе;
Объект исследования – персонал кафе ООО «Веста».
Предмет исследования – выбор стиля руководства на предприятии.
Методологическую и теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, менеджмента в туризме, экономического анализа, финансового менеджмента и др.
Информационную базу работы составили: специальная литература по теме исследования авторов работ по менеджменту: Изотова В.В, Емельянова Ю.И, Максимцова А.В, Короткова Э.М., работы Мочалова Г.С., Кулагина О.А., Трояновского В.М. по теории управленческих решений.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя теоретические и практические вопросы, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТИ
1.1 Факторы формирования стилей управления их особенности
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Выполнение этих и других функций осуществляется путем подготовки, принятия и организации выполнения решения[2].
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
К личностным характеристикам относятся: воля, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, здоровье, реакции, характер внимания, рискованность, параметры мышления.
Принято различать общие и специальные функции руководителя по отношению к управленческим решениям. Определение функций представим в таблице 1 приложение 1.
Как видно из таблицы, эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем функциям, которые он призван выполнять в управляющей системе. Роль руководителя проявляется как влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческого решения и личностные оценки существующего управленческого решения[3].
Проведем оценку эффективности деятельности руководителя предприятия с позиции формирования стиля руководства.
При формировании стиля руководства руководитель в первую очередь должен быть ответственен за:
- привлечение специалистов и руководителей с рынка труда по минимально возможным рыночным ценам — за счет построения системы и технологии поиска, мотивации, обучения, системы компенсаций и т. п.
- повышения результативности и производительности работы сотрудников — за счет построения системы оценки исполнения и стимулирования персонала, организации системы повышения квалификации сотрудников, расстановки и ротации и т.д.
- развитие и удержание «ключевых» сотрудников и руководителей — за счет формирование репутации, программ стимулирования, обучения, построения системы компенсаций и т.д[4].
Назовем основные проблемы и противоречия формирования стиля руководства в деятельности руководителя по управлению персоналом.
Первая проблема – противоречия. Направленность деятельности руководителя на сотрудника, обеспеченности его ценности, прав, с учетом современного мира с одной стороны. с другой стороны направленность от сотрудника на предприятие, эффективность, производительность труда. Это способствовало манипулированию руководителем сотрудников.
Резюме: для руководителя является гармоничное разрешение данного противоречия, руководитель не должен формально относиться к сотрудникам, учитывать личность сотрудника.
Вторая проблема - связана с деятельностью по управлению персоналом и представляет собой противоречия между:
- активнодеятельностным началом личностью самостоятельно принятием решений, стремлением сотрудника самостоятельно постичь суть проблемы, с одной стороны;
- с другой стороны, требованиями, предъявляемыми к сотруднику формальной должностной единицы и неформальной единицы определяемой структуры организации. Под влиянием этих структур сотрудник начинает выполнять определенные социальные и социально-психические роли в организации.
Для разрешения данной проблемы руководителю необходимо согласование индивидуальной личностной позиции сотрудника по отношению к своей деятельности с тем влиянием, которому подвержена личность со стороны группы и организации.
Третья проблема: противоречие.
а) стремление сотрудника к самоактуализации раскрытию позитивного конструктивного начала к свободе выбора:
- к открытости будущему;
- к самостоятельности, к ответственности.
б) зависимостью сотрудника от ряда внешних и внутренних факторов:
- биологических;
- наследственных;
- социальных;
- национальных;
- географических;
- неосознаваемых (бессознательных и подсознательных) которые детерминируют деятельность сотрудника.
Резюме: руководителю в своей деятельности необходимо учитывать взаимосвязь факторов влияющих на деятельность сотрудника и понимать, что личность направлена на свободу выбора и имеет социальные права.
Четвертая проблема: противоречие восприятия руководителем своего коллектива:
а) персонал воспринимается как совокупность работников, как воспроизводительная сила, как инструмент получения прибыли, эффективности;
б) с другой стороны персонал – люди, личности, каждая из которой индивидуальна и самоценна.
в) в целом персонал организации представляет собой определенную систему: общность элементов, находящихся друг с другом в непосредственном взаимодействии, взаимосвязи, предающие новые качества системе, и отличающие ее от простой суммы работников.
Резюме: с учетом этого противоречия важным является ценностное восприятие руководителем персонала формальной структуры организации, каким является ООО «Ависта» на основе системного подхода, а также с функциональной и индивидуальной стороны (кнут и пряник).
Пятая проблема:
а) сотрудник в организации является наемным работником
- продает свой труд владельцу предприятия взамен за вознаграждение и социальные льготы;
- он не участвует в распределении средств и у него возникает отчужденность (хочется получить больше средств за меньшую работу), у руководителя другая цель: завалить работника большей работой, но оплатить меньше.
б) сотрудник в организации в современных условиях «рынка» может быть соучастником и совладельцем компании.
Резюме: для руководителя важно сформировать заинтересованность работников в результате труда.
- мотивация и стимулирование труда во всем мире
- бесплатная медицина, транспорт – от дома до работы, компенсация за проезд.
Шестая проблема: противоречие в деятельности персонала.
а) поведение в деятельности сотрудника, где происходит доминирование в развитии работника в психологии проявляется в доминировании работника, связанная с его жизненных планов.
б) в психологии сотрудника общественное начало «коллективистское» еще присутствует.
Резюме: руководителю нужно учитывать коллектив и воздействовать на личность, как часть коллектива и как личность[5].
А.В. Морозов дает определение стиля руководства коллективом как интегральной характеристике индивидуальных особенностей и способности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно характеризуют ее способности и особенности решения управленческих задач. И выделяет 12 стилей управленческой деятельности[6]
В стиле, по мнению автора, весьма емкой характеристике личности руководителя находят отражение достоинства и недостатки, его сильные и слабые стороны. Дадим им краткую характеристику стилям управления.
1. Авторитарный. Стиль, для которого характерно единоначалие руководителя в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом.
2. Коллегиальный. Для руководителя, которому характерен этот стиль, главной установкой является: «Надо посоветоваться с коллективом». Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с очевидными достоинствами в рамках этого стиля имеются и недостатки. Суть их особенно проявляется в тех ситуациях, когда даже вопросы, не требующие детального обсуждения, часто выносятся на коллективное обсуждение.
3. Плановый. Для руководителя этого стиля главное - план, программа. Руководитель такого стиля очень много уделяет внимания всевозможным планам и программам. Управление на основе четко и глубоко проработанного плана – весьма положительное качество.
4. Авральный. Это стиль спешки и компанейщины, когда цель часто достигается любой ценой. Способность руководителя мобилизовать себя на решение приоритетной задачи из блага превращается в бедствие для коллектива, который в условиях авральной работы заметно снижает ее качество. При таком стиле руководства с неизбежностью возникают и конфликтные ситуации.
5. Адаптивный или либеральный. Этот стиль часто не без основания еще называют и попустительским. При таком стиле руководства коллектив как бы «плывет по воле волн».
6. Регламентирующий, или его можно также назвать контролирующий. Для этого стиля, в противоположность либеральному, характерна постоянная регламентация того, что необходимо делать, как и в какие сроки.
7. Перестроенный. У руководителя этого стиля всегда масса идей и проектов. Он постоянно видоизменяет цели, задачи работы подразделений. Организация такого руководителя постоянно находится как бы в состоянии налаживания дел. При несомненном достоинстве и благих намерениях руководителя усовершенствовать работу его организации часто перестройка осуществляется ради перестройки.
8. Консервативный. Это стиль руководителя, который во главу угла ставит незыблемость традиций и раз и навсегда установленных ритуалов, принципов и способов решения управленческих задач.
9. Дипломатический. Руководитель этого стиля слывет в коллективе дипломатом, который способен договориться и решить проблему там, где, казалось бы, нет никаких реальных возможностей. Он делает главную ставку в принятии решений на личные контакты, а часто и личные связи.
10. Документальный. Руководитель этого стиля придает исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям и как следствие скатывается к «бумаготворчеству». Позитивным моментом в этом стиле является тот факт, что у такого руководителя документы, различного рода планы и отчеты, деловая переписка всегда находятся в должном порядке.